Гомеостатические теории личности, ориентированные на согласие, предполагают, что основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека - это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним. Принцип гомеостаза, лежащий в основе данного типа теорий, так же как и в случае классического психоанализа, не допускает свободы личности. В качестве примеров теорий личности данного типа, построенных на образе «человека, познающего окружающее и адаптирующегося к нему», мы рассмотрим теорию личностных конструктов Дж. Келли и социально-когнитивную теорию А. Бандуры.
Основной мотивационной доминантой жизни личности как в концепции А. Бандуры, так и в концепции Дж. Келли является стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним. Однако авторы значительно расходятся в том, каким образом происходит приспособление человека к окружающей среде.
Единицами объяснения мира и одновременно структурными элементами личности являются конструкты - абстракции, сделанные человеком на основе личного опыта.
Личность в концепции Келли характеризуется и содержанием, и структурой конструктов.
Важным в концепции Келли является понятие центральной роли. Центральная роль (центральная структура) представляет собой конструкт, выражающий основополагающий взгляд человека на жизнь. Обычно центральная роль формируется в раннем детстве на доречевом уровне (человеку трудно сказать, что на самом деле для него самое главное), и поэтому данный базовый конструкт с трудом поддается коррекции.
Главный упрек, справедливо адресованный взглядам Дж. Келли, - это неоправданное ограни-чение исследований личности только рациональной составляющей человеческого существования.
Социально-когнитивная теория А. Бандуры (род. 1925) предполагает в качестве мотивационного ядра личности стремление максимально приспособиться к требованиям социального мираи минимизировать вероятность моделей поведения.
По мнению Бандуры, человек - это продукт научения. Так как при викарном научении субъекты осознают последствия действий, которым они подражают, можно утверждать, что ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Основную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегуляции поведения.
Важнейшей личностной характеристикой А. Бандура считает «самоэффективность». Понятие самоэффективности близко понятиям локуса контроля и самооценки. По концепции А. Бандуры, самоэффективность- это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.