- это основной рабочий (полезный) ход поршня двигателя и проходит с теплообменом,т.е. это политропный процесс. В начальной стадии (объем Z1-Z) расширения после ВМТ происходит догорание топлива и,считается,что давление сгорания остается постоянным.объем этого периода оценивается коэффициентом степени предварительного расширения - r.
| №п\п | параметр | Обозна- чнение | Размер- ность | величина | примечание |
| Степень предварительного расширения | r | --- | расчет | ||
| Степень последующего расширения | d | --- | расчет | ||
| Давление конца расширения | Pb | МПа | расчет | ||
| Температура конца расширения | Tb | 0K | Расчет | ||
| Давление начала выпуска | Рв1 | МПа | Принимаем | ||
| Показатель политропы расширения | n2 | расчет |
Степень предварительного расширения (Z1-Z):
r =
=
Степень последующего расширения (объем Z-b):
d =
=
n2 – показатель политропы расширения. Расчет показателя проводим по формуле:

Принимаем n2 =
Давление в конце расширения, МПа:
Pb =
=
Температура в цилиндре в конце расширения, К:
Tb =
=.
Ориентировочные значения параметров конца расширения:
Для МОД—Pb= 0.25 -0.4 Мпа, Tz= 900-1000 К
ВОД --- 0.4—0.6 Мпа, 1000-1200К
Давление выпуска Pr-Pb1 в процессе не остается постоянным. В расчетах принимаем среднее значение:по опытным данным (0.1- 0.15)Мпа. для ДВС без наддува. Большие значения относятся к быстроходным ДВС.
Для двигателей с наддувом 0.15-0.2 Мпа.
Принимаем Рв1= Мпа






