Наличные расчеты с участием ю/л (ИП), а также расчеты с использованием платежных карт осуществляются в обязательном порядке с применением контрольно-кассовой техники (КТТ)

ФЗ от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении КТТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Без применения КТТ осуществление наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт хозяйствующими субъектами допускается только в следующих случаях:

1.оказания услуг населению при условии выдачи бланков строго отчетности;

2.нахождения указанных субъектов ПД в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа);

3.при осуществлении отдельных видов деятельности (продажи газет, журналов, ценных бумаг и другие);

По общему правилу организации, предприятия, учреждения и ИП (далее – хозяйствующие субъекты), имеющие кассу и осуществляющие наличные денежные расчеты, обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях на своих банковских счетах.

В пределах лимитов, размер которых устанавливается кредитной организацией, наличные денежные средства могут храниться в кассе хозяйствующих субъектов. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота хозяйствующего субъекта с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в кредитные организации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Наличные денежные средства сверх установленных лимитов в обязательном порядке сдаются хозяйствующим субъектом в кредитную организацию.

При наличии у хозяйствующего субъекта нескольких счетов в различных кредитных организациях данный субъект по своему усмотрению вправе обратиться в одну из обслуживающих его кредитных организаций с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.

Поступающие в кассу организации наличные денежные средства подлежат сдаче в кредитную организацию для последующего зачисления на счета данных лиц. Как правило, зачисление осуществляется через инкассаторские службы; или путем непосредственной сдачи в кассы кредитных организаций.

Выдача наличных денег хозяйствующим субъектам производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

В целях обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов хозяйствующих субъектов кредитные организации хранят в операционной кассе на конец дня минимально допустимый остаток наличных денег в соответствии с Положением Банка России от 09.10.2002 №199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ».

При недостаточности средств текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых хозяйствующих субъектов кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

58. Правовой режим наличных расчетов см. 57

59. Договор поставки как вид предпринимательского договора

Договор поставки - один из договоров, наиболее широко применяемых в предпринимательской деятельности. Это не самостоятельный вид договора, а разновидность договоров купли-продажи. Договор поставки предусматривает, что поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Основные признаки:
1) правовой статус поставщика. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация, юридическое лицо либо гражданин (индивидуальный предприниматель).
Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи;
2) цель приобретения товара. Товар приобретается либо для использования в предпринимательской деятельности, либо в деятельности, не связанной с личным, домашним, семейным использованием товара;
3) срок исполнения обязательства поставки наряду с наименованием и количеством товара приобретает значение существенного условия договора;
4) по договору поставки возможна оптовая продажа товаров единовременно (в срок) либо отдельными партиями в течение длительного периода в обусловленный срок;
5) момент заключения договора и момент его исполнения, как правило, не совпадают. Стороны при заключении договора выбирают любую из форм расчетов. При отсутствии в договоре условия о форме расчетов расчеты осуществляются платежными поручениями.
Важное значение имеет в договоре определение срока и порядка оплаты товаров. При этом может быть предусмотрена оплата как до, так и после передачи товара. Если в договоре предусмотрена предварительная оплата товаров, то стороны могут обусловить конкретную дату передачи товаров, исчисляемую со дня поступления денежной суммы на счет поставщика. Любое изменение цены допускается только по соглашению сторон договора.

Ответственность по договору поставки наступает в случае нарушения сроков поставки или недопоставки товаров, в этом случае с поставщика взыскивается установленная законом или договором поставки неустойка до момента фактического исполнения обязательств.
В случае поставки товара ненадлежащего качества покупатель вправе предъявить поставщику требования: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. Расторжение договора поставки или одностороннее его изменение допускается в случаях существенного нарушения условий договора одной из сторон: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров; неоднократного нарушения сроков оплаты товаров и т.д. Договор составляется в двух экземплярах, все изменения и дополнения должны быть составлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.

60. Договор коммерческой концессии как вид предпринимательского договора

Договор коммерческой концессии (франчайзинг) - соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс прав, принадлежащих правообладателю. Существенными условиями договора коммерческой концессии являются предмет и цена. Предметом договора коммерческой концессии могут быть исключительные права, принадлежащие правообладателю, к которым относятся права на фирменное наименование, на коммерческое обозначение правообладателя, на товарный знак, знак обслуживания, право использовать принадлежащие правообладателю объекты промышленной собственности изобретения, промышленные образцы, а также охраняемая коммерческая информация. В качестве правообладателя способна выступать фирма, пользующаяся добротной рыночной репутацией, высоким деловым авторитетом, мощным производственным или коммерческим потенциалом. Пользователем может быть независимый субъект рынка, который отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, обладатель собственного капитала, осуществляющий коммерческую деятельность по своему усмотрению и на свой риск. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, а также подлежит государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то регистрацию осуществляет орган, зарегистрировавший пользователя

Обязанности правообладателя:

1) предоставить пользователю комплекс прав;

2) передать пользователю техническую и коммерческую документацию, иную информацию, необходимую пользователю для осуществления предоставленных ему прав;

3) проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

4) выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление.

Обязанности пользователя:

1) уплатить вознаграждение правообладателю;

2) использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, а также другие права;

3) обеспечивать соответствие качества продукции качеству аналогичной продукции пользователя;

4) соблюдать указания правообладателя по использованию комплекса прав;

5) использовать все дополнительные услуги, на которые заказчики вправе рассчитывать, приобретая продукцию непосредственно у правообладателя;

6) не разглашать информацию, полученную от правообладателя.

Стороны могут предусмотреть в договоре иные не противоречащие законодательству обязанности. Договор коммерческой концессии прекращается в случаях одностороннего отказа от договора;

2) смерти правообладателя, если наследник в течение шести месяцев со дня открытия наследства не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя,

3) Объявления правообладателя или пользователя несостоятельными (банкротами);

4) в иных случаях, предусмотренных законодательством.

61. Правовые основы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 05.07.2010 г.) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4 указанного Закона).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов указанного Федерального закона меры.

62. Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Защита прав и интересов предпринимателей - совокупность нормативно установленных мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации этих мер.

Право на защиту включает меры:

1) материально-правового характера: право на самозащиту; право на использование мер оперативного воздействия; право на обращение к компетентным государственным органам с требованием применения мер государственно-принудительного характера;

2) процессуального характера: право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров и конфликтов; реализацию материально-правовой возможности обращения к компетентным органам по защите своих нарушенных прав и интересов.

Правовая охрана прав и интересов предпринимателя - совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого права или интереса и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей опирается на конституционные гарантии, такие как право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, право на судебную защиту, компенсацию причиненного ущерба, возмещение государством вреда, гарантии от недобросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т. д.

Способы защиты прав - закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

ГК РФ устанавливает способы защиты гражданских прав, которые распространяются на сферу предпринимательской деятельности (например, возмещение убытков и взыскание неустойки).

Формы защиты прав и интересов предпринимателей:

1) судебная форма защиты - деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются: Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции;

2) внесудебная форма защиты прав и интересов предпринимателей. К ней следует отнести:

А) нотариальную защиту;

Б) третейское разбирательство;

В) досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

63. Судебные формы защиты прав предпринимателей

Законодательством предусмотрены следующие судебные формы защиты прав предпринимателей: защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ; защита прав предпринимателей арбитражным судом; защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: