Перед нами загадка. Ключ к марксову методу исторического материализма заключается в том, что социальная теория должна соответствовать по форме контурам социальной действительности. Различные идеалистические теории предлагают независимые, пре-1е6регающие историей методологические рамки, пригодные для Всякой общественной реальности - они годятся для любого разме-Ра- В противоположность им, Маркс объясняет во введении к руко-
179 Часть 2. Множество
писной работе 1857 года «Критика политической экономии (черновой набросок)»~, замечательно компактном изложении своего метода, что тот способ, каким мы понимаем мир, должен соответствовать современной ему социальной -реальности. Он, следовательно изменяется по ходу истории: метод и сущность, форма и содержание должны находиться в согласии друг с другом67. Однако отсюда вытекает, что, коль скоро история движется вперед, а социальная реальность изменяется, то прежние теории уже непригодны. Для новой действительности требуются новые концепции. То есть, если следовать предложенному Марксом методу, сейчас нужно отойти от самой марксовой теории настолько, насколько изменились объекты ее критики - капиталистическое производство и капиталистическое общество в целом. Проще говоря, чтобы идти по стопам Маркса, надо фактически пойти дальше него самого и построить на основе его метода новый теоретический аппарат, адекватный нашей нынешней ситуации. Требуется написать новое предисловие, в котором Марксов метод был бы скорректирован с учетом изменений, произошедших после 1857 года. Однако, как это ни странно, начав подобное движение вперед от Маркса, мы еще убедимся, что невозможно избавиться от ощущения, будто он до нас уже побывал там, куда мы только добрались.
|
|
Исходные элементы марксова метода, которыми мы будем руководствоваться при разработке нашего собственного, включают: (1) историческую тенденцию, (2) подлинную абстракцию, (3) антагонистическое противоречие, (4) конституирование субъектов1"8. Мы уже использовали марксово понятие тенденции, утверждая выше, что современную экономику характеризует гегемония нематериального производства. Хотя нематериальный труд не доминирует в количественном отношении, мы тем не менее заявляем, что он навязал определенную тенденцию всем другим видам труда, трансформируя их согласно собственным особенностям, и в таком смысле он занял позицию гегемона. Вспомним о том, что сам Маркс отмечал на первых страницах «Капитала». В период изучения им промышленного труда и капиталистического производства на их долю приходилась лишь небольшая часть британской экономики, еще меньшая часть - немецкой и прочих европейских национальных экономик, а в масштабах всемирной экономики - ничтожная доля. В количественном отношении сельское хозяйство, бесспорно, еще доминировало, но Маркс усмотрел в капиталистическом и промышленном труде тенденцию, которая должна была послужить мотором будущих трансформаций. Когда правоверные марксисты говорят нам сегодня, что численность промышленного рабочего класса по всему миру не сократилась, а потому индустриальный труд и фаб-
|
|
Речь идет о рукописи 1857-1858 годов объемом около 50 печатных листов, в которой К. Маркс впервые изложил результаты своих многолетних экономических исследований. На русском языке опубликована в: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изА> т. 46, гл. I, II. - Прим. ред.
2.1. Опасные классы
ика должны оставаться ведущим звеном всего марксистского ана-иза то следует напомнить им о марксовом методе выявления тен-енции. Количество имеет значение, но главное - ухватить сегодняшнее направление движения, выяснить, какие семена прорастут, какие - засохнут. Великое достижение Маркса состояло в том, что в середине XIX века он дал трактовку тенденции и представил капитал, тогда еще находившийся на ранних стадиях развития, как полновесную общественную формацию.
В понятии «тенденции» заложена идея исторической периодизации. Крохотные исторические перемены происходят каждый день, но существуют также общие парадигмы, которые определяют наш образ мыслей, структуры знания, то, что кажется нам нормальным и выходящим из ряда вон, очевидным и неявным и даже мыслимым или нет, на долгие периоды времени. Затем парадигмы радикально меняются, происходит формирование новых стандартов. Переход между такими периодами представляет собой смену тенденций. Современное капиталистическое производство характеризуется серией переходов, указывающих на различные аспекты одной и той же смены: гегемонии промышленного труда - на гегемонию труда нематериального, фордизма - на постфордизм и модернити - на постмодернити. Периодизация помещает движение истории в рамки перехода от одной относительно устойчивой парадигмы к той, что приходит ей на смену69.
Каждому периоду присуща одна или несколько общих форм, структурирующих различные элементы социальной действительности и мысли. Эти общие формы, или изоморфизмы, для каждого периода представляют собой то, что, к примеру, Мишель Фуко описывает в своем исследовании пространственного распределения и архитектуры всевозможных дисциплинарных институтов современности. По его словам, не случайно тюрьма напоминает фабрику, та похожа на школу, которая подобна казарме, а последняя, в свою очередь, имеет сходство с больницей и так далее. У них у всех наличествует общая форма, которую Фуко связывает с дисциплинарной парадигмой7". Сегодня, напротив, мы, куда ни кинь взгляд, находим повсюду сети. Они видятся нам в военных организациях, общественных движениях, учреждениях бизнеса, распределении миграционных потоков, системах коммуникации, физиологических структурах и языковых взаимосвязях, в переносчиках возбуждения в нервной системе и даже в межличностных отношениях. Дело не в том, что прежде вокруг нас не было сетей или что изменилась структура мозга. Однако сеть стала всеобщей формой, которой свойственно определять то, как мы понимаем мир и действуем в нем. С нашей точки зрения особенно важно то, что сети - это такая форма организации с°трудничества и коммуникативных связей, которая диктуется не-Материальной производственной парадигмой. Именно тенденция Эт°й общей формы к тому, чтобы возникнуть и осуществлять геге-°нию, и определяет данный период.
|
|
181 Часть 2. Множество
В качестве иллюстрации понятия тенденции и присущих ей формальных взаимосвязей между мыслью и общественной реальностью, которые действительны на протяжении длительных периодов времени, рассмотрим то, что может показаться наиболее убедительным контраргументом: методологическую формулу Декарта-«Я мыслю - следовательно, я существую». Она подчеркивает достоверность индивидуального ума, автономного от тела и физического мира. Для Декарта допустимо представить себе, что у него нет тела и что нет мира или места, где бы он мог находиться, в то время как его мышление само по себе убеждает его со всей определенностью в его собственном существовании. Может поэтому привести в замешательство, что в том же самом тексте, где он формулирует такое понимание, в своем «Рассуждении о методе», Декарт помещает свое открытие в весьма специфическом уголке мира. «Я был тогда в Германии, в каковую страну меня завлекли войны, еще не закончившиеся»71. Декарт пришел к своей позиции относительно достоверности человеческого ума в один из дней 1619 года. Возможно, это произошло 10 ноября, когда в бытность солдатом на Тридцатилетней войне в Германии он в одиночку расположился на зиму в комнате с печным отоплением. Как связаны война и роль Декарта в ней с вечной истиной «я мыслю - следовательно, я существую»? Почему Декарт дает себе труд сообщить нам точное время и место? Было бы, конечно, легко понять, как столь ужасающая реальность, столь безнадежная, бессмысленная война могла заставить кого-то передумать «изучать книгу мира» и вместо этого сделать объектом изучения самого себя. Я могу вообразить, будто кошмарный мир не существует и что мое думающее существо является единственной реальностью, явной и определенной. Никто не спорит, что было бы излишним упрощением считать методологическое открытие Декарта всего лишь реакцией смятенного солдата, оказавшегося в военных условиях. Тем самым была бы установлена слишком узкая, механистическая и прямолинейная связь между причиной и следствием. Однако в равной степени ошибочно отделять сделанное Декартом открытие от социальной реальности, его окружавшей. В сущности, величие Декарта заключается в том, что он обнаружил форму и способ мысли, соответствующие целой эре, которая еще только приближалась. Независимое, персонально мыслящее существо, обнаруженное Декартом, имеет ту же форму, что и разнообразные прочие фигуры, которые возникли приблизительно в то же самое время в Европе эпохи модернити, от индивидуального экономического актора до суверенного национального государства. Ни Тридцатилетняя война, ни какое-либо иное историческое событие не служат «причиной» теории Декарта. Однако все сочетание взаимоотношений, составляющих реальность его положения, делают декартову теорию мыслимой. Его открытие соответствует по форме возникающей тенденции современной ему социальной действительности.
|
|
2.1. Опасные классы
Для Маркса, конечно, все начинается с производства, и мы моем обратиться к производственному вопросу, чтобы уразуметь * ю подлинной абстракции, второго элемента его метода, который м нужно воспринять. Маркс заимствовал у классиков политически экономии Адама Смита и Давида Рикардо сентенцию, согласно второй в капиталистическом обществе труд является источником "сякой ценности и богатства. Однако индивидуальный труд, вопре-в ПрИстрастию политэкономов к мифу о Робинзоне Крузо, не поможет нам понять капиталистическое производство. Капитал создает коллективную, общественно связанную форму производства, при которой труд каждого из нас продуктивен только во взаимодействии с трудом бесчисленных других. Согласно объяснениям самого Маркса в рукописи «Критика политической экономии (черновой набросок)», было бы не менее абсурдно усматривать источник стоимости при капиталистическом производстве в труде изолированного индивида, нежели трактовать развитие языка без учета того, как люди живут вместе и разговаривают друг с другом. Чтобы понять сущность капитала, нужно начать с концепта общественного ТруДа 1 то есть абстракции, но абстракции рациональной, которая, как подчеркивал Маркс, по сути, более реальна и принципиально важна для понимания производства капитала, чем любые конкретные проявления персонального труда. При капиталистическом производстве особые трудовые вклады каменщика, сварщика, продавца в магазине и тому подобных персонажей равноценны или соизмеримы, так как в каждом из них заложен общий элемент -абстрактный труд, или труд как таковой безотносительно к его специфическому виду. Такой абстрактный труд, как объяснял Маркс, является ключом к пониманию капиталистического понятия стоимости. Если, как мы уже сказали, в капиталистическом обществе труд лежит в основе всякого богатства, то абстрактный труд должен быть источником стоимости как таковой. Деньги - это самое последовательное воплощение индифферентности и абстрактности капиталистической стоимости.
Как только мы сформулировали марксово понятие абстрактного труда и то, как он соотносится со стоимостью, сразу становится ясным важное различие между рабочим временем у Маркса и тем, как понимаем его мы. Маркс интерпретирует отношения между трудом и стоимостью с точки зрения соответствия их количества: определенное количество времени абстрактного труда равняется величине стоимости. Согласно закону стоимости, действию которого подчиняется капиталистическое производство, стоимость нахо-Дит выражение в измеримых, однородных единицах рабочего времени. Маркс, в конечном счете, связывает данное понятие с проведенным им анализом рабочего дня и прибавочной стоимости. Однако ныне действие данного закона не может быть выдержано в т°й форме, в какой его понимали Смит, Рикардо и сам Маркс. Временное единство труда как базовой единицы измерения стоимости
183 Часть 2. Множество
сегодня лишено смысла. Труд остается основополагающим источником стоимости при капиталистическом производстве, в данном отношении ничего не изменилось, но необходимо исследовать, с каким именно типом труда мы имеем дело и каково свойственное ему понятие временных отношений. Мы уже отмечали выше, что в условиях гегемонии нематериального труда рабочий день и производственное время претерпели глубокие изменения. Четкие ритмы фабричного производства и присущее ему резко выраженное деление на рабочее и свободное время начинают ослабевать в сфере нематериального труда. Вспомним, как в самых высоких сферах рынка труда такие компании, как «Майкрософт», стараются сделать контору более похожей на дом, предлагая бесплатное питание и программы физических упражнений, чтобы удержать работников в конторе на как можно большем отрезке времени их бодрствования. В наименее престижных сферах рынка труда рабочим приходится изворачиваться на нескольких работах одновременно, чтобы свести концы с концами. Подобные практики существовали всегда, но сегодня они становятся нормой вследствие перехода от фордизма к постфордизму, к повышенной гибкости и мобильности, которые навязываются работникам, когда устойчивая, долговременная занятость, типичная для работы на фабрике, отходит в тень. Как на высшем, так и на низшем краях рынка труда новая парадигма ведет к подрыву деления на рабочее и личное время.
Тесная связь между работой и жизнью, размывание временных делений при производстве «после Форда» еще заметнее, когда они выражаются в результатах неовеществленного труда. Материальное производство - скажем, изготовление машин, телевизоров, одежды и продуктов питания - создает средства жизни в обществе. Современные формы социальной жизни невозможны без таких товаров. С этой точки зрения мы можем по-новому обозреть всю эволюцию капиталистического производства, которая осталась у нас за спиной - что несколько напоминает то, как анатомия человека может послужить ключом к анатомии примата (см.: «Критика политической экономии (черновой набросок)»). Капитал всегда был нацелен на производство и воспроизводство жизни общества, а также на контроль над ней. Маркс указывал на этот факт, к примеру, когда говорил, что хотя капитал можно охарактеризовать, как это обыкновенно и делается, как накопление общественного богатства в форме товаров или денег, в сущности, он представляет собой социальное отношение. Сегодня более явно и непосредственно, чем когда-либо, производство капитала сводится к продуцированию жизни общества. Маркс указывал в том же направлении, выдвинув понятие «живого труда» как формообразующего элемента наших творческих способностей. Живой труд - это основополагающее человеческое свойство: оно состоит в способности активно противостоять невзгодам и создавать общественную жизнь. Живой труД можно загнать в капиталистические рамки и урезать до рабочей
2.1. Опасные классы
силы, которая продается и покупается, производит товары и капитал, но труд всегда превосходит эти рамки. Наши способности к новаторству и творчеству неизменно значительнее нашей работы на производстве - точнее, на производстве капитала. Здесь мы можем отметить, что такое биополитическое производство, с одной стороны, неизмеримо, так как его нельзя выразить количественно, переведя в фиксированные единицы времени, и, с другой стороны, чрезмерно по отношению к ценности, которую способен извлечь из него капитал, так как капиталу не дано когда-либо захватить всю жизнь целиком. По этой причине нужно произвести ревизию мар-ксова понимания связи между трудом и стоимостью при капиталистическом производстве.
Центральным аспектом парадигмы нематериального производства, который нам необходимо здесь уяснить, является его тесная связь с сотрудничеством, совместным экспериментированием и коммуникацией - короче говоря, его общинная база. Маркс настаивал, что в историческом плане одним из значимых прогрессивных факторов капитализма являлась организация армий трудящихся в рамках кооперативных производственных отношений. Так, капиталист зазывает рабочих на фабрику, побуждая их к сотрудничеству и общению при производстве, обеспечивая их соответствующими инструментами. При парадигме нематериального производства, напротив, уже сам труд, как правило, непосредственно создает средства взаимодействия, коммуникации и кооперации, необходимые в производстве. Аффективный труд всегда прямо ведет к оформлению отношения. Производство идей, образов и знаний не только совершается совместно - никто, в сущности, в одиночку не думает, всякая мысль создается сообща, в контакте с прошлыми и нынешними размышлениями прочих людей - но, кроме того, всякая новая идея или новый образ требуют новых возможностей совместного творчества и их обеспечивают. Наконец, продуцирование языков, как естественных, так и искусственных, таких, как компьютерные языки и разного рода коды, всегда требует сотрудничества и порождает новые средства для совместных действий. Всеми подобными путями порождение сотрудничества при нематериальном производстве стало делом внутренним относительно труда и, следовательно, чем-то внешним относительно капитала.
Экономисты фиксируют общее в форме мистификации через понятие «экстерналия». Позитивные экстерналии - это выгоды, которые накапливаются в отсутствие ваших собственных действий. Обычно в этой связи приводят пример, согласно которому в том случае, если мой сосед украшает свой дом и двор, стоимость моей собственности тоже растет. В более широком и существенном смысле позитивные экстерналии имеют отношение к общественному богатству, которое создается вне непосредственного производственного процесса и ценность которого может лишь отчасти быть учтена ^питалом. Социальные знания, взаимоотношения и виды комму-
185 Часть 2. Множество
никации, являющиеся результатом нематериального производства обычно соответствуют данной категории. Становясь общими /uj. социума, они формируют своего рода сырой материал, который не потребляется при производстве, а фактически умножается по мере его использования. Каждое предприятие в Мичигане, на северо-востоке Италии или в южной Индии выигрывает от наличия образовательной системы, государственной и частной автодорожной инфраструктуры, железных дорог, телефонных и оптико-волоконного кабельных линий, как и от общего повышения культурного уровня населения. Ум, аффективные навыки и технические знания населения, с точки зрения бизнеса, составляют позитивные экстерналии. Капиталу не приходится платить за эти внешние источники богатства, являющиеся общими для всех нас, но в то же время он не способен их всецело контролировать. Подобные внешние преимущества, доступные всем, в растущей мере определяют хозяйственное производство в целом.
Сегодня теория взаимоотношений между трудом и стоимостью должна основываться на понятии общего. Общее возникает на обоих концах нематериального производства - и в качестве исходной предпосылки, и в качестве результата. Наше общее знание составляет фундамент всякого нового производства знания; языковая общность - это базис любой лингвистической инновации; на существующие аффективные взаимосвязи опирается все производство аффектов; и наш общий банк социальных имиджей делает возможным создание новых образов. Все эти технологии добавляют нечто к общему и, в свою очередь, служат основанием для нового производства. Фактически общее возникает не только до начала и по завершении производства, но и в его ходе, так как сами производственные процессы обобщены, кооперативны и коммуникативны. Труд и стоимость обрели биополитическое качество, поскольку жизнь и производство становятся слитными. В той мере, в какой жизнь все более нагружена актами производства и воспроизводства, общественная жизнь сама становится производственной машиной.
Согласно парадигме нематериального и биополитического производства, новые характеристики стоимости, такие как невозможность ее измерить, а также свойственная ей тенденция становиться общей и находиться во всеобщем пользовании, подрывают все традиционные механизмы учета. Необходимо переосмыслить стандартные меры производства, воспроизводства, обращения, потребления и инвестирования. Прежние методы не могут, к примеру, учесть позитивные экстерналии и все прочие совместные общественные формы производства, которые располагаются вне узких отношений трудового найма. В XIX веке французские физиократы, такие как Франсуа Кенэ, построили Экономическую таблицу, чтобы отразить всю совокупную стоимость, полученную за год экономического производства, обращения и потребления. Сегодня нам нужна новая
2.1. Опасные классы
Экономическая таблица, выходящая за рамки традиционных изме-ений и способная точнее показать, где создается и куда направля-Р СТоимость в национальном и всемирном хозяйстве. Это потребует революции в методах бухгалтерского учета, подобной пансформации нашего понимания привычных, метрических пространств геометрии Эвклида под воздействием теории относительности Эйнштейна. Но, опять-таки, когда мы столь далеко уходим перед от Маркса, мы можем оглянуться и увидеть, что и он двигался в том же направлении с очень похожим понятием общего производства и общего богатства. В своих тетрадях он писал: «И впрямь, если ограниченная буржуазная форма отметена, как же нам понимать богатство? Разве это не универсальность индивидуальных потребностей, способностей, удовольствий, производительных сил и тому подобного, что создано в ходе всеобщего обмена?... Разве это не абсолютное исчисление потенциальных творческих возможностей без всяких допущений, за исключением предшествующего исторического развития? Это делает такое совокупное развитие, то есть развитие всех человеческих сил как таковых, самоцелью, не подлежащей измерению заранее установленным аршином.... Так разве оно стремится остаться тем, чем уже стало, а не совершает безусловное движение к своему становлению?» («Критика политической экономии (черновой набросок)»). Когда мы снимаем с глаз шоры капиталистического общества, ограничивающие наше видение, мы вместе с Марксом понимаем, что материальное богатство, включая предметы потребления, собственность и деньги, не является самоцелью. Подобные представления не должны ввергать нас в некое аскетическое самоотвержение. Подлинное богатство, которое действительно ценно само по себе, заключается в общих вещах; это сумма тех удовольствий, стремлений, способностей и потребностей, которые есть у всех нас. Общий достаток - вот подлинный и достойный объект производства.
Мы не собираемся утверждать, будто парадигма нематериального производства - это какой-то рай, в котором мы все вместе свободно производим и в равной мере делим общее социальное достояние. Нематериальный труд под властью капитала все еще подвержен эксплуатации, как и труд материальный. Другими словами, труд женщин, мужчин и детей по-прежнему находится под контролем капиталистов, которые присваивают произведенное богатство. Здесь в Дело вступает антагонизм, третий элемент марксова метода, который нам важно учесть. Сегодня, как и всегда, термин эксплуатация Дает имя постоянно переживаемому рабочими опыту антагонизма. Теория эксплуатации призвана обнажить совершаемое каждый день структурное насилие капитала над рабочими, которое генерирует 9тот антагонизм и, в свою очередь, служит основой для того, чтобы рабочие организовались и отвергли капиталистический контроль. Маркс настаивал на том, что всякая концепция эксплуатации должна опираться на теорию стоимости. Иначе говоря, в той же мере, в
187 Часть 2. Множество
2.1. Опасные классы
какой претерпело изменение отношение между трудом и стоимостью, должно измениться и наше понимание эксплуатации. У Маркса эксплуатация измеряется количеством рабочего времени, как и стоимость в его теории. Степень эксплуатации соответствует продолжительности дополнительного рабочего времени, то есть той части рабочего дня, которая превышает время, необходимое, чтобы работник создал стоимость, равную своему заработку. Дополнительное рабочее время и прибавочная стоимость, которая за это время произведена, составляют ключ к тому определению эксплуатации, которое предложил Маркс. Это временное мерило давало Марксу ясные и удобные концептуальные рамки, а также обеспечивало непосредственную применимость его теории в те времена, когда он творил, к борьбе рабочих за сокращение рабочего дня.
Однако сейчас экспансия нематериального производства делает невозможным применение теории стоимости, связывающей последнюю с измеримым по своей продолжительности временем. Следовательно, и эксплуатацию уже нельзя воспринимать в прежних терминах. Точно так же, как нам следует понимать производство стоимости с точки зрения общего, и эксплуатацию надо попытаться постичь как эксплуатацию общего. Иными словами, общее становится субститутом прибавочной стоимости. Эксплуатация есть частное присвоение доли или всей стоимости, которая была произведена для общего применения. Произведенные совместно отношения и связи по своей природе являются общими, и все же капитал пытается частным образом присвоить некую долю ценности. Вспомним, например, о прибыли, которую приносит аффективный труд. То же самое верно и в отношении производства языков, мыслей и знаний: то, что делается совместно, становится частным. Это так, к примеру, когда в частную собственность попадают традиционные знания, произведенные в туземных общинах, или знание, совместно созданное в научных сообществах. В некотором смысле можно сказать, что деньги и упор на финансовые факторы в экономике подводят итог той скрытой логике, в согласии с которой отпадают традиционные черты капиталистического производства, и все же капиталу удается осуществлять контроль и извлекать доходы. Конечно, деньги - это не только общий эквивалент, облегчающий обмен, но и предельное воплощение общего. Финансовые инструменты, дериваты, как мы еще увидим в третьей части книги, проецируют такое воплощение общего в будущее. Другими словами, попадая на финансовые рынки, деньги начинают представлять собою не только нынешнюю, но и будущую стоимость общего. Финансовый капитал делает ставку на будущее и функционирует как общая репрезентация наших будущих продуктивных способностей. Прибыли финансового капитала, вероятно, есть экспроприация общего в наиболее чистом виде.
Однако логика эксплуатации ни в коем случае не одна и та же для каждого в этом мире. Уже когда мы излагаем теорию тенден-
4
ции с тем пониманием, что одна форма труда осуществляет функции гегемона в отношении остальных, нам следует одновременно признать, что тем самым подразумевается разделение труда, соответствующее географическим, расовым и тендерным иерархиям. В следующем разделе мы сосредоточимся на топографии эксплуатации, которая эти иерархии устанавливает. Управление разделением труда и власти - вот одно из орудий, которое имеется в распоряжении у капитала и позволяет ему командовать всемирным производством и богатством.
Четвертый и заключительный элемент марксова метода, которому мы будем следовать, затрагивает производство субъекта. Согласно Марксу, субъективность продуцируется через материальные производственные практики. «Производство, таким образом, создает не только объект для субъекта, - пишет он, - но и субъект для объекта» («Критика политической экономии (черновой набросок)»). Субъективность работников также оформляется в условиях антагонистического опыта эксплуатации. Как нам кажется, в нынешнее время гегемонии нематериального производства термин «бедняк» обозначает образцовую производственную фигуру. Это не следует понимать так, будто происходит постоянное отвержение рабочих, как свойственно было предполагать Марксу, или же что все рабочие в мире страдают от условий крайней нищеты (хотя на практике для многих это так и есть). «Бедняк» - это единственная фигура, способная обозначить общество во всей его целостности как нечто неразделимое, определяемое единой основой - как манифестанты в Южной Африке использовали это слово, чтобы указать на общую связь различных групп, участвующих в борьбе с нищетой. С точки зрение парадигмы нематериального производства, в таком производстве, основанном на коммуникации и совместных действиях, «бедняк» - это важная фигура производства с той точки зрения, что обществу свойственно производить, действуя подобно скоординированному ансамблю. «Бедняк» также подчеркивает противоречивую связь производства с миром собственности: «бедняк» отгорожен от богатства и все же включен в кругооборот его общественного производства. «Бедняк» - это плоть биополитического производства. Мы - бедняки.
Итак, завершая краткое изложение нового метода, который идет дальше предложенного Марксом и принимает в расчет произошедшие с тех пор в мире изменения, у нас вновь возникает странное ощущение, будто Маркс уже побывал в этой финальной точке прежде нас. В том фрагментированном стиле, который типичен для его рукописей, он поясняет, что труд в условиях капитала предполагает состояние полной нищеты. «Живой труд, существующий как абстракция моментов подлинной реальности.., - это совершенное —Обнажение, чисто субъективное существование труда, лишенного всякой объективности. Труд есть абсолютная нищета: нищета не как нехватка чего-то, но как тотальное изъятие объективного богатства»
189 Часть 2. Множество
(«Критика политической экономии (черновой набросок)»). Однако как только Маркс формулирует столь негативный взгляд на нищету как на изъятие, он тут же переворачивает определение бедности в позитивном ключе: «Труд не как объект, но как деятельность; не сам как ценность, но как живой источник стоимости. [А именно,] общее изобилие (по контрасту с капиталом, при котором оно существует объективно, как реальность) как общая возможность [богатства], которая находит подтверждение в действии» (там же). Таким образом, у живого труда двойная природа: с одной стороны, он предстает как тотальная бедность, будучи лишен изобилия, но, с другой стороны, Маркс видит в нищете нулевой цикл человеческой деятельности, образ общей перспективы и, тем самым, источник всякого богатства. В сущности своей мы как люди воплощаем всеобщую перспективу или общую продуктивную способность. Двойная природа бедности и всеобщей перспективы все более зримо определяет субъективность труда в условиях действия нематериальной парадигмы. Богатство, ею создаваемое, отбирается, что составляет источник антагонизма. Тем не менее, беднота сохраняет способность производить блага, в чем заключена ее сила. В таком сочетании антагонизма и силы происходит становление субъекта революции.
Гибель унылой науки?
Ничто так не раздражает наших друзей-экономистов, как напоминание, что экономика - дисциплина глубоко реакционная. Действительно, с тех пор, как она зародилась где-то между Шотландией и Францией во времена, называвшиеся эпохой Просвещения, экономика развивалась как теория измерений и равновесия между частями некоего целого - экономического целого, включающего производство, воспроизводство и распределение ценностей. Конечно, внутренние подвижки происходят энергично, наблюдается постоянный рост, формы и основания всегда открыты для обсуждения; недостатка в конфликтах не ощущается, но стабильность целого всегда перевешивает движение его частей. Как и в мире, нарисованном Аристотелем, для экономистов сущность и форма, движение и цель обязательно должны быть совместимы и соединены друг с другом. По этой причине экономика, вопреки впечатлению о постоянном движении, которое она производит, на самом деле совершенно статична и скована. Не случайно, именно французские дшзиократы и шотландские моралисты первыми сформулировали предпосылки аналитического исследования, спустя столетие вопло-
2.1. Опасные классы
тившегося в неоклассическую «общую теорию равновесия». То, что статистики и математики со временем возьмут верх над экономкой, было неизбежно, поскольку лишь они владеют необходимыми специальными приемами, позволяющими успешно ею заниматься. Но подсчеты и модели каждый день подтверждают, в дополнение к академическим библиотекам и правительственным досье, всю утопичность свойственной экономике политической реакционности. Впрочем, почему реакционности? По той причине, что общественное воспроизводство анализируется с целью поддержания его в точно таком же состоянии, в каком оно уже находится, и изображения его в количественньш показателях, которые могли бы сделать отношения эксплуатации неизбежными и естественными, то есть онтологически необходимьгми. Экономикс более дисциплинарна, чем любая другая дисциплина, и была таковой с момента своего появления.
В течение эпохи модернити, по мере приближения к нашему времени появлялось все больше феноменов и институтов, не согласующихся с упором почтенной и славной науки экономики на «равновесность». Колич£ства, которые не поддаются измерению, несовершенство и искажения информации, жестокие и варварские методы эксплуатации, правовые и институциональные изменения, социальные и политические революции - короче, все катастрофические явления, которые можно собрать под рубрикой «кризис», -показывают, что теория равновесия не может служить обилий схемой для экономики. Скорее все дело в управлении в условиях нарушенного равновесия. Об этом факте возвестили революционеры, а в академической среде нечто подобное стал подозревать Торстейн Веблен. Сомнение, обратившееся в уверенность, сводились к тому, что точной меры и равновесия в природе не существует вовсе!
В XX веке наряду с трагическими войнами и другими катаклизмами наступила эра реконструкции и торжества политической экономии. Наряду с признанием отсутствия естественных критериев, реконструкция включала в себя политическую тактику приспособления, которая имела в виду восстановить традиционный экономический баланс. Эта тактика порой приводила к новой сгпратегии, как произошло, например, после краха фондового рынка 6 1929 году. Джон Мейнард Кейнс попытался перестроить в науч-НШ плане знание о социальных аспектах производства, воспроиз-
191 Чисть 2. Множество
водства и распределения благ (как и способы господства над ними) Если естественные меры стоимости потеряли смысл (или, по крайней мере, перестали функционировать под давлением классовой борьбы), то следовало сконструировать такую функцию измерения, которая обеспечивала бы равновесие развития даже при кризисах относительно политических идеологий, связей между производителями и производственнь1х отраслей. То был редкий пример в истории экономики, когда речь шла о попытке освободить политическую экономию от подпирающего ее реакционного аппарата. Чтобы этого добиться, необходимо было открыть систему социальных сил и политических субъектов ради посредничества между антагонистическими социальными напряжениями. Политическая экономия должна была превратиться в «новый курс» Рузвельта.
Но осуществимо ли сохранение параметров воспроизводства капиталистического порядка в долговременной перспективе, если открыть государственное регулирование для вмешательства социального антагонизма или, точнее, если признать социальный антагонизм стандартным условием (если не способом легитимации как таковым) политического порядка? Возможно ли поддержание капиталистического порядка, если политическая экономия открыта для введения все новых правил распределения благ? Тем более, возможно ли это тогда, когда хозяйственная интервенция, будь то через систему благосостояния (даже при ее кризисе) или посредством ведения войны (при всей ее грубой эффективности) заблокировала спорящие друг с другом силы, образующие жизнь общества? Кейнсианство положило конец иллюзии о естественности экономических процессов, но тем самым породило не находящую решения проблему, с которой приишось столкнуться политической экономии. К 1970-м годам кейнсианское переосмысление экономики продемонстрировало свои печальные плоды. С развертыванием «холодной войны» кейнсианство сначала быпо подвергнуто чистке Полом Самюэльсоном так, что оно стало напоминать старую конформистскую неоклассическую доктрину, а потом явились Милтон Фридмен и «чикагская школа». Они полностью развалили кейнсианство, предложив установить некоторые критерии равновесия путем возложения всей власти по регулированию на деньги, то есть на рынок. Можно сказать, что таким образом нас вернули к экономике - но какая странная это наука! Теперь она основъшается на
2.1. Опасные классы
своего рода «монетарном эссенциализме». Его стандарты измере-ния не имеют никакой связи с реальным миром производства и обмена, а подчиняются тем нормам, которые диктует центральный банк или Федеральная резервная система. Учение Аристотеля было восстановлено в денежно-кредитной политике, и теперь центральный банк неизбежно стал мотором монетарной онтологии. Все это вызывает большие сомнения. Здравый смысл, в дополнение к ежедневному опыту, говорит нам (в приличной кейнсианской форме), что деньги - это не предпосылка производственной реальности в обществе, то есть не нечто априорно данное, а итог, эмпирическим путем созданный при помощи инструментов регулирования. Кроме того, даже критикуя центральную роль, отводимую деньгам, мы все же вынуждены согласиться, причем без всякой иронии, с тем, что метафизический образ, придаваемый экономистами деньгам (как это часто случается в философии), до некоторой степени напоминает действительное положение вещей. И в самом деле, чем больше производство социализируется и глобализируется, тем больше денежные связи (служащие основой для финансовых инструментов) выступают в роли индексов и проявлений общего социального производства и комплекса взаимоотношений, которые сводят вместе разнъп хозяйственных акторов. Фактически ничто, кроме власти денег, не может олицетворять собою всеобщность производственных ценностей, служащих выражением глобального множества. Однако для уяснения подобной аналогии нам следует еще раз учесть кризис экономике и неоднократных попыток выявить стандарты измерения, а потому искать основы науки уже не в природе вещей, а во всеобщих сдвигах в условиях труда и сотрудничества единичных субъектов (индивидов и групп), составляющих производство. Уже нельзя надеяться обнаружить какие-то естественные единицы измерения. И даже когда подобные меры появляются, они представляют собой всего лишь мимолетные результаты, возникающие апостериори из общей организации общества и последовательного разрешения конфликтов, ее пронизывающих. Иначе говоря, истощившая все свои силы экономическая наука должна открыться для политики; она должна уступить место политической практике, признав, необходимость этого. Чтобы быть нау-кой, экономике следует вернуться к чему-то, в большей мере соот-
193 Часть 2. Множество
ветствующему древнегреческому значению данного слова, и принять во внимание всю социальную жизнь.
Пока мы ожидаем, как новые Имре Лакатос или Пол Фейера-бенд ниспровергнут экономике, интересно заметить, что хотя эта дисциплина увязла в собственном догматическом оцепенении, некоторые экономисты приходят к выводам, близким к нашим предположениям. Так, Гэри Беккер в течение полувека задавал один и тощ же вопрос: какой смысл выяснять, довольны ли и добились ли самореализации люди в чисто экономическом плане, если не делать инвестиции в сферу биополитического существования в целом? Конечно, у приверженцев индивидуалистической методологии из «чикагской школы» нет шансов решить такую проблему, даже если они добавят новые концепты, такие как человеческий и когнитивный капитал. Однако унылая наука, как назвал ее Томас Карлейль, еще не обречена. Она способна возродиться, если присмотрится к новой общей антропологии, а также к интеллектуальной и аффективной мощи труда на производстве и сможет, в дополнение к капиталистам и наемным работникам, принять в расчет бедноту и отверженных, которые, между тем, неизменно вводят в оборот продуктивные выражения социального существования. Чтобы экономическая наука сегодня работала, она должна строиться вокруг общего, глобального и социальной кооперации. Другими словами, экономике должна стать биополитической наукой. Как говорит Амартия Сен, налицо необходимость обращения экономической науки к этике.
2.2. De corpore
Отныне тело без органов полагается на производство мечтаний, достигает его и присваивает себе. Механические же органы теперь льнут к этому бесчленному телу, как если бы то была защитная куртка фехтовальщика, или как если бы эти механические органы были медалями, приколотыми к трико борца вольным стилем и издающими позвякивание, когда он начинает движение по направлению к противнику.
Жиль Делез и Феликс Гваттари
Однако в целом система протекционизма в наши дни отличается консервативностью. Система же свободной торговли разрушительна. Она разбивает сложившиеся национальности и доводит противостояние пролетариата и буржуазии до крайней точки. Во всем мире система свободной торговли приближает социальную революцию. Только в таком революционном смысле, господа, я и выступаю за свободную торговлю.
Карл Маркс
До сих пор мы рассматривали вопрос труда и нищеты преимущественно в экономическом плане, чтобы продемонстрировать, что у разнообразных единичных фигур производства хватает общих оснований, взаимодействия и связей, позволяющих оформить множество. Однако мы уже согласились с тем, что сегодня заниматься трудом и бедностью - удел не только экономической науки. Персонажи, сливающиеся во множество - промышленные рабочие, работники нематериальной сферы, сельскохозяйственные рабочие, безработные, мигранты и тому подобные лица, - это биопблитические фигуры. Они воплощают отчетливые образы жизни в конкретных обстоятельствах, а нам нужно ухватить материальные черты и пространственное распространение каждого такого образа жизни. Следует, кроме того, изучить политические и общественные институты, поддерживающие иерархии глобального масштаба и географию нищет/ы и зависимости. Короче говоря, теперь наш анализ должен/ерей™ от топологии эксплуатации к ее типографии. Если топология исследует логику эксплуатации в
195 Часть 2. Множество
производственном процессе, то топография отобразит иерархии во властной системе и их неравные отношения на «Севере» и «Юге». Пространственные отношения контроля и субординации крайне важны для понимания того, как именно противоречия в системе трансформируются в противостояние и конфликт.
Поскольку мы теперь согласны (с точки зрения критики политической экономии), что единичные носители труда в условиях постмодернити не остаются расколотыми и распыленными, а коммуникации и сотрудничество сводятся отныне воедино во всеобщее социальное существование, то здесь нам предстоит в него погрузиться. Социальное существование одновременно обильно и убого, полно как производительных сил, так и страданий, и при всем том оно лишено формы. Всеобщее социальное существование оказывает большое влияние на производство и воспроизводство в современном обществе. Ему принадлежит центральная роль в качестве цементирующей среды соответствующих процессов. К тому же у такой среды имеется достаточный потенциал, чтобы создать новое, альтернативное общество. Мы будем считать такое всеобщее социальное существование новым «мясом», аморфной плотью, которая пока не сформировала тела. Здесь важен вопрос, какого именно рода организм образуют в будущем эти объединившиеся единичные элементы (личности). Не исключено, что их зачислят в глобальные армии, стоящие на службе капитала, поработят во исполнение глобальных стратегий холопского включения и насильственной маргинализации. Другими словами, новая социальная плоть может быть трансформирована в производственные органы глобального общественного тела капитала. Но есть и другая возможность. Она состоит в том, что личности, сойдясь вместе, сорганизуются самостоятельно. Тем самым они проявят «плотскую силу» в соответствии с давней философской традицией, восходящей как минимум к апостолу Павлу из Тарса72. Плотская сила подразумевает нашу способность к собственному видоизменению, которая проявляется через историческое действие и построение нового мира. Итак, если встать на такую абстрактную, метафизическую точку зрения, политический конфликт возникает между двумя
2.2. De corpore
формами, в которых общественная плоть множества может быть организована в качестве глобального социального орга-
низма.
Глобальный апартеид
Ранние европейские политико-философские трактаты эпохи модернити обычно открываются разделом под названием «О теле» (De Corpore), где анализируется как человеческое тело, так и политический организм. Политический организм - это закон, претворенный в регулируемый общественный порядок73. Аналогия с телом человека подчеркивает естественность этого порядка - есть голова, принимающая решения, руки для борьбы и различные прочие классы или органы, служащие удовлетворению естественных надобностей. Причем в ранних аналитических трудах эпохи модернити весь этот порядок, как правило, считался подтвержденным и охраняемым властью Господа. В европейской политической мысли времен модернити получили развитие два направления этой традиции. В соответствии с одним из них, суверен, стоящий над обществом, определяет и гарантирует порядок в политическом организме: все подвластны господину и объединены его волей. Речь идет о выработке субъекта политическими средствами, когда все население организуется в некую идентичность. Полученное политическое тело, чаще всего обретающее национальную форму, является абсолютистским в негативном смысле, поскольку разнообразные, несхожие между собой общественные классы и функции сводятся воедино диктатом правителя. Второе направление той же традиции представляет политический организм в виде республики, а именно - respublica (общего Дела), публичного объекта. В таком случае властелин вписан в него непосредственно и опирается на некое естественное состояние, которое предшествует и общественному договору, и передаче правителю суверенных прав и полномочий. Здесь опять-таки политический организм абсолютен, а власть господина едина, за исключением того, что республиканская мысль настаивает на ограничениях суверенитета. Выработка субъекта в такой республиканской версии времен модернити обретает
197 Часть 2. Множество
форму конституционализма, регулирующего иерархическое политическое господство: подобно органам и членам в индивидуальном теле, за каждой частью общества закреплены свои естественные места и функции в системе конституционной республики.
Ниже мы обсудим еще эту альтернативу с приведением английских и французских примеров, а также со ссылками на Гоббса и Руссо. Сейчас же позвольте изложить ее согласно немецкой правовой традиции. Самым развитым примером первого направления является немецкая концепция рейха, что независимо от того, понимаем ли мы под этим национальное государство или империю, по сути подразумевает Gemeinschaft, то есть общность тел, крови и земли, формирующую Heimat, или родину. С такой точки зрения власть представляет собой органический элемент социального целого, однако, как в племени или семье, она патриархальна и находит свое выражение в возвышении над обществом. Мартин Лютер называет такой неистощимый источник властного долга Obrigkeitsstaat (государство, основанное на авторитете). Другое направление, выступающее за конституционную республику, иллюстрируется великой традицией германского публичного права XIX столетия. Ее демократический апофеоз нашел воплощение в трудах Рудольфа фон Йеринга и его учеников. Однако и они не видели альтернативы единому суверенному господству. Не имеют силы ничьи права, причем даже в политической сфере, если они не санкционированы верховной государственной властью. Даже приверженцы институционализма, начиная с Отто фон Гирке и заканчивая Эрнстом Форсхофом, допускавшие существенную автономию социальных субъектов и тем самым теоретически предполагавшие «субсидиарную природу» различных источников власти в обществе, ее центральный блок по-прежнему считали абсолютно монолитным. Публичная конституционная система остается у них иерархически построенным властным организмом. Оба направления теории политического организма эпохи модернити явственно описывают механизм биовласти, в котором абсолютное и полное упорядочение социальных субъектов и общественной жизни
2.2. De corpore
в целом обеспечивается их подчинением централизованной суверенной власти.
Нынешние ученые, изучающие политические формы глобализации, обычно повторяют эти две трактовки политического организма эпохи модернити74. С одной стороны, есть авторы, усматривающие в общепланетарном обществе режим глобальной безопасности. Согласно их рассуждениям, поскольку национальных государств и прежнего международного порядка уже недостаточно, чтобы защитить нас от угроз, с которыми мы сталкиваемся на планете, приходится создавать иные формы суверенитета, позволяющие справиться с конфликтами и обеспечить глобальный порядок. С точки зрения некоторых авторов, придерживающихся этого течения, будучи единственной сверхдержавой, Соединенные Штаты должны (иногда во взаимодействии с другими крупными державами или с Западом в целом) осуществлять верховную власть, которая гарантировала бы порядок в планетарном обществе, представленном в виде политического организма. С другой стороны, некоторые современные «республиканские» авторы рассчитывают на возобновление общественного договора между обществом и сувереном, на этот раз на общемировом уровне, чтобы избежать крайностей и умерить конфликтность нового глобального порядка. Они опять-таки полагают, что суверенитет принадлежит глобальному обществу, сформированному на основе неких имплицитных принципов или целей, и призывают к распространению политических институтов эпохи модернити за национальные пределы и к учреждению многонационального правления на основе планетарного конституционного порядка, что приведет к созданию глобального государства. В третьей части книги мы покажем, что ни одна из этих версий глобального общества не обеспечит полной реализации демократии. Чтобы реорганизовать все элементы общества в единый политический организм, необходимо уменьшить различия между ними и сузить свободу каждого из Них, а также построить их строгую иерархию. Демократическое множество не может составить политического организма -°о крайней мере, современную его форму. Множество пред-
199 Часть 2. Множество
2.2. De corpore
ставляет собой нечто вроде цельной плоти, отвергающей иерархическое единство организма.
Здесь нам следует сосредоточиться прежде всего на том обстоятельстве, что ни одна из указанных теорий не дает возможности понять новую природу планетарного политического организма, если не будет выяснено, как в нем совмещаются расколы и иерархии - как экономические, так и политические. В сущности, органами политического тела служат прежде всего экономические различия, поэтому для понимания его анатомии необходима критика политической экономии. Во-вторых, нужно обратить внимание на то, что традиции конструирования политического организма времен модернити неприменимы к его новым глобальным формам, поскольку характеризуются чрезмерной зависимостью от национальных моделей. Хотя власть и суверенитет не позиционирутся больше в жестких рамках национальных государств или их группировок, речь идет просто о придании традиционным национальным концепциям более широкого регионального, а то и всемирного масштаба. Нынешние процессы глобализации, особенно эрозия самостоятельности национальных государств, подорвали те условия, благодаря которым было возможно возведение государства в эпоху модернити. Глобальный политический организм - это не просто неимоверно разросшаяся копия национального; он обладает иной физиологией1Э.
Мы переживаем переходный период или, скорее, пору межвременья. Историки веками вели споры о том, кто правит в такие времена, как закладываются основы новых институтов. Однако в любом случае ясно, что вакуума власти не бывает никогда. Порою власть может быть широко распылена или, в иные периоды, разделена между двумя или несколькими правителями. Но единственное, чего вообще не бывает, так это тотального отсутствия власти, то есть пустоты. В сущности, когда ученые прибегают к слову анархия, чтобы охарактеризовать подобные периоды, они обычно подразумевают не отсутствие власти, но всего лишь институциональный хаос, эксцессы или дефекты в закладывании ее норм или конфликты между державами - и все это, конечно, присутствовало в Англии периода междуцарствия в XVII веке. Все это наличе-
ствует и сегодня, в эпоху глобализации. По словам Йозефа Шумпетера, именно тогда, когда возникает впечатление, будто поле ровное и пустое, на деле уже появляются всходы, демонстрирующие «тропический рост новых правовых структур»71'. Нынешнее междувластие, в ходе которого национальная парадигма государств эпохи модернити переходит в новую глобальную форму, также характеризуется избытком новых властных структур. Единственное, что постоянно остается в наличии и никогда не сходит со сцены, - сама власть.
Чтобы избежать путаницы, следует подчеркнуть, что мы далеки от утверждения, будто во время нынешнего междуцарствия национальные государства лишаются всякой роли. Тем не менее, их полномочия и функции претерпевают трансформацию в новых глобальных рамках. В ходе ведущихся сейчас дискуссий о глобализации их участники слишком часто исходят из допущения, что речь идет о жесткой дилемме: либо национальные государства все еще важны, либо произошла глобализация носителей власти. Напротив, следует понять, что верно и то, и другое: национальные государства сохраняют немалое значение (некоторые, конечно, в большей мере, нежели прочие), но при всем том во всемирном контексте они уже радикально изменились. Саския Сассен называет это процессом «денационализации». По ее мнению, государства продолжают играть важную роль в определении и поддержании правового и экономического порядка, но их действия все больше ориентируются не на национальные интересы, а на зарождающуюся всемирную структуру власти77. С такой точки зрения между национальным государством и глобализацией нет никакого противоречия. Государства и в период междувлас-тия по-прежнему выполняют многие свои традиционные функции, но их видоизменяет наступающая глобальная власть, которой они служат во все большей мере.
В критике политической экономии следует обратить внимание на такое междувластие и осознать, как претерпеваемый человечеством переход из одного времени в другое соотносится с пространственной трансформацией глобальной власти. Экономическое богатство и власть распределяются сегодня по миру все так же неравномерно, но национальные
201 Часть 2. Множество
границы, которые прежде определяли их распределение, смещаются. Концепции неравномерного развития и неэквивалентного обмена были боевыми лошадками экономистов, отстаивавших интересы «третьего мира» в 1960-е годы. Их целью было подчеркнуть принципиальное различие в уровнях эксплуатации между странами первого и третьего миров78. Эти концепции помогали найти объяснение устойчивому сохранению различий и иерархий на планете, а именно - тому, что богатые страны оставались богатыми, а бедные - бедными. С точки зрения неравномерного развития можно уяснить, как привилегированные страны создают все более совершенные формы производства и выигрывают при поддержке и за счет подавляемых стран. Неэквивалентный обмен связан с тем фактом, что все произведенное в бедных странах постоянно недооценивается на мировом рынке, вследствие чего в реальности бедные страны субсидируют богатые, а не наоборот. Более того, считалось, что подобные системы неравенства представляют собой противоречие капиталистического развития, при определенных политических условиях угрожающее падением всей конструкции капиталистического владычества. Однако в рамках капиталистической глобализации удалось разрешить эту проблему наихудшим образом - не обеспечением равенства трудовых отношений во всех странах мира, а повсеместным распространением порочных механизмов неравномерности и неравенства. Сегодня налицо неравномерность в развитии и несправедливый обмен между богатейшими и беднейшими кварталами Лос-Анджелеса, между Москвой и Сибирью. То же самое наблюдается при сравнении центра и окраин любого крупного города Европы, северного и южного побережий Средиземного моря, южных и северных островов Японии. Продолжать можно до бесконечности. Как в южных кварталах Лос-Анджелеса, так и в нигерийском Лагосе идут процессы биополитического демпинга, реализующиеся через дифференциацию стоимости рабочей силы, в силу чего труд одних работников ценится выше, труд других - ниже, а труд некоторых вообще практически лишен какой-то экономической стоимости. Конечно, если рассуждать в целом и приблизительно, сохраняются заметные различия между странами и между
2.2. De corpore
крупными географическими районами - между Европой и Африкой, между Северной и Южной Америкой, между глобальным Севером и глобальным Югом, но и эти зоны сами по себе уже неоднородны. Возникающие иерархии и противоречия гораздо сложнее. Сегодня нужно быть настоящим географом, чтобы отразить на карте топографию эксплуатации79.
Всемирный политический организм характеризуется не только глобальным разделением труда, но и тесно связанным с ним глобальным разделением власти. Классические учебники по политической экономии, принадлежащие перу Адама Смита и Давида Рикардо, рисуют международное разделение труда как естественное явление, которым могли воспользоваться неглупые капиталисты, разбирающиеся в соотношениях затрат и прибылей. Однако всегда присутствовали иерархии власти, которые координировали и поддерживали это разделение, начиная с колониальных администраций и заканчивая постколониальными отношениями. В глобальной системе разделение труда и иерархия власти связаны столь тесно, что их нужно воспринимать в совокупности. Кроме того, сегодня такое разделение уже не полностью повторяет линии национальных границ. Поэтому вместо рассуждений о «международном» разделении лучше вслед за Джеймсом Миттель-маном говорить о «глобальном разделении труда и власти»80. С одной стороны, понятие глобального разделения труда и власти подразумевает, что жестко установить степени развития и эксплуатации невозможно. Вместо этого приходится признать подвижность разграничительных линий между географическими зонами и между группами населения. Глобальная иерархия является результатом и объектом борьбы за власть. В то же время в ней заложено понимание того, что равновесно-стабильное деление достигается только внедрением правил, узаконивающих новые границы, делающих их естественными и подконтрольными. Комплексный пример подвижности линий иерархии и эксплуатации внутри глобальной системы - успех и провал хозяйственной фортуны так называемых азиатских «драконов» и «тигров». В 1980-е годы их хозяйства были глубоко трансформированы в результате применения того, что некоторые экономисты называют «пе-
203 Часть 2. Множество
риферийным фордизмом», при котором промышленная продукция, импортируемая из ведущих стран, содействовала бур. ному экономическому росту под контролем главных хозяйственных центров и институтов глобальной экономики, таких как МВФ. Экономики Южной Кореи, Сингапура и других стран Юго-Восточной Азии взлетели вверх по ступенькам всемирной иерархии, в некоторых случаях гораздо выше стран средней группы, таких как Индия и Бразилия. Однако экономический кризис конца 1990-х годов особенно тяжело поразил именно «новые индустриальные страны». В результате, все так же под надзором глобальных экономических институтов, их звезда покатилась вниз в глобальной иерархии почти так же быстро, как всходила81. Короче говоря, топография глобальных делений в области труда, бедности и эксплуатации представляет собой подвижную матрицу иерархий, конструируемых политическими средствами. В следующем разделе мы рассмотрим подробнее некоторые из политических институтов, заправляющих иерархиями в глобальной системе.
Наконец, как бы в соответствии с какой-то зловещей кулинарной книгой, пора добавить в наш рецепт завершающий ингредиент, внеся во всемирную топографию нищеты и эксплуатации финальный штрих, касающийся демографии - социальной науки, особенно тесно связанной с биовластью. Еще в XIX веке в Англии экономист и англиканский священник Томас Мальтус предупреждал о катастрофических последствиях перенаселенности. Сегодня нередко слышны мнения, подобные его призывам к контролю над ростом населения. Они исходят от международных гуманитарных организаций и неправительственных объединений. То, что предлагают подобные организации (в благотворительном и человеколюбивом тоне), нередко на деле продиктовано ведущими международными агентствами и национальными правительствами, которые реализуют эти идеи весьма пагубным образом. Сегодняшнее мальтузианство часто принимает форму неоказания помощи некоторым группам населения в том, что касается продуктов питания и санитарной инфраструктуры, а то и проведения кампаний принудительной стерилизации. Стратегии национальных и международных организаций дополняются
2.2. De corpoi
в данном случае жаждой прибыли со стороны многонациональных корпораций, которые не склонны к инвестициям в самые бедствующие районы мира и порой отказываются даже продавать туда лекарства по ценам, доступным местным жителям. Нищета и болезни становятся косвенными инструментами снижения численности населения. Мы, бесспорно, не возражаем против программ контроля над рождаемостью и планирования семьи, принимаемых на добровольной основе. Однако следует сказать со всей определенностью, что большая часть обсуждений вокруг демографических взрывов и популяционных кризисов фактически не предполагают улучшения жизни беднейших слоев или поддержания удовлетворительной общей численности населения в мире в соответствии с возможностями Земли. Скорее, они связаны главным образом с тем, какие общественные группы воспроизводятся, а какие - нет. Другими словами, кризис в первую очередь видится в том, что Ьедные группы населения растут как в основных, так и в периферийных районах мира. (Либеральные экономические теории контроля над численностью населения с тех самых пор, как преподобный Мальтус внушал их своей англиканской пастве, неизменно питали отвращение к омерзительной склонности бедняков к размножению.) Это становится особенно ясно, если связать разговоры о кризисе народонаселения с алармистскими заявлениями, будто численность белых жителей, особенно в Европе, падает как в абсолютном выражении, так и еще быстрее относительно численности небелого населения, причем как в Европе, так и во всем мире. Выражаясь иначе, основополагающий кризис состоит якобы в том, что цвет кожи населения планеты меняется, становится темнее. Трудно отделить большинство нынешних проектов контроля численности населения от некой расистской паники. Именно это в первую очередь приводит к политическим махинациям и всемирному состоянию демографической тревоги. Воспроизводство жизни должно быть налажено так, что-ы сохранять иерархии в глобальном пространстве и гарантировать воспроизводство политического порядка, угодного Капиталу. Вероятно, здесь мы имеем дело с самой глубинной Формой биовласти: если, как говорили раньше, численность
205 Часть 2. Множество
есть власть, то воспроизводство населения необходимо дер. жать под контролем.
В нынешний переходный период, в условиях глобального междувластия мы можем наблюдать, как появляется новая топография эксплуатации и экономических иерархий, разделительные линии между которыми проходят как выше, так и ниже национальных границ. М