Концепция периодизации развития личности Д.Б. Эльконина

В рамках деятельностного подхода наиболее разработаны представления о периодизации развития личности лишь в младенческом, детском и подростковом периодах жизни человека. Д.Б. Эльконин (1904-1984) выдвинул концепцию периодизации развития личности на основе «ведущей деятельности», т.е. деятельности, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений определенной ступени развития личности. Ведущая деятельность младенца - это непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Примером такой деятельности служит «комплекс оживления», возникающий на третьем месяце жизни. Для того чтобы удовлетворить потребность общения со взрослым, ребенку приходится овладевать различными средствами, и прежде всего речью. В раннем детстве ведущей становится предметно-орудийная деятельность. Ребенок активно манипулирует предметами, овладевает различными орудиями. Типичным примером активности ребенка на данном возрастном этапе являются игры с песком, складывание пирамид и т.д. То есть игра носит предметный характер.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является ролевая игра. Девочки играют в «дочки-матери», мальчики - «в войну», дети обоих полов - «в школу», «в больницу» и т.д. Особенностями ролевой игры является принятие на себя роли взрослого, развертывание в игровой форме последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование, использование предметов-заменителей, воображаемых предметов. Так, скальпель хирурга может быть изображен с помощью палочки, конфета - с помощью камешка и т.д. Важно, что роль взрослого, которую принимает ребенок, содержит в себе ролевые правила и требования. На стадии ролевой игры опять на передний план выходит общение. Предметные действия, освоенные ребенком ранее, включаются в новый контекст человеческих отношений.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учеба. Взаимодействие с другими людьми затеняется, все силы брошены на развитие познавательных способностей. В подростковом возрасте снова происходит чередование предметной и коммуникативной типов деятельности. Для подростка важно установить доверительные отношения со сверстниками. Он учится дружить и любить.

Наступает период страстной дружбы и первых влюбленностей

Если логично продолжить данную линию развития личности и в более поздние возраста, тогда ведущей деятельностью молодости, вероятно, являются межличностное общение и поиск брачного партнера (человек - человек), затем на первый план выступает профессиональное становление (человек - вещь) и впоследствии наблюдается возвращение к ведущей роли межличностного общения в семье (человек - человек). Как мы видим, в дополненном виде концепция Эльконина имеет общие черты с кругом феноменов, рассматриваемых Э. Эриксоном. Преимуществом периодизации Эльконина является принцип «маятника»; объективная смена ведущих деятельностей определяется противоречиями в развитии мотивационной и познавательно-инструментальной сфер личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: