Правопонимание – представление о том, что представляет собой право, как в теоретическом, так и в практическом аспектах

Тип правопонимания – определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практиче­ского (ценностного) к нему отношения.

1. Этатистский тип правопонимания. от франц. “etat” – государство.

Формирование связано с возникновением западноевропейских абсолютистских госу­дарств (хотя мотивы встречаются еще у древнегреческих софистов – Ксенофонт), появ­ляется как идеологический противовес юснатурализму как результат секуляризации государства и обоснование королевской власти. Еще в XI-XIIвв. на основе римского права ряд терминов выработали в болонской школе. В XIXв. теоретическую основу разработал О. Конт. Вслед за И. Кантом он полагал, что невозможно познать сущность вещей, поэтому следует избегать метафизики (того, что нельзя проверить эмпирически).

Право является созданием государства, обеспечивается его принудительной силой (Дж. Остин). Соответственно, источники права отождествляются с волей государства (зако­ном) а правовой нормативизм (Г. Кельзен). Основные признаки права: формальная определенность, защищенность публичной вла­стью, которая способна принуждать к исполнению (В. Ленин). Этатизм совместим с идеей произвольного установления содержания правовых норм государством либо (в большевистской волюнтаристской трактовке) господствующим классом. Это является причиной того, что этатизм обходит стороной ценностную про­блематику в праве. С другой стороны, этатизм автоматически не означает тоталитаризм и нарушения прав человека, просто в рамках этатистского подхода меру свободы с помощью права уста­навливает государство.

Этатисты: в Европе – Д. Остин, И. Бентам, в России – Г. Шершеневич

2. Социологический тип правопонимания.

Социологический тип правопонимания формируется во второй половине XIXв.

Право – социальное явление, относительно независимое от государства (хотя часть пра­вовых норм может санкционироваться государством), истоки которого следует искать в обществе. Право – это собственно не адресованные субъектам и где-то записанные нормы («книж­ное право», «право в книгах»), но и реальное поведение субъектов, правовые отношения, которые на самом деле предшествуют правовым нормам («живое право», «право в жизни»), значительную роль в разграничении правового от неправового играет суд (поэтому очень многие американские ученые развивают различные аспекты социологи­ческого правопонимания). «Социологи»: в Европе – Е. Эрлих, в США - Р. Паунд, в России – С. Муромцев, Ю. Грев­цов Вариации социологического типа правопонимания:

- право как сложившийся порядок общественных отношений;

- право как инструмент социальной инженерии в обществе, социального контроля;

- правовой реализм (прагматический инструментализм): ряд североамериканских уче­ных; право существует, чтобы служить потребностям людей; право является совокупно­стью социальных средств; судьи являются творцами права (О.Холмс); норма права явля­ется эффективной, если применяется судами; судьи должны отдавать приоритет телеоло­гическому, а не буквальному толкованию подлежащих применению норм права; приме­нение закона является успешным, если наступили намеченные последствия.

- право как средство социального контроля (Р.Паунд)

3. Психологический тип правопонимания. Л.И. Петражицкий

Право – явление индивидуальной психики, императивно-атрибутивные эмоции (отсюда неизменная связь между правомочиями одного субъекта и обязанностями другого). Однако право при таком подходе становится уже не социальным, а скорее индивидуальным явлением, правовой статус получали, например, воровские законы, внутрисемейные отношения, игры детей в песочнице. В связи с этим Петражицким выделялись позитивные правовые эмоции (правовой характер которых обеспечен чужими авторитетными велениями (например, монарха) либо иными внешними нормативными фактами (например, обычаем)) и интуитивные правовые эмоции (обеспечиваются внутренним переживанием субъекта). Развитие права (его атрибутивная сторона) порождает государство.

Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив ее таким образом в коммуникативном направлении, признав объективные проявления права, его социальное бытие.

4. Юснатурализм как тип правопонимания.

Естественное (природное) право, в отличие от устанавливаемого государством, - разумная и совершенная константа, являющаяся воплощением справедливости, добра, нравственности и гуманизма, являющееся абсолютной ценностью. Античные предпосылки юснатурализма отождествляли право практически с законами природы, в средневековье появилось религиозное обоснование, в эпоху Просвещения, когда сформировалась теоретически законченная доктрина естественного права, она обосновывалась разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественным образом вытекающими из его природы (рационалистически-гуманистическая интерпретация). Естественное право противопоставляется позитивному, устанавливая нравственные требования к нему. Будучи рожденным в рамках классической научной рациональности, юснатурализм воспринимает право лишь как противостоящий человеку объект. Юснатурализм (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклин, Ш. Монтескье, Дж. Локк) составил идеологическую основу буржуазных революций в западноевропейских странах в XVII-XVIIIвв., Декларации независимости США. В XXв. идеи юснатурализма развивал Ж.Маритен, предложивший синтез неотомизма и естественного права, предложив теологическое обоснование неотъемлемых прав и свобод человека.

5. Интегральный тип правопонимания.

Интегральный тип правопонимания, начавший формироваться в зарубежном правоведении примерно в середине XXв., характеризуется стремлением соединить в единой концепции разработанные в различных типах правопонимания отдельные аспекты бытия права. Основоположники интегративной концепции права – Дж. Холл, Г. Дж. Берман - полагали, что имеется достаточно оснований для синтеза этатизма, юснатурализма и социологической юриспруденции, сложив их достоинства и вычитая недостатки.

Невозможно создание непротиворечивой интегральной концепции права в рамках классической научной рациональности. Поэтому надо найти главный объединительный принцип.

Р. Фуллер

В. Нерсесянц (либертарная концепция – свобода)

А. Поляков (коммуникативная концепция – общение)

14билет
1.Проблемы и место гос-ва в полит.системе

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;

в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

в-четвертых, государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

в-пятых, государство обладает суверенитетом;

в-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают.

Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, который считает, что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальтным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти.
2.Аналогия закона.Аналогия права.Ограничение применения аналогии

Аналогия закона применяется при условии, что существующий в законодательстве пробел не может быть восполнен с помощью предусмотренных законом средств, в том числе с помощью обычаев делового оборота. Кроме того, применение закона по аналогии к регулируемым отношениям не должно противоречить их существу. Не является аналогией закона отсылка, содержащаяся в норме закона к другой норме.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Суть аналогии права состоит в том, что права и обязанности сторон в возникшем правоотношении будут определяться исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Общие начала сформулированы в ст. 1 ГК. Под смыслом гражданского законодательства понимаются его характерные черты, закрепленные в предмете и методе. Термины "добросовестность", разумность" и справедливость являются субъективными оценочными понятиями и определяются в каждом конкретном случае.

Правила об аналогии закона и аналогии закона применяется только при применении федеральных законов и не могут распространяться на действие подзаконных актов. Применение аналогии закона и аналоги права на практике встречается крайне редко

Аналогия закона представляет собой применение к отношениям, которые не урегулированы законодательством или договором, норм гражданского права, регулирующих сходные отношения.

Условиями применения аналогии закона являются:

·Отсутствие регламентации данных отношений законодательством;

·Отсутствие соглашения между сторонами по данному вопросу;

·Отсутствие противоречий между применяемой нормой права и отношением, подлежащим урегулированию.

Применение аналогии закона вызвано тем, что законодательство не всегда успевает сформироваться в отношении уже существующих гражданских правовых отношений.

Аналогия права – это применение общих начал и смысла гражданского законодательства к урегулированию прав и обязанностей исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости.

Аналогия права применяется только при невозможности использования аналогии закона. При этом требования добросовестности следует понимать как добросовестные действия сторон

(исправное исполнение своих обязательств), требования разумности предполагают учет жизненных обстоятельств, конкретной обстановки, возможных последствий и др. (Н, устранение недостатков товара в разумный срок). Требование справедливости подразумевает учет интересов обеих сторон.
3.Основные правила законодательной техники.

1. Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу;

2. Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте;

3. Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний;

4. Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.);

5. Использование одинаковых, унифицированных официальных атрибутов (наименование акта, заголовок, порядковый номер и т.п.) и структурных частей (главы, разделы, части, статьи, пункты и т.п.);

6. Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций);

7. Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.;

8. Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия;

9. Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения;

10. В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие вопросы по его реализации.

15 билет
1.Субъективное право.принципы права и их проблемы

Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.

Право в субъективном смысле достаточно конкретно: право на действия (или бездействие) предполагает более или менее точное определение того, что субъект может делать. Необходимо также добавить, что субъективное право может быть использовано в рамках тех общественных отношений, по которым государство устанавливает общеобязательные правила поведения (в правоотношениях). Поэтому в науке принято определять субъективное право как вид и меру возможного поведения участника правоотношения.

Различают также позитивное право, исходящее от государства, и естественное, принадлежащее человеку от рождения.

Право может пониматься в неюридическом смысле (моральное право, корпоративное право как притязания, вытекающие соответственно из норм морали, а также корпоративных норм, т.е. действующих в общественных организациях), однако это значение нами затрагиваться более не будет.

Субъективное право субъективно в том смысле, что оно, во- первых, связано с субъектом, принадлежит ему; а во-вторых, зависит от его воли и сознания.

Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество; организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях идет речь о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. Право в субъективном смысле составляет система прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующем законодательстве, а также присущих индивиду от рождения.

Иначе говоря, субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

Важно подчеркнуть, что субъективное право, возникая на основе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством и при необходимости защищается силой государственного принуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: