Цель и смысл жизни

Многие поколения философов, литераторов и просто мыслящих людей пытались дать ответ на вопрос, в чем состоит смысл и цель жизни человека? В наши дни к нему обращаются редко, потому что возникшее в результате реформ преклонение перед рынком, казалось бы, однозначно ответило на этот вопрос. Главное в жизни – быть успешным и зарабатывать много денег. Однако на поверку подобный вывод не является открытием. Еще с глубокой древности не все люди не считали, что погоня за материальным благополучием и богатством является для них единственной целью и смыслом жизни. Моисей, сокрушив золотого тельца, символически показал последующим поколениям, что духовная вера выше веры в материальное, пусть и сделанное из драгоценного металла. Иисус Христос однозначно заявил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». [6. 3:4]

Материалисты, отвергнув идею высшего разума, участвовавшего в возникновении, а точнее в сотворении Вселенной, Земли и человека, отвергли и наличие идеи, явного или тайного смысла их существования. Случай был провозглашен источниками всего сущего. Не судьба и рок как в седой античности, а просто случай, который часто сопровождается эпитетом «слепой».

Христианские богословы почти две тысячи лет убеждали паству, что человечество должно совершенствоваться, чтобы достойно встретить второе пришествие Христа. Деятели эпохи Просвещения поставили прогресс человечества, заключавшийся в развитии образования и науки, в качестве цели исторического процесса. По мнению многих общественных деятелей того времени даже революции служат прогрессу. К. Маркс и Ф. Энгельс прямо заявили, что «революции - локомотивы истории». Но в конце XIX столетия Ницше объявил, что никакого прогресса в истории человечества не существует и он является «фальшивой идей».

Можно задать вопрос, а какова связь между глобальными проблемами философии, культуры и проблемами отдельного человека? При тщательном размышлении мы обязательно придём к выводу, что все люди связаны друг с другом, не только благодаря земле, по которой ходят, воздуху, которым дышат, но и идеям, господствующим в обществе. Существует не только психика отдельного человека, психологи доказывают, что существует психология масс. Если среди людей распространены идеи бессмысленности истории человечества, то, как можно, придать смысл жизни отдельного человека? Идеи бессмысленности всего сущего взрывают всю систему традиционных взглядов на существование вечных и незыблемых нравственных истин, служащих базой гуманистических отношений, отрицают положительную роль семьи и государства в системе межличностных отношений, являются фундаментом ницшеанской идеи о сверхчеловеке, который не ведает морали и по этой причине руководствуется «правом сильного». В результате рождается пессимизм и неверие ни во что светлое.

Цель и смысл жизни отдельного человека определяются его устремлениями. Кажется, что у каждого в жизни может быть множество целей. Это верно, но среди множества индивидуальных целей есть всего два направления, определяющих отношения людей между собой и избираемые каждым в зависимости от внутренних потребностей. Одно направление это духовное развитие и совершенствование, другое – приобретение материальных благ. Между ними лежит глубочайшая пропасть. Духовное совершенствование невозможно без альтруизма и желания делать добро другим людям. Нацеленность на погоню за приобретением материальных благ, а попросту богатств изначально предполагает в человеке преобладание эгоизма над другими качествами. Эгоизм и альтруизм несовместимы, хотя в чистом виде они встречаются достаточно редко. Иисус Христос предупреждал, что нельзя одновременно служить Богу и маммоне, то есть богатству, потому что сердце будет тяготеть к чему-то одному. Особенно страшной жажда приобретения становится, когда перерождается в ненасытную алчность. Именно она толкает человека на любое преступление.

В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». [6. 5:48] Не этот ли призыв к совершенствованию должен определять смысл и цель жизни отдельного человека и всего общества. Что может быть благороднее и труднее чем стремление сделать отношения в обществе гармоничными, а самого себя совершенным. Можно возразить, что человек слаб и не может быть совершенным, но если признать что путь к собственному совершенству не является для людей привлекательным, то единственно неизбежным становится второй путь – саморазрушения или деградации, так как третьего пути просто не существует. В природе всё живое или развивается или наоборот разлагается – деградирует. Каждый человек, развивая свои способности, прогрессирует, но для этого нужны волевые усилия и желание достижения какой-либо значимой цели. Всё гораздо проще с деградацией. Для того, чтобы деградировать, а точнее, терять человеческий облик, достаточно, не предпринимая усилий, плыть по течению жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: