Тема 12 информация, неопределенность и

РИСК В ЭКОНОМИКЕ

1 Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.

2 Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.

3 Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».

Темы рефератов и докладов

  1. Страхование рисков в инновационной деятельности предприятий.
  2. Асимметричность информации и способы ее снижения.

Литература для рефератов

  1. Иванов, В.Ф. Страхование инновационных рисков / В.Ф.Иванов, А.И.Макаревич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. – № 3. – С. 57–65.
  2. Махдиева, Ю.М. Страхование инновационных рисков: сущность и перспективы развития в России / Ю,М.Махдиева // Финансы и кредит. – 2012. – № 42. – С. 62–65.
  3. Микроэкономика / В.А.Воробьев, А.В.Бондарь и др. Под ред.В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – С.336–349.
  4. Мягкова, Ю.Ю. Страхование инновационных рисков: российский и зарубежный опыт / Ю.Ю.Мягкова // Банковские услуги. – 2011. – № 5. – С. 38–41.
  5. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю.В.Тарануха; под общ. ред. проф.А.В.Сидоровича – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – С. 503–513.
  6. Славянов, А.С. Методические подходы к разработке эффективного механизма защиты инвестиций в инновации / А.С.Славянов, И.Е.Сахаров / Финансы и кредит. – 2013. – № 10. – С.8–13.
  7. Шелешнев, С. Страхование рисков как инструмент защиты инвестиций / С.Шелешнев // Страхование в Беларуси. – 2011. – № 8. – С.23–28.
  8. Шкалаберда, Я.Л. Неопределенность, риск и асимметрия информации в рыночной экономике / Я.Л.Шкалаберда // Экономические науки. – 2006. – № 8. – С.64–73.

Ключевые понятия и термины

Информация, полная информация, неопределенность, риск, противники риска, нейтральные к риску, любители риска, объединение рисков, распределение рисков, издержки поиска информация, асимметричная информация, скрытые характеристики, скрытые действия, отрицательный отбор (отрицательная селекция, неблагоприятный отбор), рынок «лимонов», моральный риск, проблема «принципал-агент», рыночные сигналы, репутация, гарантии, технические нормативы и стандарты, просеивание (мониторинг), самоотбор.

Вопросы для повторения

1 Что такое асимметричная информация и почему она является одной из причин провалов рынка?

2 Каким образом недоступность и неполнота информации влияют на состояние рынка, и в частности, на объемы рыночной торговли?

3 Каковы основные методы снижения риска?

4 В чем заключается роль рыночных сигналов в преодолении асимметрии информации и морального риска?

5 Что такое моральный риск и каковы меры борьбы с ним?

6 Как страхование помогает защитить людей от последствий риска?

7 Какова роль государства в преодолении информационной асимметрии.

Тесты и задачи

1 Что из нижеприведенного может служить наилучшим примером неблагоприятного отбора:

а) покупка потребителем газонокосилки, которая не работает, как обещано в рекламе;

б) поджог ресторана его владельцем, застраховавшим его от пожара;

в) предоставление гарантий производителями высококачественной продукции;

г) более сильная склонность слабых здоровьем людей страховаться на случай болезней и кончины.

2 Предположим, что кто-либо вынужден принимать решения в быстро меняющихся обстоятельствах, когда вероятность результата невозможно оценить. Что можно сказать об условиях принятия решения? Оно принимается в условиях:

а) риска;

б) определенности;

в) неопределенности;

г) риска и неопределенности.

3 Выберите неверное утверждение:

а) полная информированность экономических субъектов – условие оптимального функционирования рынка;

б) асимметричность информации невыгодна прежде всего продавцам некачественных товаров;

в) сигналом на рынке труда может служить диплом об образовании;

г) регулирование цен со стороны государства является способом преодоления, информационной асимметрии.

4 Страхование является прибыльной деятельностью, так как:

а) предотвращает риск;

б) объединяет риск большого числа клиентов;

в) суммарные взносы по страховым полисам превышают убытки клиентов;

г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.

5 Большой размер страховки приведет к тому, что:

а) граждане меняют свое обычное поведение;

б) несут полный риск;

в) не несут риск полностью, так как в любом случае полная стоимость всех последствий никогда не будет возмещена страховой компанией;

г) будет достигнуто рыночное равновесие, ведь каждый покупатель хотел бы иметь больший размер страховки, а страховые компании готовы ее предоставить.

6 Что не позволяет выродиться рынку «лимонов» (некачественных товаров)?

а) превышение цены покупателя над ценой продавца товара;

б) снижение доли некачественного товара;

в) сокращение разброса цен между товарами различного качества;

г) все перечисленное верно.

Литература

[ 7, С. 190-202; 8, С. 330-353; 9, С. 386-419; 10, С. 495-520; 14, С. 689-712; 16, С. 314-332; 17, С. 703-755; 23, С. 322-341; 24, С. 279-310; 3 5, С. 663-684].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: