Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своим общественным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.
Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом.
Содержанием профессиональной этики являются:
- кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения им своей профессиональной деятельности;
- способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу; нравственные качества специалиста, обеспечивающие выполнения профессионального долга;
- специфику нравственных отношений специалистов и людей, являющихся непосредственным объектом их деятельности;
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те специфические для данной профессии нравственные нормы, которые выражают эти отношения;
- профессиональную деятельность как нравственное качество личности.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общества предъявляет повышенные моральные требования. Уделяются особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, некоторых профессий из сферы услуг, здравоохранения, воспитания и т.д.
Трудовая деятельность этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций, технологических шаблонов. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения и к ним прибавляют новый элемент: взаимодействия людьми – объектами деятельности. Поскольку их деятельность означает «вторжение» во внутренний мир человека, то нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. Это относится к профессиональной деятельности врачей, учителей, юристов.
Общество рассматривает нравственное качества работника, как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть особым образом конкретизированы в его трудовой деятельности с учетом специфики труда, структуры моральных отношений, характерных эля этого типа профессий. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможно обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной морали, преодоление отживших нравственных правил и оценок.
Развитие общества сопровождается постоянным усложнением и углублением специализации производства, дифференциации условий труда и профессиональной деятельности. Это влечет за собой соответственно конкретизацию профессиональных обязанностей и порождает систему специфических моральных требований. Профессиональные отношения и обязанности становятся одновременно и профессионально-этическим отношениями. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Определенность моральных профессиональных норм задается диспозициями, санкциями и условиями действий. Формой выражения требований профессиональной этики является также общественное мнение данной социальной группы лиц, принадлежащих к одной профессии.
Основными видами профессиональной этики являются врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя. Каждый вид профессиональной деятельности определяется своеобразием профессиональной деятельности и имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Так, например, во врачебной этике все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его значение и сохранение. Этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, личная честность, гражданское мужество. Профессиональная этика военнослужащего требует выполнения служебного долга мужества, дисциплинированности, стойкости, выносливости, преданности Родине и т.д.
Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие профессионального долга, в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности учителя и врача, адвоката и военнослужащего. Осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывать многие конкретные нюансы взаимоотношений личности и общества. Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности.
Для целого ряда профессий профессиональная нравственность включает в себя понятие профессиональной справедливости. Следует выделить и некоторые принципы профессиональной этики. Прежде всего для любой профессиональной этики исходным является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимание ее неповторимости и ценности. С принципом гуманизма пересекается принцип профессионального оптимизма. Так, учителю надо воспитывать будущего гражданина без светлой веры в его возможность стать полноценным членом общества.