double arrow

Анализ текста «Этциони о золотом правиле морали и категорическом императиве»

«Категорический императив впервые порывает с эгоцентризмом Золотого правила («Не делай другому того, чего не хотел бы, что бы делали тебе»), признавая максиму справедливой лишь тогда, когда скорее могут хотеть, чтобы каждый следовал ей в аналогичных ситуациях. Необходимо, чтобы каждый мог пожелать: максима нашего поведения должна стать всеобщим законом. Только максима, способная претендовать на всеобщность в перспективе для всех, кого она касается, может считаться нормой, заслуживающей всеобщего одобрения и уважения, т. е. морально обязательной. На вопрос: что я должен делать? моральный ответ дается в том случае, если он соотносится с вопросом: что должно делать каждому? Моральные заповеди – это категорические, или безусловные, императивы, прямо выражающие значимые нормы или имплицитно имеющие к ним отношение. Им­перативный смысл этих заповедей только и позволяет понять в каче­стве долженствования то, что не зависит ни от субъективных целей и предпочтений, ни от абсолютной для меня цели – хорошей, удавшейся или неиспорченной жизни. «Должно» «…» или «необходимо» «…» поступать известным образом – это означает здесь скорее: поступать так справедливо и потому есть наш долг».

(А. Этциони. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 321.)

Контрольные вопросы

1. Какая формулировка категорического императива Канта? Как он связан с долгом?

2. Убедительна ли позиция автора текста относительно эгоцентризма золотого правила?

Вариант 24

Возрастание роли этики на рубеже веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: