Гомеостатические теории личности: ориентация на конфликт

Концепция периодизации развития личности Э. Эриксона (психогенетическая концепция). Разделяя представления Фрейда о сущности ядра личности, Э. Эриксон (1902-1994) обращает внимание на один из явных недостатков его теории - ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается и дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. Если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека первого типа из указанных выше четырех (человек сам по себе плох), то Эриксон склоняется скорее к допущению третьего типа (человек и плох, и хорош). Кроме того, он заимствует у Мюррея предположение о познавательной мотивации как одном из дополнительных содержаний Оно.

Эриксон предложил другую периодизацию личностного развития в рамках психоаналитической традиции. Основной принцип периодизации развития личности Эриксона хорошо поясняет понятие кризиса, которым он активно пользуется. «В китайскомязыке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих опасность и возможность», - замечает Эриксон. Таким образом, каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит в себе опасность психопатологии, а с другой -содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. «Кризисы - это особые моменты человеческой жизни, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием», - пишет он далее. Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется особым психологическим кризисом и задачей развития. Эта задача заключается в достижении баланса между полюсами. Если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон - о психосоциальном развитии. Изменение термина подчеркивает не только внутреннюю конфликтность, но и необходимость взаимодействия личности и социального окружения.Первые три стадии Эриксона совпадают со стадиями Фрейда.

Это - оральная, анальная и фаллическая стадии. Четвертая стадии развития личности, по Эриксону, суть конфликта которой составляет противоборство компетентности и неполноценности, соответствует латентному периоду в классификации Фрейда. Пятая стадия совпадает с подростковым возрастом (началом генитальной стадии у Фрейда) и заключает в себе центральный конфликт всего жизненного цикла. Это конфликт между достижением идентичности и смешением идентичности.

Шестая стадия развития личности в модели Э. Эриксона наступает в ранней зрелости (22-30 лет) и характеризуется конфликтом между интимностью и изоляцией.

На седьмой стадии развития личности перед человеком стоит задача разрешения конфликта между продуктивностью и стагнацией.

Восьмая, заключительная, стадия жизненного цикла названа Эриксоном «интеграция против отчаяния». Это период старения человека, когда он встает перед лицом смерти и конца жизни.

Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость. Если человек не испытывает удовлетворения прожитой жизнью, его может охватить отчаяние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: