Основные понятия

Абсолютная ценность – безусловная ценность, признающаяся универсальной и ничем не ограниченной.

Абсолютное благо – благо, имеющее абсолютную ценность независимо от конкретной ситуации, не нуждающееся в оправдании необходимостью для достижения иного блага. В монотеистических религиях абсолютное благо – это единение с Богом и обретение вечной жизни.

Агапэ – термин, обозначающий в Священном писании христианскую любовь – милосердие.

Адхарма – термин индуистской традиции, означающий отсутствие добродетели и зло.

Аксиология – философская дисциплина, исследующая ценности.

Альтруизм – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей.

Аналитическая этика – 1) совокупность школ современной этики, стремящихся к тщательному логическому определению этических понятий; 2) область исследований, связанных с анализом языка морали.

Апатия – бесстрастие, нечувствительность к страданиям или способность быть независимым от внешних обстоятельств, идеал состояния души в этической системе стоиков.

Аскетизм – учение и практический метод постижения нравственного совершенства посредством ограничения и подавления чувственных влечений и желаний.

Атараксия – невозмутимость, безмятежность; согласно этической системе Эпикура – идеальное душевное состояние, достигаемое избавлением от аффектов (страха и пр.).

Бескорыстие – способность совершать поступки без расчета на вознаграждение, соразмерное затраченным усилиям.

Беспристрастность – характеристика действий, принимаемых исключительно на основе принципа «не взирая на лица», то есть независимо от интересов и предпочтений.

Биоэтика – этическая область знания, возникающая в связи с развитием медицины и использованием в здравоохранении высоких технологий. То же, что биомедицинская этика.

Благо – состояние и условие совершенства. В отличие от однопорядкового понятия «добро», в котором доминирует волевой выбор, моральный долг, благо онтологично и принадлежит космическому контексту.

Благодарность – чувства обязанности, уважения и любви другому человеку.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого.

Благожелательность – эмоция, побуждающая человека стремиться к благу других людей.

Благоразумие – добродетель, помогающая избежать дурных крайностей и не совершать опрометчивых поступков.

Благородный муж – идеал совершенной личности в этике Конфуция.

Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся.

Блаженство – состояние, даруемое, по учению ряда религий, как награда праведным. По христианскому учению, связано с пребыванием в Царстве Небесном.

Вина – состояние человека, обусловленное нарушением долга, требований авторитета, обязанностей.

Внимательность – способность всматриваться в действительность и различать в ней неочевидные, но этически значимые моменты. Этическая внимательность есть необходимая предпосылка совести, позволяющей прогнозировать этическую опасность возникающих перед субъектом ситуаций и находить морально верные способы поведения.

Гедонизм – этический принцип, утверждающий в качестве высшего

блага – удовольствие, достигаемое субъектом.

Гнев – эмоция, являющаяся реакцией на зло (оскорбление, несправедливость).

Гордость – чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств.

Грех – религиозно-этическое понятие, означающее добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога.

Декалог – десять заповедей Моисея, полученных им на горе Синай, ставших основой иудейской и христианской морали.

Добро – в широком смысле слова благо, выражающее положительное отношение к некоторому стандарту.

Добродетель – моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности следовать добру.

Деонтология – учение о должном в этике.

Долг – понятие этики, означающее нравственно-аргументированное принуждение к поступкам.

Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия своему предназначению

Дружба – разновидность межличностных отношений, характеризующихся доверительностью, взаимным признанием, доброжелательностью, заботой.

Жэнь – человечность, важнейшая категория конфуцианской этики.

Забота – активность, направленная на достижение чьего-либо блага.

Зависть – чувство досады или горечи по причине того, что другой обладает благом.

Золотое правило – принцип: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Идеал – высший образец нравственной личности.

Имморализм – философская позиция, претендующая на выход за рамки существующих моральных понятий и ценностей. (Не путать с аморализмом – житейской позицией, отвергающей моральные нормы).

Индивидуализм – признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.

Казуистика – искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.

Категорический императив – требование, предъявляемое человеку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств.

Компромисс – ситуация, в которой ее участники частично поступаются собственными интересами ради общего согласия и возможности частично удовлетворить свои интересы, не потерпев морального урона.

Конфронтация – ситуация противостояния, в которой участники, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других.

Лицемерие – это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться.

Личность – ответственный и свободный человек, способный совершать поступки и осознавать их моральные последствия.

Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринимается как благо; фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основание в любви Бога и заповедях Иисуса Христа.

Максима – сентенция, афоризм, в котором формулируется жизненный принцип или характеризуются нравы людей; практический принцип, или правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе опыта.

Милосердие – доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку; высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Мораль – общечеловеческие нормы и образцы поведения, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное существо.

Моральные нормы – образцы морального поведения в обществе.

Моральный закон – совокупность моральных норм, образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта.

Моральный статус субъекта – показатель соответствия поведения и намерений человека нормам морали.

Мусульманская этика – обобщённое обозначение комплекса нравственно-этических воззрений, получивших развитие в средневековой арабо-мусульманской культуре.

Надежда – ожидание блага, осуществления желаемого.

Намерение – внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации.

Насилие – общественное отношение, в ходе которого одни индивиды с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до её разрушения, подчиняют себе других людей, собственность и пр.

Ненасилие – этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.

Нигилизм – в широком смысле отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций, ценностей.

Нравы – принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.

Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину мораль; в гегелевской и советской философии – нравы как практикуемые формы индивидуального поведения (мораль – выражение общественной точки зрения).

Обязанность – в широком смысле слова – синоним долга.

Ответственность – отношение зависимости человека от чего-либо (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий; способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.

Относительное благо – благо, ценность которого требуется соразмерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей.

Оценка моральная – акт выявления и обоснования моральной ценности поступков, намерений и прочих действий, из которых складывается сознательная деятельность человека.

Ошибка – неправильная оценка ситуации, приводящая к дурному поступку.

Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта.

Порок – сознательный отказ от добродетели.

Поступок – действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет моральную ответственность.

Правильное и неправильное – понятия морали, с помощью которых выражаются соответственно позитивные и негативные оценки человеческих мотивов и поступков.

Практический разум – разум, позволяющий ответственно совершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям.

Принцип реальности – убеждение в том, что нельзя жить иллюзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т. е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью.

Принцип согласия с действительностью – основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной действительности, включающей объективную духовную реальность, внутренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность.

Принцип сочувствия – установка на воспроизведение в собственном сознании точки зрения на мир и эмоции другого субъекта.

Разум – способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире.

Разумного эгоизма принцип – представление о том, что человек, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, ибо понимает невыгоду нарушения чужих интересов.

Распутство – характеристика поведения и состояния души, возникающие при необузданной жажде чувственного, главным образом сексуального удовольствия.

Рациональная этика – попытка рационального обоснования моральных ценностей обычно путем их сведения к пользе для субъекта или человечества.

Реализм – принятие как реальности всего того, что уже произошло.

Реалистическая этика – этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность.

Рессентимент – глубоко скрытый мотив морали, в том числе и от морализирующего индивида.

Решение – выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив.

Риск – отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату.

Самосохранение – благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями.

Санкции моральные – внешние формы морального воздействияс целью обеспечения моральных норм.

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной; отсутствие принудительного давления, являющегося условием творческого развития личности и морального поведения.

Свобода воли – необусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами.

Свобода выбора – возможность совершить выбор по собственному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей.

Смирение – нравственное качество, противоположное гордости и самомнению.

Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, её нравственную оправданность.

Соблазн – ситуация, толкающая человека к аморальному поведению (поступку).

Совершенство – понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.

Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному. Совесть может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести.

Средство – действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы.

Стоицизм – пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем сознательного подчинения закону природы (логосу).

Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень Стыд связан с тем, что это нарушение становится явным.

Счастье – абсолютное благо в эвдемонистических системах этики.

Толерантность – сознательное подавление чувства неприятия к другому.

Удовольствие – высшее благо в этике гедонизма. Состояние удовольствия может достигаться в результате удовлетворения потребности или интереса.

Умеренность – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений, страстей как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели.

Утилитаризм – этический принцип, согласно которому полезность рассматривается как основная ценность.

Фанатизм – готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.

Фатализм – установка на предопределение, обреченность судьбе, детерминированной прошлым или высшей волей.

Христианская этика – нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека.

Цели – те блага, к которым субъект стремится.

Ценностно-ориентированная свобода – свобода выбора, соотнесенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает.

Ценность – характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.

Цинизм – подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью, отказ от моральной самооценки.

Честность – сознательное стремление избегать обмана и самообмана.

Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данном обществе.

Эвдемонизм – этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни.

Эволюционная этика – этическая система, объясняющая возникновение моральных ценностей и норм как имеющих приспособительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора. Эта концепция впервые была предложена Г. Спенсером, а затем развивалась П. Кропоткиным и В. Эфроимсоном.

Эгоизм – установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими.

Эпикуреизм – разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий.

Этика – философская наука, изучающая мораль и различные этические учения, её обосновывающие.

Этикет – правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном сообществе представлений о подобающем (в общественных местах, в гостях, на приёмах и т. п.).

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: