Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики

Как мы уже выяснили, нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, священнослужителя, юриста, учителя, руководителя и т.д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.

В чем конкретно проявляется профессиональная нравственность?

Специфику ее нетрудно обнаружить уже в самых первых ее вариантах. Вот, например, требования, которые предъявлялись к врачу уже в Древней Индии: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и поощряющая. Он должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти требования медицинской нравственности, этики врача не устарели и в настоящее время. И ныне мы требуем от медиков в особой опрятности, деликатности, умения поддержать человека в трудную минуту, предельной самоотверженности в борьбе за здоровье, жизнь пациента. Древний принцип «не навреди» действует и в настоящее время. В общении с больными и их родственниками врач должен руководствоваться именно этим принципом. Ради поддержания уверенности в своих силах медики имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо главное — не формальное выполнение той или иной конкретной простой нормы нравственности, а сохранение высшей ценности — жизни. Здесь невольно вспоминается, что именно во время лечения людей Иисус Христос произнес: «Суббота была сотворена для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). В настоящее время, в связи с достижениями научно-технической революции, перед медиками встают весьма сложные задачи воплощения вечных нравственных ценностей в новых, необычных, неизвестных ранее ситуациях лечения больных (например, в связи с пересадкой органов и др.).

Столь же древние корни имеет профессиональная нравственность учителя. Уже в Древней Греции имелось довольно ясное представление о поведении учителя, его нравственных качествах. От него требовалось прежде всего знание своего предмета, любви к детям, умение ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Как это ни покажется странным, уже тогда была проблема пьянства и от учителя требовалась трезвость. Нетрудно представить, сколь усложнилась деятельность учителя в настоящее время и сколь трудно ныне реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных ситуациях, в отношениях с современными вундеркиндами и их родителями. От учителя требуется наличие особого такта, творчества, выдержанности и общей культуры. Учитель обязан осознавать свою особую роль в обществе.

Специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель, воспитатель имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия»:— с ребенком, подростком. Отсюда повышенная деликатность, повышенная тактичность, повышенная ответственность. Педагогическая деятельность, как и многие другие виды деятельности человеческой, включает в себя большой заряд творчества. Но в педагогическом творчестве неизбежный риск должен быть минимальным, ибо мы имеем дело с личностью, с ребенком, а не с подопытными кроликами. Просчет может иметь весьма трагические для воспитуемого последствия. Здесь также можно вспомнить о принципе «не навреди», известного для медицинской этики.

Имеются свои тонкости и «хитрости» в реализации высших нравственных ценностей и в деятельности работников правоохранительных органов (обостренное внимание к проблеме справедливости, к выполнению законов и др.), руководителей в различных сферах деятельности, военнослужащих и т.д. Причем, число профессий, в деятельности представителей которых возникает потребность в особой форме воплощения общечеловеческих нравственных ценностей, по мере общественного, научного прогресса постепенно расширяется. Так, вряд ли кто может претендовать на особую этику шофера (перевозящего, например, цемент или доски). Но уже целесообразно говорить о зачатках профессиональной морали таксиста или водителя автомобиля.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных, деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека. Нельзя не отметить, что профессиональная нравственность и профессиональная этика (ее изучающая) являются важным компонентом нравственной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: