Пессимистический взгляд на историю нравов

Однако нравственная жизнь настолько пестра и многообразна, что и у противников признания нравственного прогресса также имеется немало своих доводов. Здесь нельзя не отметить, что признание не прогресса, а наоборот, регресса появилось, хотя это и может показаться странным, около трех тысяч лет назад, когда вроде бы еще не было достаточного исторического материала, опыта наблюдения за нравственной жизнью человека. Уже упоминавшийся древнегреческий мыслитель Гесипд в поэме «Труды и дни» писал, что общество регрессирует от ЗОЛОТОГО века, когда люди отличались добродетелями — через век серебряный, медный, героический — к веку железному, когда люди погрязли в пороках. «Уж лучше бы мне не родиться вовсе, чем видеть всю несправедливость, жестокость, которые меня окружают!». Здесь стоит отметить, что и Гесиод не был оригинальным, ибо мифы об утраченном рае, об ушедшем золотом веке были достаточно распространены среди народов Древнего Востока. Это нашло свое отражение и в Ветхом Завете, который утверждает, что созданные Богом первочеловеки Адам и Ева первоначально были безгрешны, не знали смерти. И только после грехопадения (нарушения запрета Бога) их природа испортилась. Неслучайно и среди современных религиозных мыслителей немало тех, кто отрицает идею нравственного прогресса.

Антипрогрессистские настроения в Новое время довольно отчетливо проявились в таких направлениях культуры, как романтизм, консерватизм (от лат. conservo — сохраняю). Для обоих этих течений характерна идеализация прошлого, подчеркивание роли морали в жизни общества и отдельного человека. И романтизм (Новалис, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, М. Лермонтов и др.), и консерватизм (Ф. Шатобриан, А. Токвиль и др.) возникли в конце XVIII — начале XIX вв. и были своеобразной реакцией на негативные последствия Великой французской революции.

В конце XIX — начале XX вв. вера в социальный, нравственный прогресс заметно пошатнулась. Это нашло свое выражение в творчестве Ф. Ницше, О. Шпенглера, а ныне — в неоконсерватизме, в «новой философии» и в других направлениях общественной мысли.

В чем же проявляется духовный кризис человечества? Вот мнение на этот счет видного немецкого философа К. Ясперса: «То, что в течение тысячелетий составляло мир человека, в настоящее время как будто потерпело крушение». Сущность кризиса, по его мнению, заключается в недостатке доверия. Сегодня, писал он в работе «Духовная ситуация времени», «невозможно доверять ни вещи, ни должности, ни профессии, ни лицу». Научно-технический прогресс породил нивелирование. «Всеобщим сегодня становится поверхностное, ничтожное и безразличное», — замечает немецкий философ. Повсюду одна и та же одежда, манеры, танцы, мода. Происходят «необратимая утрата субстанциональности», сущности человека.

По мнению известного теолога Ю. Бохенского, вера в прогресс является одним из самых вредных заблуждений, унаследованных от XIX века. Она, утверждает он, во многом опирается на теорию эволюции Дарвина. Но перенос биологических понятий на человеческую историю неправомерен. В сфере морали, считает теолог, на смену прогрессу, возможному в какой-то промежуток времени, рано или поздно приходит регресс. По мнению Бохенского, положение женщины в Египте VI-XIV до н. э. было лучше, чем в современной Швейцарии. Кроме того, в XX веке «были совершены чудовищные преступления — массовые убийства в немецких и советских лагерях; это был настоящий геноцид, с которым давно не сталкивались, по крайней мере, в Европе». Словом, заключает теолог, утверждение о постоянном прогрессе противоречит фактам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: