Мозг и речь. Расстройства речи

Речь - высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Современные представления о мозговой организации речевой функции определяются тем, что понятие мозговых центров, в том числе и речи, признаны устаревшими. В настоящее время установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны.

При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения. Речевые расстройства можно разделить на следующие группы:

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС

- афазии - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

Афазия - это расстройство нервной деятельности, при котором больной не владеет собственной речью или не понимает речь, обращенную к нему. Очаг поражения - корковые речевые зоны мозга (Вейнер Г., Левит Л., 1998). На клиническую картину каждой из форм афазии (объем симптомов, их тяжесть и пр.) влияют размеры очага поражения, распространение в более глубокие отделы мозга, этиология и этап заболевания.

Моторная афазия (афазия Брока) возникает при поражении нижних отделов левой лобной доли кпереди от передней центральной извилины (зона Брока). Речь замедленная, немногословная, плохо артикулированная, требует от больного больших усилий. Из-за пропусков вспомогательных слов и падежных окончаний речь становится «телеграфной».

Сенсорная афазия - возникает при поражении верхневисочных отделов, так называемой зоны Вернике. Больной говорит бегло. Речь хорошо артикулирована, но лишена какого-либо смысла. Часто возникают парафазии (неправильный выбор слов), речь засорена неточностями, словами-паразитами. Понимание как устной, так и письменной речи нарушено.

- алалии - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;

Алалия -- это отсутствие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга.

Картина речевого расстройства при алалии сводится к отсутствию речевой функции или ее значительной ограниченности в объеме. У одних детей отсутствует экспрессивная речь, что принято называть моторной алалией; другие не только не говорят сами, но и несостоятельны в импрессивной речи (плохо понимают чужую речь), что принято называть сенсорной алалией.

- дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры;

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС:

- заикание;

- мутизм и сурдомутизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: