Тема Экономическая сущность инноваций и инновационной деятельности

3.1 Сущность инноваций

3.2 Классификация инноваций

3.3 Сущность инновационной деятельность

3.1 Сущность инноваций

Инновация – это объект, внедренный в различные сферы жизнедеятельности человека, полученный в результате проведенного научного исследования или открытия, отличающийся от предыдущих аналогов принципиально новыми качествами и свойствами, приводящий к изменениям в сферах деятельности, обеспечивающий удовлетворение существующих потребностей на рынке и приводящий к получению субъектами рынка экономической выгоды. Рассмотрим эволюцию взглядов на данное понятие: 1) Й.Шумпетер: изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности; 2) Хартман Хауштайн: внедрение в практику, осуществление и использование идеи, предложения, научно-исследовательского решения, модели; 3) В.П.Лапин: Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей; 4) Ф.Валента: Изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию: касается продукции, технологии, средств производства; 5)Т.Брайн: процесс, в котором интеллектуальный товар – изобретение, информация, ноу-хау или идея приобретает экономическое содержание; 6) Б.Санто: общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, охватывает весь спектр видов деятельности – от исследований и разработок до маркетинга; 7) Ф.Никсон: совокупность технических, производственных, коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудования; 8) П.Завлин: Использование в любой сфере общества, результатов интеллектуальной деятельности для совершенствования процесса деятельности или его результатов.

Таким образом, инновации можно рассматривать в зависимости от объекта и предмета исследования следующим образом:

- как процесс (Б.Твисс, А,Койре, И.П.Пинингс, В.Раппопорт, Б.Санта, Г.М.Гвиашини, В.Л.Макаров, Р.М. Айтмамбетов, А.К. Кантарбаева);

- как систему (н.И.Лапин, Й.Шумпетер, С.Б. Абдыгаппарова);

- как изменение (Ф.Валента, Ю.Яковец, Л.Водачек, У.Б. Баймуратов)

- как результат (А.Левинсон, С.Бешелев, Ф.Гурвич, Р.Фатхутдинов).

В научной литературе существует большое количество дефиниций инновации, часто заметно отличающихся друг от друга. В целом, все согласны с тем, что инновация всегда связана с прогрессом. В западной литературе существует 2 подхода к инновациям: широкий и узкий. При широком подходе инновации – это всевозможные изменения, внедрение новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь. Основой любых рассуждений относительно дефиниции инноваций является классическое определение этого явления, предложенное Й.Шумпетером. Этой трактовке следует технический, экономический и организационный характер.

На базе дефиниции Й.Шумпетера возник ряд вариантов этого определения (приведены выше), причем они обычно представлены в 3-х значениях: функциональном, атрибутивном, предметном. При функциональном подходе акцент делается на показе инновации, как процесса сознательного осуществления изменений в технике, технологии и организации труда. Такое видение заметно в приведенном определении Й.Шумпетера. Атрибутивный подход сводится к менеджерскому подходу, когда инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на общественные потребности, или же социальному подходу, когда она становится элементом процесса социально-экономического прогресса. Предметный подход касается целой совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся определенными чертами.

3.2 Классификация инноваций

В литературе приведен ряд классификаций инноваций:

1.В.Аньшина, В.Дагаева различают по:

- сфере приложения – научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные;

- характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые, развивающие существующие;

- предмету приложения – инновация – продукт, инновация – процесс, инновация – сервис, инновации – рынки;

- степени радикальности – оригинальные (креативные, базисные), имитационные (усовершенствованные);

- масштабам распространения – отраслевые, региональные, микро, макро, мега-уровневые4

- роли в процессе производства – основные и дополняющие;

- материализации – твердые и мягкие.

2.А.И.Пригожин различает:

- по типу новшества – материально-технические, социальные, экономические, организационно-управленческие, правовые, педагогические;

- по инновационному потенциалу – радикальные, комбинаторные, модифицирующие;

- по принципу отношения к своему предшественнику – замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие;

- по объему применения – точечные, системные, стратегические;

- по эффективности – инвестиционной, производственной, экономической, социальной, научно-технической;

- по источнику инициативы – прямой социальный заказ, в результате изобретения.

3.М.Хучек предлагает классифицировать инновации следующим образом:

- оригинальность характера изменений – оригинальные, неоригинальные;

- отрасль хозяйства – материализованные, нематериализованные;

- степень новизны – новинки мирового масштаба, отрасли, на предприятии;

- радиус действия – внедренные вне предприятия, на предприятии;

- сера применения – технические и технологические, организационные и экономические, общественные.

4.С.Д.Ильенкова приводит другую типологию новшеств:

- в зависимости от технологических параметров – продуктовые и процессные; по новизне – новые для отрасли в мире, в стране, на предприятии; по месту на предприятии – инновации на входе, выходе, системной структуры; от глубины вносимых изменений – радикальные, улучшающие, модификационные; по сере деятельности – технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

5. П.Н.Завлин классифицирует инновации по следующим признакам:

-область применения – управленческие, организационные, социальные, промышленные;

-этап НТП – научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные;

-степень интенсивности – «бум», равномерная, слабая, массовая;

-темпы осуществления – быстрые, замедленные, нарастающие, равномерные, скачкообразные;

-масштаб инноваций – трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;

-результативность – высокая, низкая, стабильная;

-эффективности – экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Принимая во внимание степень новизны и предмет инновации, ученые их делят на 3 группы: 1) новинка мирового масштаба; 2) новинка в масштабах страны; 3)новинка в масштабах данного предприятия.

Социально-экономическое содержание инноваций на предприятии, рассмотрим опираясь на классификации инноваций.

Сточки зрения критерия оригинальности изменений инновации бывают: 1) оригинальные (креативные); 2) имитирующие. Инновации могут быть радикальными, представляющие собой существенное обновление бизнес-линий предприятия, инкрементальными, имеющие характер лишь отдельных усовершенствований, пионерными, т.е. новыми для рынка.

Исходя из критерия отрасли экономики можно выделить: 1) инновации, воплощенные в материале (твердые); 2) невоплощенные (мягкие) (новая система организации, совершенствования в учебном процессе).

Если в качестве основы классификации принять масштабы, вызываемых ими последствий, то можно назвать: 1) стратегические инновации; 2) текущие инновации.

Основой классификации инноваций может быть критерий приносимой обществу пользы: 1) инновации, ведущие к сокращению затрат; 2) приводящие к улучшению качества изделий; 3) способствующие увеличению количества производимых продуктов; 4) сберегающие человеческий труд; 5) ведущие к охране окружающей среды.

Сточки зрения предмета инновации они делятся на следующие: 1)продуктовые и процессные; 2) технические; 3) организационные; 4)экономические и финансовые; 5) в системе управления человеческим потенциалом (трудовые); 6) социальные; 7) экологические; 8)информационные.

3.3 Сущность инновационной деятельности

Гарвардский исследовательский центр в США дает следующее определение инновационной деятельности - «ориентированная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предназначенное для того, чтобы создавать, поддерживать единицу, которая стремиться получить прибыль за свою продукцию или за распределение экономических благ, имеет целью или мерой успеха денежную или иную выгоду, взаимодействует с внутренней ситуацией этой единицы и с экономическими, политическими, социальными условиями, существующими на тот или иной период».

Федеральный закон об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Российской Федерации от 1999 г. интерпретирует ее так - Инновационная деятельность – это процесс использования результатов научно-технической деятельности в производстве для расширения и обновления ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления.

Закон Республики Казахстан об инновационной деятельности от 2002 г определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности.

Инновационная предпринимательская деятельность, важнейший фактор экономического развития государств с рыночной экономикой, в которых признается приумножение национального богатства за счет вовлечения в производство не использованных ранее коммерчески эффективных ресурсов. Инновационная деятельность является основным фактором повышения эффективности производства в деятельности предпринимательских структур.

Осуществление инновационной деятельности хозяйствующими субъектами существенно повышает стоимость предприятия (гудвил), позволяет обрести конкурентное преимущество, оставаться динамичными и всегда востребованными на рынке, сохранять доминантные позиции на рынке и диктовать свои условия «игры». Инновационная деятельность приводит к получению «квазиренты» - монопольной прибыли, к увеличению богатства.

По характеру инновационной деятельности организации проявляют следующие виды специализации:

-научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений (венчурное финансирование);

-оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники).

Таким образом, определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта.

Во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объектив­ных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования произ­водства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых науч­ных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества.

Во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный по­тенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококва­лифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персо­нала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие
реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инноваци­онной деятельности в организации.

Инновационная деятельность - это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созда­нием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; плани­рованием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и сти­мулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, на­правленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эф­фективности.

Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, техниче­ских идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инноваци­онной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационно­го менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: