Основное содержание пессимистического и оптимистического мировоззрения

Казалось бы, что принятие материалистической или одной из идеалистических концепций происхождения Вселенной и жизни на земле в качестве основы мировоззрения конкретного человека не имеет отношения к его нравственности, но это не так. Глобальные философские проблемы, изложенные в названных теориях, непосредственно влияют на формирование мировоззрения, порождая оптимистическое или пессимистическое отношение к жизни, которое обязательно сказывается на его нравственности.

Первым о существовании оптимистического и пессимистического мировоззрения заговорил философ Альберт Швейцер (1875-1965), который в своей работе «Культура и этика» писал: «История западной философии – это история борьбы за оптимистическое мировоззрение. Если европейские народы в древности и в новое время достигли определенного уровня культуры, объясняется это тем, что в их мышлении доминировало оптимистическое мировоззрение, которое, не сумев уничтожить пессимизм, во всяком случае, постоянно его подавляло.

Пессимизм – это пониженная воля к жизни. Следовательно, он повсюду, где человек и общество уже не находятся больше во власти идеалов прогресса, которые с необходимостью выдвигает последовательная воля к жизни, а опускаются до принятия действительности такой, какая она есть.

Действуя безымянно, пессимизм опаснее всего для культуры. В этом случае он атакует самые ценные идеи жизнеутверждения, оставляя менее ценные нетронутыми».

Уже в начале XXI столетия российский философ Александр Георгиевич Спиркин в своем учебнике «Философия» изложил свое видение мировоззрения. Он пишет: «В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Автор этой книги (Спиркин А.Г.) исходит из того, что материальное и духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формирует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия» В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека». [123. 14-15]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: