Тема Инновационные стратегии

5.1 Процесс разработки инновационной стратегии

5.2 Типы инновационных стратегий

5.3 Инновационная стратегия эксплерентов, виолентов, патиентов, коммутантов

5.1 Процесс разработки инновационной стратегии

Инновационная стратегия – система концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования. Инновационная стратегия – план достижения инновационных целей организации посредством эффективного распределения ресурсов, принятия управленческих решений, организации процессов, приводящий к улучшению существующих позиций фирмы на рынке.

Процесс разработки инновационной стратегии состоит из следующих этапов:

1)определение проблемы посредством анализа внутренних возможностей и влияния внешних факторов на бизнес;

2)постановка цели (выпуск новых продуктов, технологий, совершенствование продуктов, повышение качественного уровня НИОКР и технико-технологической базы производства, увеличение эффективности использования ресурсного потенциала, совершенствование организации и управления инновационной деятельностью);

3)разработка плана достижения целей;

4)реализация плана достижения цели;

5)оценка результатов достижения цели.

Инновационная стратегия – часть общей стратегии организации, представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных, нестандартных, обоснованных решений.

Факторы эффективности инновационной стратегии:

-накопленный опыт и потенциал;

-гибкие организационные формы, в сочетании централизации и децентрализации;

-процессы обучения и получения новых знаний;

-методы размещения ресурсов.

Цели инновационной стратегии:

-выпуск высококачественных продуктов;

-повышение эффективности использования научно-производственного потенциала;

-активная внешнеэкономическая деятельность;

-обеспечение экологической безопасности производства, устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности;

-повышение конкурентоспособности фирмы;

-обладание квазирентой (квазимонополией).

Стратегия – детальный, всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. Стратегическое планирование преследует 2 цели:

1)эффективное распределение и использование ресурсов – внутренняя стратегия;

2)адаптация к внешней среде – эффективное приспособление к изменению внешних факторов.

Существуют разновидности моделей стратегий, в зависимости от влияния окружающей среды: 1) модель поисков, 2) модель имитации, 3)модель мастерства (трудовых навыков), 4) модель выживания на рынке, 5) модель распределения резервов, 6) модель поддержания статуса, 7) модель подбора кадров, 8) модель игры, 9)модель социализации, 10) модель удовлетворения запросов покупателей.

5.2 Типы инновационных стратегий

В зависимости от условий микро- и макросреды организации стратегии бывают следующих типов:

1) активные – творческие, наступательные, авангардные;

2) пассивные – адаптационные, оборонительные, аутсайдеры.

К активным стратегиям можно отнести: стратегию слияний и приобретений, активные НИОКР.

К пассивным относятся: стратегия выжидания, защитная стратегия, стратегия инновационной имитации, непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей.

С.Д.Ильенкова выделяет следующие типы инновационных стратегий:

1.Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции.

2.Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках.

3.Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, не являются пионерами.

4.Инновационная стратегия, основанная на теории жизненного цикла товара, т.е. внедрения, роста, зрелости, спада.

Д.Н.Оголева предлагает матрицу инновационных стратегий:

1.Модернизация

2.Частичное обновление технологий, модернизация оборудования, обновление продукции;

3.Системное обновление производства тна основе кластеров новшеств;

4.Внедрение радикальных технологических решений и реконструкция производства.

А.М.Аньшин, А.А.Дагаев предлагают следующую типологию стратегий:

1.Макроэкономическая инновационная стратегия на уровне национальной экономики.

2.Региональная инновационная стратегия.

3.Инновационная стратегия отраслевого уровня.

4.Инновационная стратегия микроуровня.

Казахстанский ученый-экономист К.Абдыгаппарова рассматривает типы стратегий инновационных процессов:

1.Остаточная стратегия – отражает стремление остаться на рынке с устаревшими товарами.

2.Оборонительная стратегия преследует цель не отстать от конкурентов.

3.Имитационная стратегия ориентирована на производство инновации на основе патентной лицензии, франчайзинге.

4.Стратегия технологического рывка – переход к новым продуктам минуя технологии предшествующих стадий.

5.Стратегия сравнительных преимуществ, ориентирована на производство того продукта, который обеспечивает индивидуальный ресурсный потенциал предприятия

6.Зависимая стратегия, когда малые фирмы зависят от крупных.

7.Стратегия создания нового рынка – выход на рынок с новым продуктом, который больше никто не производит.

5.3 Инновационная стратегия эксплерентов, виолентов, патиентов, коммутантов

А.Ю.Юданов, Р.А.Фатхутдинов, Р.С.Каренов предлагают стратегии 4-х инновационных компаний, отличающихся друг от друга целями:

1.Эксплерентная (пионерная) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Девиз: «Лучше и дешевле, если получится». Примеры – «ЭППЛ, Зенит, Дженетек».

2.Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм действующих в сфере крупного, стандартного бизнеса, осуществляющего массовый выпуск качественной, недорогой продукции. Девиз: «Дешево, но прилично» Примеры: автомобили «Тоета», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сотовые телефоны «Нокия».

3.Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей, свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Девиз: «Дорого, зато хорошо». Примеры: бывшие оборонные предприятия, космическая промышленность.

4.Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных, локальных масштабах, приспособленная на удовлетворение небольших по объему нужд конкретного клиента, причем потребительская ценность коммутанта определяется не за счет сверхвысокого качества, а за счет индивидуализации услуги.

Девиз: «Вы доплачиваете мне за то, что именно я решаю ваши проблемы». Примеры: распавшиеся ТНК, обособленные региональные, использующие бренды ТНК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: