Тема Стратегия инновационно-технологического развития Республики Казахстан

6.1 Индустриально-инновационная стратегия Республики Казахстан на 2003-2015 гг.

6.2 Формирование и развитие Национальной инновационной системы

6.3 Проблемы модернизации и внедрения новых технологий

6.1 Индустриально-инновационная стратегия Республики Казахстан на 2003-2015 гг.

17.05.2003 г. Указом Президента Республики Казахстан утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг., реализация которой осуществляется в 3 этапа (2003-2005гг., 2006-2010гг., 2011-2015гг.). Цель стратегии – это достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Для реализации стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана созданы специальные институты, занимающиеся исследованием, разработкой, финансированием инновационных проектов. Это бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, создаваемые в различных регионах страны. При Министерстве индустрии и торговли создан Центр инжиниринга и трансферта технологий, который занимается определением конкурентоспособных направлений и дальнейшим продвижением перспективных проектов, а также поиском заинтересованных инвесторов. Создан еще один новый институт – Центр маркетинговых и аналитических исследований, занимающийся стратегическими исследованиями, позволяющими определить конкурентные преимущества отечественного производства.

Для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития создана и капитализирована система институтов развития: Инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, Банк развития Казахстана, Корпорация по страхованию экспорта. Целью Инвестиционного фонда является содействие созданию казахстанских компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, путем долевого участия в их капитале. За фондом закреплены функции по развитию и внедрению инноваций, венчурного предпринимательства. В его задачи входят привлечение капиталовложений в малые и средние предприятия Казахстана, финансирование операций по аренде и помощь в получении займов, а также оказание технической помощи. С 2006 г. они объединены в фонд «Казына», предназначенный для координации действий всех институтов развития.

Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики.

Анализ инновационной ситуации в Казахстане показывает, что с 2007 г. инновационная активность предприятий составила всего 3.4 %. Для сравнения: доля инновационно-активных предприятий а общем числе предприятий реального сектора экономики США -30 %, России - 5,2 %. Общие затраты на технологические инно­вации в 2007 г. в Казахстане составили 79985,9 млн. тенге, в том числе расходы на приобретение машин и оборудования - 50,5 %, расходы на исследования и разработки - 17,1 %, новые технологии -всего 2,3 %, что усиливает тенденцию к инновационной зависимос­ти от экономически развитых стран, Казахстан в настоящее время характеризуется низкой степенью участия на мировом рынке науко­емкой продукции. Для сравнения: доля наукоемкой продукции Рос­сии составляет 0,3 - 0,5 %, стран Европейского союза - 35, США - 25, Японии -11, Сингапура - 7, Южной Кореи - 4, Китая - 2 %.

На современном этапе экономического развития практически во всех странах государство оказывает инновационной деятельности правовую, организационную и финансовую поддержку. Казахстан в этом отношении не является исключением. Правительство опре­деляет и реализует государственную инновационную политику.

Основными направлениями государственной поддержки инновацион­ной деятельности в стране являются:

- стимулирование инновационной деятельности путем созда­ние организационных и экономических условий, в том числе обеспе­чивающих привлечение инвестиций для реализации государствен­ной инновационной политики;

- определение приоритетов инновационного развития;

- формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

- участие государства в создании и внедрении инноваций;

- продвижение отечественных инноваций на внешний рынок;

- международное сотрудничество в сфере инновационной дея­тельности, включая трансферт технологий.

6.2 Формирование и развитие Национальной инновационной системы

25 апреля 2005 г. № 387 постановлением Правительства Республики Казахстан утвержденная Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы на 2005-2015 гг. Цель программы – формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного, а также зарубежного научного потенциала и технологий. Задачи: развитие научного потенциала; формирование и поддержка развития инновационной предпринимательской среды; формирование и развитие многоуровневой инновационной инфраструктуры; формирование и развитие элементов и механизмов финансовой инфраструктуры в части решения видов предоставляемых грантов и создания венчурных фондов; обеспечение эффективного взаимодействия между элементами национальной инновационной системы; совершенствование нормативной правовой базы.

Программа реализуется в 4 этапа.

Первый этап: 2005-2007 гг. – формирование НИС с активным участием государства: развитие научного потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития; развитие инновационной бизнес-среды, реализация системных инновационных проектов, формирующих ядро кластеров, требующих концентрации государственных ресурсов; создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры; создание и развитие элементов финансовой инфраструктуры в части расширения видов предоставляемых грантов и создания венчурных фондов с отечественными инвесторами и инвестирования в передовые зарубежные венчурные фонды.

Второй этап: 2008-2010 гг. - совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС: повышение качества взаимодействия сформированных элементов НИС; активное развитие механизмов венчурного финансирования через создание венчурных фондов с зарубежными инвесторами; развитие кластерной кооперации вокруг проектов, сформированных на первом этапе; участие субъектов НИС в проектах по формированию региональных и глобальных технологических альянсов с ведущими мировыми компаниями.

Третий этап: 2011-2013 гг. – устойчивое развитие НИС с уменьшением доли государственных расходов и ростом частных инвестиций: использование преимущественно косвенных инструментов стимулирования.

Четвертый этап: 2014-2015 гг. – «выход» государства из венчурных фондов и инновационных проектов.

В результате реализации программы ожидается: увеличение удельного веса услуг научной и научно-инновационной деятельности в ВВП с 0,8% в 2005 г. до 1,7% к 2015 г; увеличение прямых иностранных инвестиций в инновационную и научно-исследовательскую деятельность Казахстана в 15-20 раз к 2015 г. по сравнению с 2003 г.; оптимизация системы бюджетного финансирования прикладных НИОКР; создание эффективной инновационной инфраструктуры, включающей единую информационную базу инновационной деятельности в Республике Казахстан; создание национальных технологических парков и зон: парки информационных технологий; парка ядерных технологий; парка биотехнологий; индустриально-нефтехимического парка; парка новых материалов; парка агропромышленных технологий и других по приоритетным для экономики отраслям; создание уже на первом этапе 7 региональных технопарков; организации 12 технологических бизнес-инкубаторов при крупных технологических университетах и технопарках и 8 учебных центров при технопарках; формирование системы венчурного финансирования с участием как отечественного, так и зарубежного капитала; создание рынка ценных бумаг венчурных фондов и молодых технологичных компаний (рынок IPO); повышение уровня инновационного менеджмента; усовершенствование законодательства в соответствии с проводимой политикой инновационного развития.

6.3 Проблемы модернизации и внедрения новых технологий

Основными причинами отставания в индустриальном развитии Республики Казахстан являются следующие:

- с 1990-1991 гг.произошло резкое сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технологического развития, падение престижа ученого и востребованности научных результатов, снижение инновационной активности предприятий, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что привело к ослаблению научно-технологического потенциала, деградации наукоемких производств;

- разрушены опытно-промышленные базы и проектно-конструкторские институты;

- отсутствие комплексного, системного подхода к управлению инновационными процессами сдерживает развитие инновационного потенциала страны и не позволяет правильно обозначить приоритеты его дальнейшего развития;

-отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок. В рыночных условиях механизм освоения нововведений неразрывно связан с малым инновационным бизнесом, для которого характерен высокий риск, но и высокая отдача в случае успеха. В развитых экономиках существует особый сектор народного хозяйства, обеспечивающий необходимые условия (инфраструктуру) для развития малого инновационного предпринимательства;

- отсутствие развитых инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, таких как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальные финансовые механизмы поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированные оценщики фирм и интеллектуальной собственности и др.;

- отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения. Наука и научно-техническая деятельность относятся к сфере услуг и эти услуги должны быть востребованы рынком. Отечественный рынок научных услуг и наукоемкой продукции в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не могут позволить себе «покупать» услуги науки;

-сырьевая направленность экономики, отсутствие технологической цепи добавления стоимости продукции;

-слабое ресурсное обеспечение инновационной сферы (трудовые, материальные, финансовые, информационные, научные, нормативные правовые);

-отсутствует эффективный механизм внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики;

- в науке сохраняется слабая ориентация на конечный результат на внедрение в производство новых продуктов, новых коммерчески выгодных технологий;

- отсутствует институт профессиональных инновационных менеджеров;

- отсутствие инновационного предпринимательства, осуществляющего основные виды инновационной деятельности, такие как создание инновационного продукта и выполнение посреднических услуг, связанных с продвижением инновационного продукта на рынок, является одной из причин низкой инновационной активности в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: