Тема 2. Культура речи

РУССКИЙ ЯЗЫК

И КУЛЬТУРА РЕЧИ

(методическое пособие для студентов)

Новосибирск 2006


Методическое пособие по русскому языку и культуре речи подготовлено к.п.н., доц. Баранник А.С.


Цели и задачи дисциплины

Цель курса «Русский язык и культура речи» – познакомить студентов с основными речеведческими понятиями, имеющими практический выход, и на базе теории сформировать общеучебные и профессиональные коммуникативные умения.

Цель дисциплины определяет следующие задачи курса:

· углубить представления о тексте и его жанрово-стилистических типах;

· научить студентов приемам языкового анализа текстов и речевых актов;

· обучить выбирать необходимые языковые средства при создании устных и письменных текстов разных стилей и типов в соответствии с коммуникативной задачей;

· формировать приемы учебной деятельности: конспектирование, реферирование, подготовка докладов и пр.;

· совершенствовать навыки грамотного письма и говорения;

· ориентировать на работу со словарями и справочниками.

Методические материалы включают задания для практических занятий, перечень рекомендованной литературы, словарь лингвистических терминов и орфоэпический словарь.

Тема 1. Речевое общение

1.Общение и знаковые системы. Основные единицы общения.

2.Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения.

3.Условия успешного речевого общения.

Задание 1. Определите значение следующих невербальных реакций (поза, мимика, жестикуляция, дистанция, интонация):

1. Ухмылка. 2. Топтание на месте. 3. Робкий разговор. 4. Легкое приседание. 5. Приподнимание бровей. 6. Сближение с кем-нибудь. 7. Прерывание разговора. 8. Наклон (что-то поднять).
9. Молчание. 10. Подъем со стула. 11. Сердитое выражение лица. 12. Почесывание головы. 13. Сжимание кулаков. 14. Перенесение веса с одной ноги на другую. 15. Отведение взгляда. 16. Произнесение слов громко, с нажимом.

Задание 2. Как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он: обманывает, сердится, расстроен, заинтересован.

Тема 2. Культура речи

1. Понятие о языке и речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2. Образцовая речь и ее качества: правильность, уместность, доступность, краткость, богатство, благозвучие, образность, своеобразие, логичность, точность.

3. Типы ошибок: произносительные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические, логические, фактические. Приемы редактирования основных типов ошибок.

Задание 1. Рассмотрите существующие в русском языке типы правил (норм) и соответствующие им типы ошибок. Исправьте ошибки в примерах.

Типы норм языка Типы ошибок
Лексические нормы – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические ошибки: · неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонимов (костяной тип мышления, ноги оставляли отпечатки на песке); · нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности); · речевая избыточность – смысловой повтор (первый дебют, период времени); повтор одинаковых и однокоренных слов в одном предложении (На встрече выпускников мы встретились с нашими друзьями); · двусмысленность (Рабочие прослушали рекомендации эксперта); · противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочным значением слова (Он правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы); · употребление анахронизмов – слов, не соответствующих эпохе (Карамзин учился в вузе); · смешение лингвокультурологических реалий – явлений, принадлежащих определенной культуре и зафиксированных в национальном языке (Ломоносов жил за сотни миль от столицы).
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательная ошибка – употребление несуществующих производных слов вместо существующих с другими приставками или суффиксами (описывание, продажничество, беспросвет, глубизна).
Фразеологические нормы – правила употребления фразеологизмов в том составе и значении, в котором они зафиксированы в языке. Фразеологические ошибки: · употребление фразеологизмов без учета их значения (Молодость била из него ключом); · искажение формы оборота (Надо вывести его на свежую воду); · объединение двух оборотов (играть значение).
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, падежа, лица и др.). Морфологическая ошибка – употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (ложить на стол, анализированный учебник, царящиеся порядки, победа над фашизмами, импортная шампунь).
Синтаксические нормы – правила построения основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений: согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Синтаксические ошибки: · нарушение порядка слов (Стены украшают таблицы и портреты); · пропуск значимого члена предложения (Меня до глубины волнует этот вопрос); · несогласование подлежащего и сказуемого (Выставка-просмотр открыт ежедневно); · неправильное построение словосочетания (характерен политикам); · нарушение синтаксической связи оборотов (Кроме книг и журналов, я занимаюсь спортом); · разнотипность частей предложения (Я не люблю работать за других и когда делают замечания); · свободный деепричастный оборот, употребляющийся в предложении без подлежащего (Редактируя рукопись, нужно учитывать стиль автора) или в конструкции, в которой действие, названное сказуемым, и действие, названное деепричастием, не совпадают (Читая ее, возникает вопрос).
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с особенностями функционального стиля. Стилистические ошибки: · несоответствие элемента стилю текста (зацикливается, царский беспредел, пофигист – в сочинении, в документе, в научной статье); · немотивированное употребление образных средств (Этим цветам – посланникам природы – неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами); · употребление стандартных выражений (люди в белых халатах, дать зеленую улицу); · злоупотребление малоизвестными словами и сложными предложениями большого объема (маловодообильный, широкое площадное распространение); · употребление слов-паразитов (как бы, значит, так сказать, типа и пр. ).
Нормы орфографии – это правила написания слов. Орфографическая ошибка – неправильное написание слова.
Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Пунктуационная ошибка –неправильная постановка знака препинания или его отсутствие.
Орфоэпические нормы – нормы произношения, ударения и интонации. Орфоэпические ошибки – неправильное произношение звуков и звукосочетаний, неправильная постановка ударения.
Нормы логики – соблюдение логических законов тождества, противоречия, исключения третьего и достаточного основания, связности и последовательности изложения. Логические ошибки: · соединение несоединимых понятий (Это был человек, который отдавал себя ученикам и вместе с тем любил и знал свой предмет); · противопоставление понятий, не исключающих друг друга (В продаже имеется обувь отечественного производства и новосибирского кожевенного предприятия); · обнаружение несуществующей причинной связи (Прошу принять меня в члены профсоюза, так как я никогда им не был).

Задание 2. Устраните нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины ошибок.

1. Он изучил культуру коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на дорогах увеличивается. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочную должность. 4. Условия труда стали нетерпимыми. 5. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 6. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. 7. Толпа людей собралась на площади. 8. Закоренелые москвичи сильно любят свой город. 9. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 10. Напрягая последние усилия, дизайнер закончил работу над проектом вовремя. 11. Если бы люди перестали загрязнять экологию! 12. Молодой человек вел праздничную жизнь. 13. Зарисовки помогают читателю лучше понять текст. 14. Студенты могут сами поставить вопросы выступающему. 15. В Риге выявлен притон наркомании. 16. В парке стоит архитектура. 17. Большая половина занятия уже прошла. 18. Подскажите, который час. 19. После повторного анализа были получены отличные данные. 20. По получении оного материал будет немедленно отправлен на завод.

Задание 3. Исправьте словообразовательные ошибки в следующих предложениях.

1. Задержалось доставление книг в библиотеки. 2. Фельетонисты пытаются усмешнить сухой материал. 3. В нашем городе в прошлом году было 170 тысяч легковушек. 4. В Швецию на соревнования выехала команда лыжебежцев.

Задание 4. Исправьте предложения, отметьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 2. Когда мы услышали неожиданную весть, у нас глаза полезли на затылок. 3. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 4. Он вышел и с минуты на минуту был уже на улице. 5. В этом движении важную скрипку играют демократы. 6. На предприятии начались слухи о том, что будет назначен антикризисный управляющий. 7. Получить фиаско может каждый. 8. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 9. Хоть он был и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 10. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 11. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 12. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 13. От волнения у выступающего язык ушел в пятки. 14. Во главе угла партия поставила два вопроса.

Задание 5. Исправьте в приведенных предложениях морфологические ошибки.

1. Четверым девушкам предложили участвовать в конкурсе. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Условия проживания в квартире более предпочтительнее, чем в общежитии. 4. В магазин тканей поступила отечественная кружевная тюль. 5. Выступила лауреатка второй премии Джейн Уинслоу из Канады. 6. В наше время неизмеримо возросли передвижения транспортных средств. 7. Легкая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 8. В этой сложной ситуации мы ищем наиболее оптимальный вариант. 9. Мы заметили, что в обоих статьях вывод почти одинаковый. 10. Ни о какой-либо помощи не приходится и думать. 11. Завод накануне большого события: к ним должна поступить новая поточная линия. 12. Спектакль давался на сцене 18 лет подряд. 13. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 14. Они внимательно читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное.

Задание 6. Отметьте недочеты в строе предложений (нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения, нарушение порядка слов и т.д.). Отредактируйте предложения.

1. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 2. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 3. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 4. Несколько книг из библиотеки оказалось утерянными. 5. Занятие вел молодой лектор Иванова Г.М., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 6. Студент или студентка должна прийти за справкой? 7. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра. 8. Студент представил отчет в проделанной им работе. 9. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 10. Статья написана по этой же теме. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Уволены те, кто тормозил движению вперед. 13. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 14. Слушая лекцию, у студента возникают образы. 15. Прочитав рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 16. Условия кредитования освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 17. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 18. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 19. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 20. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 21. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 22. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

Задание 7. Найдите неправильное употребление книжных или разговорных слов. Исправьте предложения.

1. К счастью, на подмогу ему пришел руководитель. 2. Ремонтом клуба руководил районный зодчий. 3. Павел Иванович оделся надлежащим образом и направился на работу. 4. Менделеев – потрясающий русский ученый. 5. Хорошие студенты завсегда выполняют домашнее задание. 6. Эта тема вполне потянет для курсовой работы. 7. Регламент работы компьютерного класса изменится с 20 числа. 8. Вчерашний фильм оказался совсем плоским боевиком.

Задание 8. Найдите в данных ниже предложениях логические ошибки и отредактируйте высказывания.

1. В учебнике описан образ бизнесмена – от молодого специалиста до руководства компанией. 2. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь сама-то я тамбовская. 3. Подобно многим другим произведениям, идея этой монографии вынашивалась ученым в течение ряда лет. 4. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям. 5. Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом. 6. Возникает ситуация, сходная со статьей Абрамова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: