Ценности этики утилитаризма

История утилитаризма продолжительная. Первые идеи появились довольно давно. Наиболее известными мыслителями этики утилитаризма являются И. Бентам (1748–1832 гг.) и Д. С. Милль (1808–1873 гг.).

Эти мыслители развивали своё учение как разновидность гедонизма. Они утверждали, что все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Мыслители поставили перед собой задачу сформулировать критерий, на основании которого можно было бы различить, когда действие является правильным, а в каком случае нет. Его они назвали «принципом пользы». Этот принцип утверждал, что такое действие является правильным, если оно приводит к большему количеству удовольствия для наибольшего количества людей. В противном случае оно не является правильным.

Сущность утилитаризма состоит в том, что он делает акцент на результатах действия. Если действие приносит больше пользы, чем вреда, то оно является правильным. Последствия действия, а не мотивы определяют его правильность.

Философы-утилитаристы обратили внимание на тот факт, что часто, исходя из лучших побуждений в своих поступках, люди получают ужасные результаты. Не всегда моральная ценность действия совпадает с мотивом того, кто его совершал. Личность, безупречная в моральном отношении, может совершить действие, последствия которого ею не могли быть предугаданы. Поэтому принцип пользы, считали они, позволяет по объективным основаниям (результатам) оценить действие как правильное или неправильное. Этот принцип устанавливает: действие является правильным в той степени, в какой оно позволило дать наибольшее счастье наибольшему количеству людей.

Этими мыслителями была разработана методика, которая позволила бы рассчитать на основании нескольких параметров (интенсивность удовольствия, его продолжительность и пр.), является действие правильным или нет. Они считали, что при вычислении счастья или несчастья, вызванного данным действием, каждый человек будет считаться представляющим одну единицу счастья.

Существует много критических замечаний в адрес этой концепции. Они касаются невозможности во всех случаях произвести исчисления последствий действия. Трудность в том, что результаты некоторых действий наступают не сразу. Ждать последствий, возможно, придётся очень долго. Это возражение тем более значимо, так как нарушается объективность в оценке: подсчёт последствий часто уходит в сферу субъективного, обусловливается чьими-то интересами.

Контрольные вопросы

1. В чём заключается утилитаристский принцип пользы?

2. На ваш взгляд, может ли принцип пользы играть роль в оценке профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью?

3. Дайте анализ высказывания Д. Милля: «Мы должны руководствоваться в поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса».

4. Каковы, на ваш взгляд, границы принципа пользы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: