Формы непосредственной демократии: местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан. Формы представительной демократии: выборные органы, выборные должностные лица МСУ. Формы участия населения в осуществлении МСУ. Территориальное общественное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением МСУ. Первая - форма непосредственной или прямой демократии. Вторую группу составляют формы представительной демократии - выборные и другие органы МСУ.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления;
•. мест ный рефер ендум. Местный референдум проводится на всей территории Мун.обр. по наиболее важным вопросам местного значения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Мун.обр.. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории Мун.обр. и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
• муниц ипальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы Мун.обр. на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
• голосов ание п о отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностн ого лица м е ст н ого сам оуп равления; голосование по вопр о сам изменения г р ани ц, преобразования Мун.обр..
• сход граждан. В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный/ орган не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Созывается главой Мун.обр. самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей, обладающих избирательным правом.
Формы участия населения в осуществлении МСУ:
А) правотворческая инициатив а г раждан.
С правотворческой инициативой вправе выступить инициативная группа граждан, (не более 3% от жителей мун.района) обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом МСУ или должностным лицом МСУ, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Б) территориальное общественное с амоуправление
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
В) публичные слушания
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Мун.обр., главой Мун.обр. могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься:
1. проект Устава Мун.обр., внесение в него изменений;
2. проект бюджета Мун.обр. и отчет о его исполнении;
3. проекты планов и программ развития Мун.обр., проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий, реконструкции объектов капитального строительства.
4. вопросы о преобразовании Мун.обр..
Г) собрание граждан. ( обсуждение вопросов местного значени, информирования населения о деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ, осуществления ТОС на части территории Мун.обр.)
Д) конференц ия граждан (полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов)
Е) опрос гр аж дан. (проводится на всей территории или на части территории Мун.обр. для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами МСУ и должностными лицами МСУ, а также органами гос.власти; результаты опроса носят рекомендательный характер. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа или главы Мун.обр. - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъекта - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель Мун.обр. для объектов регионального и межрегионального значения.
Ж) о браще ния, гра ждан в органы МСУ. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы МСУ района. Должностные лица МСУ обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы МСУ в течение 30 дней. За нарушение должностным лицом МСУ порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы МСУ устанавливается административная ответственность.