Достоинства и честь

Анализ текста «Гильдебранд о независимости морали от актуальных ценностей»

«Итак, основой любой добродетели является надактуальный ценностный ответ на сферу нравственно значимых ценностей. Принимая это во внимание, мы видим несостоятельность аристотелевской теории mesotes. «...» Различие между добродетелью и пороком не может быть сведено к вопросу об умеренности. В таком случае порок являлся бы или недостатком, или переизбытком, а добродетель – чем-то средним между ними. Жадность и расточительность с нравственной точки зрения являются не просто противоположностями. Обе они представляют собой мотивированные субъективным удовольствием надактуальные установки, разветвления чувственности. Они подразумевают равнодушие к ценностям, особенно к нравственным ценностям, и поэтому обе противоположны щедрости, являющейся общим надактуальным ценностным ответом. Если предположить, что человек, делаясь все менее жадным в конце концов станет расточительным, то он все равно не будет щедрым на полпути между этими полюсами. Путь, ведущий от жадности к расточительности, никогда не пересекается с щедростью или великодушием. «...» Истинная противоположность добродетели и порока определяется тем, ориентирован ли человек надактуально на нравственно значимые ценности или все его интересы связаны с чем-то чисто субъективным. «...» Все пороки являются порождениями гордыни или чувственности – или того и другого вместе. Они являются разветвлениями одной фундаментальной позиции, которая имплицитно или эксплицитно враждебна или по крайней мере равнодушна по отношению к Богу и к миру нравственно значимых ценностей».

(Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001. С. 463–465.)

Контрольные вопросы

1. Какой смысл содержится в трактовке «надактуальности» добродетелей? Нельзя ли увидеть нечто общее с позицией Канта?

2. Почему аргументацию своей идеи автор текста связывает с правилом «золотой середины»?

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: