Ф. Ницше о морали

Позиция Ф. Ницше, немецкий философ, (1844 – 1900 гг.) отличается от всех других мыслителей тем, что он утверждал мораль через её критику. Если все другие моралисты занимались оправданием морали, теоретически её обосновывали, то Ницше стал рассматривать этические ценности в философском ключе, ставя в ранг проблем само их существование.

Такой подход, с его точки зрения, обусловлен тем, что в Европе существует «много разных моралей», которые можно включить в такие две разновидности: мораль господ и мораль рабов. При этом мораль рабов не имеет никакого отношения к действительной морали. Характеризуя мораль рабов, он выявляет её истоки. Ими являются античная философия и христианство. Мораль рабов в Европе стала господствующей.

Для неё характерны такие черты:

– претензия на идеал, абсолютную истину, что позволяет каждому человеку смириться с оценками себя как несовершенного существа, не способного выйти за эти рамки;

– «стадность» морали, выражающаяся в том, что она охраняет только общество («стадо»), «стадную общественность», а не отдельную личность;

– репрессивность морали по отношению к человеку, так как она предъявляет одинаковые нормы, которые усредняют всех людей;

– мораль обрекает человека на то, что он должен постоянно «делить себя на две части», постоянно «копаться» в самом себе, чтобы найти в себе самом одного человека, который испытывает чувство вины, недоволен собой, и другого – стремящегося обрести добродетельные намерения. В этом случае мораль существует не на практическом уровне, а является областью намерений человека. И именно в этом проявляется лицемерная (фарисейская) сущность рабской морали.

Сам Ницше называет свою позицию «имморализмом». Имморализм – философская позиция, претендующая выйти за рамки существующих моральных ценностей. Критика Ницше направлена не на мораль саму по себе. Он критикует общепринятые нормы поведения. Считает, что существуют и должны существовать «высшие морали». Поэтому позицию Ницше можно оценить как моральный нигилизм, осуществляемый с моральной точки зрения. Если Ницше и критикует мораль, то эту критику осуществляет, прибегая к таким категориям этики как «любовь к человеку», «сострадание» и утверждая, что он не отрицает сострадание, а утверждает сострадание «более высокое и дальновидное». Критика традиционной морали осуществляется им в аспекте исторического взгляда на феномен морали. Он считает, что пришло время возвращения к аристократизму в морали. Аристократизм в морали, по мнению Ницше, является наивысшим выражением добродетельного в человеке. Он проявляется в огромной воле, готовности к огромной ответственности, склонности и привычке к справедливости, правдивости, бесстрашию и пр. Таким образом, Ницше выступает не против морали, он утверждает в гуманистическом смысле более высокую мораль, чем традиционная.

Рассмотрим особенности той морали, которую утверждает Ф. Ницше. Аристократическая мораль отличается от рабской морали следующими особенностями:

– носителем её является сверхчеловек, из природы которого она органично «вытекает»;

– благодаря ей преодолевается абсолютная противоположность между добром и злом.

Сверхчеловек, согласно позиции Ф. Ницше, – это совершенный человек, наделённый волей и являющийся таковым не благодаря воспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы. Для Ницше сверхчеловек – это идеал, являющийся носителем новой морали. Сверхчеловек является добродетельным не в силу принуждения, а в силу своей природы, условий жизни, положения. Ницше свойственно понимание морали как системы ценностей, зависящих от условий жизни. Исследователи творчества Ницше отмечают его заслугу в том, что он первым в истории этических учений показал историческую основу фундаментальных понятий морального сознания, таких как «долг», «справедливость», «добро», «зло», «ответственность», «совесть». Он первым обозначил психологическую основу, мотив морали, глубоко скрытый не только от других людей, но и от самого морализирующего человека. Мотив морали он назвал рессентимент (от фр. – злопамятство, злоба). Это понятие занимает центральное место в ницшеанской теории морали. С помощью его Ницше объясняет «природу» декларируемых ценностей морали, часто за которыми стоят эмоции злобы, зависти, отчаяния, мести действительно униженного человека. Не умея утвердиться в жизни, слабый человек с уязвлённым достоинством переворачивает многое «с ног на голову». В частности, шкалу ценностей, начиная отождествлять «слабость» с «хорошим», «добрым». Иными словами, человеческая униженность начинает выдаваться за моральную добродетель.

Как было уже отмечено, проблема добра и зла в классической морали являлась центральной. При этом мораль и добро рассматривались как тождественные. Ницше утверждает иную позицию в трактовке добра и зла. Ницшеанский сверхчеловек находится по ту сторону добра и зла. Мораль сверхчеловека открыта творчеству, совершенствованию. Она лишена слабости, стадности, лицемерия и утверждает достоинство человека.

Контрольные вопросы

1. Отрицает ли Ницше мораль?

2. Каково содержание понятия «рессентимент»?

3. В каких работах Ницше рассматриваются проблемы морали?

4. За что Ницше критикует христианскую мораль?

5. Каковы особенности аристократической морали?

6. Каковы принципы рабской морали?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: