По этой причине свободная цена реализации также называется договорной или ценой сделки. В основе свободной цены лежат фактические затраты на производство и реализацию ТРУ. Итоговый размер цены зависит от спроса и предложения.
На некоторые ТРУ, имеющие особое социально-экономическое значение государство сохраняет контроль за образованием цен и ограничивает их размер путем регулирования. Это выражается в том, что государство законодательным путем устанавливает предельные размеры некоторых элементов этих цен (рентабельность, оптовые и торговые надбавки). Таким образом, в основе ГРЦ также лежат фактические затраты на производство и реализацию ТРУ, а её итоговый размер зависит
а) от спроса и предложения,
б) от пределов, заданных государством.
Причем, отдельные параметры устанавливаются Правительством РФ, а другие – исполнительными органами власти субъектов РФ и местными администрациями. Таким образом, государство контролирует формирование цен на данные виды ТРУ, и сдерживает их рост.
|
|
Государственному регулированию подлежат цены на следующие виды ТРУ:
1. розничные цены и тарифы на отдельные потребительские товары и услуги для населения (некоторые продукты питания и детского ассортимента, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, проезд и провоз багажа на городском и пригородном пассажирском транспорте, коммунальные, ритуальные услуги и некоторые другие).
2. оптовые цены и тарифы на продукцию топливно-энергетического комплекса: нефть, газ, электроэнергия и некоторые другие виды топлива.
3. тарифы на услуги производственно-технического назначения: услуги связи, грузовые и транспортные перевозки и услуги.
Итак, государственная регулируема цена – это цена на определенные виды ТРУ, имеющих особое социально-экономическое значение, параметры некоторых элементов которой ограничиваются государством.
Свободная цена и ГРЦ имеют одинаковую структуру и состоят из следующих элементов:
1. себестоимость,
2. прибыль,
3. косвенные налоги (НДС, акцизы),
4. оптовые надбавки,
5. торговые надбавки.