Абсолютная ценность – безусловная ценность, признающаяся универсальной и ничем не ограниченной.
Абсолютное благо – благо, имеющее абсолютную ценность независимо от конкретной ситуации, не нуждающееся в оправдании необходимостью для достижения иного блага. В монотеистических религиях абсолютное благо – это единение с Богом и обретение вечной жизни.
Агапэ – термин, обозначающий в Священном писании христианскую любовь – милосердие.
Адхарма – термин индуистской традиции, означающий отсутствие добродетели и зло.
Аксиология – философская дисциплина, исследующая ценности.
Альтруизм – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей.
Аналитическая этика – 1) совокупность школ современной этики, стремящихся к тщательному логическому определению этических понятий; 2) область исследований, связанных с анализом языка морали.
Апатия – бесстрастие, нечувствительность к страданиям или способность быть независимым от внешних обстоятельств, идеал состояния души в этической системе стоиков.
|
|
Аскетизм – учение и практический метод постижения нравственного совершенства посредством ограничения и подавления чувственных влечений и желаний.
Атараксия – невозмутимость, безмятежность; согласно этической системе Эпикура – идеальное душевное состояние, достигаемое избавлением от аффектов (страха и пр.).
Бескорыстие – способность совершать поступки без расчета на вознаграждение, соразмерное затраченным усилиям.
Беспристрастность – характеристика действий, принимаемых исключительно на основе принципа «не взирая на лица», то есть независимо от интересов и предпочтений.
Биоэтика – этическая область знания, возникающая в связи с развитием медицины и использованием в здравоохранении высоких технологий. То же, что биомедицинская этика.
Благо – состояние и условие совершенства. В отличие от однопорядкового понятия «добро», в котором доминирует волевой выбор, моральный долг, благо онтологично и принадлежит космическому контексту.
Благодарность – чувства обязанности, уважения и любви другому человеку.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого.
Благожелательность – эмоция, побуждающая человека стремиться к благу других людей.
Благоразумие – добродетель, помогающая избежать дурных крайностей и не совершать опрометчивых поступков.
Благородный муж – идеал совершенной личности в этике Конфуция.
Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся.
|
|
Блаженство – состояние, даруемое, по учению ряда религий, как награда праведным. По христианскому учению, связано с пребыванием в Царстве Небесном.
Вина – состояние человека, обусловленное нарушением долга, требований авторитета, обязанностей.
Внимательность – способность всматриваться в действительность и различать в ней неочевидные, но этически значимые моменты. Этическая внимательность есть необходимая предпосылка совести, позволяющей прогнозировать этическую опасность возникающих перед субъектом ситуаций и находить морально верные способы поведения.
Гедонизм – этический принцип, утверждающий в качестве высшего
блага – удовольствие, достигаемое субъектом.
Гнев – эмоция, являющаяся реакцией на зло (оскорбление, несправедливость).
Гордость – чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств.
Грех – религиозно-этическое понятие, означающее добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога.
Декалог – десять заповедей Моисея, полученных им на горе Синай, ставших основой иудейской и христианской морали.
Добро – в широком смысле слова благо, выражающее положительное отношение к некоторому стандарту.
Добродетель – моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности следовать добру.
Деонтология – учение о должном в этике.
Долг – понятие этики, означающее нравственно-аргументированное принуждение к поступкам.
Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия своему предназначению
Дружба – разновидность межличностных отношений, характеризующихся доверительностью, взаимным признанием, доброжелательностью, заботой.
Жэнь – человечность, важнейшая категория конфуцианской этики.
Забота – активность, направленная на достижение чьего-либо блага.
Зависть – чувство досады или горечи по причине того, что другой обладает благом.
Золотое правило – принцип: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Идеал – высший образец нравственной личности.
Имморализм – философская позиция, претендующая на выход за рамки существующих моральных понятий и ценностей. (Не путать с аморализмом – житейской позицией, отвергающей моральные нормы).
Индивидуализм – признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.
Казуистика – искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.
Категорический императив – требование, предъявляемое человеку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств.
Компромисс – ситуация, в которой ее участники частично поступаются собственными интересами ради общего согласия и возможности частично удовлетворить свои интересы, не потерпев морального урона.
Конфронтация – ситуация противостояния, в которой участники, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других.
Лицемерие – это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться.
Личность – ответственный и свободный человек, способный совершать поступки и осознавать их моральные последствия.
Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринимается как благо; фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основание в любви Бога и заповедях Иисуса Христа.
Максима – сентенция, афоризм, в котором формулируется жизненный принцип или характеризуются нравы людей; практический принцип, или правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе опыта.
|
|
Милосердие – доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку; высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.
Мораль – общечеловеческие нормы и образцы поведения, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное существо.
Моральные нормы – образцы морального поведения в обществе.
Моральный закон – совокупность моральных норм, образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта.
Моральный статус субъекта – показатель соответствия поведения и намерений человека нормам морали.
Мусульманская этика – обобщённое обозначение комплекса нравственно-этических воззрений, получивших развитие в средневековой арабо-мусульманской культуре.
Надежда – ожидание блага, осуществления желаемого.
Намерение – внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации.
Насилие – общественное отношение, в ходе которого одни индивиды с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до её разрушения, подчиняют себе других людей, собственность и пр.
Ненасилие – этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.
Нигилизм – в широком смысле отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций, ценностей.
Нравы – принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.
Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину мораль; в гегелевской и советской философии – нравы как практикуемые формы индивидуального поведения (мораль – выражение общественной точки зрения).
Обязанность – в широком смысле слова – синоним долга.
Ответственность – отношение зависимости человека от чего-либо (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий; способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.
|
|
Относительное благо – благо, ценность которого требуется соразмерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей.
Оценка моральная – акт выявления и обоснования моральной ценности поступков, намерений и прочих действий, из которых складывается сознательная деятельность человека.
Ошибка – неправильная оценка ситуации, приводящая к дурному поступку.
Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта.
Порок – сознательный отказ от добродетели.
Поступок – действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет моральную ответственность.
Правильное и неправильное – понятия морали, с помощью которых выражаются соответственно позитивные и негативные оценки человеческих мотивов и поступков.
Практический разум – разум, позволяющий ответственно совершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям.
Принцип реальности – убеждение в том, что нельзя жить иллюзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т. е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью.
Принцип согласия с действительностью – основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной действительности, включающей объективную духовную реальность, внутренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность.
Принцип сочувствия – установка на воспроизведение в собственном сознании точки зрения на мир и эмоции другого субъекта.
Разум – способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире.
Разумного эгоизма принцип – представление о том, что человек, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, ибо понимает невыгоду нарушения чужих интересов.
Распутство – характеристика поведения и состояния души, возникающие при необузданной жажде чувственного, главным образом сексуального удовольствия.
Рациональная этика – попытка рационального обоснования моральных ценностей обычно путем их сведения к пользе для субъекта или человечества.
Реализм – принятие как реальности всего того, что уже произошло.
Реалистическая этика – этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность.
Рессентимент – глубоко скрытый мотив морали, в том числе и от морализирующего индивида.
Решение – выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив.
Риск – отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату.
Самосохранение – благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями.
Санкции моральные – внешние формы морального воздействияс целью обеспечения моральных норм.
Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной; отсутствие принудительного давления, являющегося условием творческого развития личности и морального поведения.
Свобода воли – необусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами.
Свобода выбора – возможность совершить выбор по собственному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей.
Смирение – нравственное качество, противоположное гордости и самомнению.
Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, её нравственную оправданность.
Соблазн – ситуация, толкающая человека к аморальному поведению (поступку).
Совершенство – понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.
Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному. Совесть может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести.
Средство – действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы.
Стоицизм – пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем сознательного подчинения закону природы (логосу).
Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень Стыд связан с тем, что это нарушение становится явным.
Счастье – абсолютное благо в эвдемонистических системах этики.
Толерантность – сознательное подавление чувства неприятия к другому.
Удовольствие – высшее благо в этике гедонизма. Состояние удовольствия может достигаться в результате удовлетворения потребности или интереса.
Умеренность – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений, страстей как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели.
Утилитаризм – этический принцип, согласно которому полезность рассматривается как основная ценность.
Фанатизм – готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.
Фатализм – установка на предопределение, обреченность судьбе, детерминированной прошлым или высшей волей.
Христианская этика – нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека.
Цели – те блага, к которым субъект стремится.
Ценностно-ориентированная свобода – свобода выбора, соотнесенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает.
Ценность – характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.
Цинизм – подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью, отказ от моральной самооценки.
Честность – сознательное стремление избегать обмана и самообмана.
Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данном обществе.
Эвдемонизм – этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни.
Эволюционная этика – этическая система, объясняющая возникновение моральных ценностей и норм как имеющих приспособительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора. Эта концепция впервые была предложена Г. Спенсером, а затем развивалась П. Кропоткиным и В. Эфроимсоном.
Эгоизм – установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими.
Эпикуреизм – разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий.
Этика – философская наука, изучающая мораль и различные этические учения, её обосновывающие.
Этикет – правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном сообществе представлений о подобающем (в общественных местах, в гостях, на приёмах и т. п.).
Приложение 2