РИСК В ЭКОНОМИКЕ
1 Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.
2 Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
3 Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».
Темы рефератов и докладов
- Страхование рисков в инновационной деятельности предприятий.
- Асимметричность информации и способы ее снижения.
Литература для рефератов
- Иванов, В.Ф. Страхование инновационных рисков / В.Ф.Иванов, А.И.Макаревич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. – № 3. – С. 57–65.
- Махдиева, Ю.М. Страхование инновационных рисков: сущность и перспективы развития в России / Ю,М.Махдиева // Финансы и кредит. – 2012. – № 42. – С. 62–65.
- Микроэкономика / В.А.Воробьев, А.В.Бондарь и др. Под ред.В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – С.336–349.
- Мягкова, Ю.Ю. Страхование инновационных рисков: российский и зарубежный опыт / Ю.Ю.Мягкова // Банковские услуги. – 2011. – № 5. – С. 38–41.
- Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю.В.Тарануха; под общ. ред. проф.А.В.Сидоровича – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – С. 503–513.
- Славянов, А.С. Методические подходы к разработке эффективного механизма защиты инвестиций в инновации / А.С.Славянов, И.Е.Сахаров / Финансы и кредит. – 2013. – № 10. – С.8–13.
- Шелешнев, С. Страхование рисков как инструмент защиты инвестиций / С.Шелешнев // Страхование в Беларуси. – 2011. – № 8. – С.23–28.
- Шкалаберда, Я.Л. Неопределенность, риск и асимметрия информации в рыночной экономике / Я.Л.Шкалаберда // Экономические науки. – 2006. – № 8. – С.64–73.
Ключевые понятия и термины
Информация, полная информация, неопределенность, риск, противники риска, нейтральные к риску, любители риска, объединение рисков, распределение рисков, издержки поиска информация, асимметричная информация, скрытые характеристики, скрытые действия, отрицательный отбор (отрицательная селекция, неблагоприятный отбор), рынок «лимонов», моральный риск, проблема «принципал-агент», рыночные сигналы, репутация, гарантии, технические нормативы и стандарты, просеивание (мониторинг), самоотбор.
Вопросы для повторения
1 Что такое асимметричная информация и почему она является одной из причин провалов рынка?
2 Каким образом недоступность и неполнота информации влияют на состояние рынка, и в частности, на объемы рыночной торговли?
3 Каковы основные методы снижения риска?
4 В чем заключается роль рыночных сигналов в преодолении асимметрии информации и морального риска?
5 Что такое моральный риск и каковы меры борьбы с ним?
6 Как страхование помогает защитить людей от последствий риска?
7 Какова роль государства в преодолении информационной асимметрии.
Тесты и задачи
1 Что из нижеприведенного может служить наилучшим примером неблагоприятного отбора:
а) покупка потребителем газонокосилки, которая не работает, как обещано в рекламе;
б) поджог ресторана его владельцем, застраховавшим его от пожара;
в) предоставление гарантий производителями высококачественной продукции;
г) более сильная склонность слабых здоровьем людей страховаться на случай болезней и кончины.
2 Предположим, что кто-либо вынужден принимать решения в быстро меняющихся обстоятельствах, когда вероятность результата невозможно оценить. Что можно сказать об условиях принятия решения? Оно принимается в условиях:
а) риска;
б) определенности;
в) неопределенности;
г) риска и неопределенности.
3 Выберите неверное утверждение:
а) полная информированность экономических субъектов – условие оптимального функционирования рынка;
б) асимметричность информации невыгодна прежде всего продавцам некачественных товаров;
в) сигналом на рынке труда может служить диплом об образовании;
г) регулирование цен со стороны государства является способом преодоления, информационной асимметрии.
4 Страхование является прибыльной деятельностью, так как:
а) предотвращает риск;
б) объединяет риск большого числа клиентов;
в) суммарные взносы по страховым полисам превышают убытки клиентов;
г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.
5 Большой размер страховки приведет к тому, что:
а) граждане меняют свое обычное поведение;
б) несут полный риск;
в) не несут риск полностью, так как в любом случае полная стоимость всех последствий никогда не будет возмещена страховой компанией;
г) будет достигнуто рыночное равновесие, ведь каждый покупатель хотел бы иметь больший размер страховки, а страховые компании готовы ее предоставить.
6 Что не позволяет выродиться рынку «лимонов» (некачественных товаров)?
а) превышение цены покупателя над ценой продавца товара;
б) снижение доли некачественного товара;
в) сокращение разброса цен между товарами различного качества;
г) все перечисленное верно.
Литература
[ 7, С. 190-202; 8, С. 330-353; 9, С. 386-419; 10, С. 495-520; 14, С. 689-712; 16, С. 314-332; 17, С. 703-755; 23, С. 322-341; 24, С. 279-310; 3 5, С. 663-684].