Предмет этики. Определение этики, морали и нравственности

Перечень вопросов для экзамена по дисциплине

«Профессиональная этика»:

Предмет этики. Определение этики, морали и нравственности.

Предметом этики является как особая форма общественного сознания, которая отличается от других его форм, в частности, от научного, эстетического и правового сознания. В задачу морали входит установление общеобязательных правил поведения в различных сферах общественной жизни, в различных социальных группах и профессиональных коллективах. В отличие от правил, исполнение моральных требований основано не на физическом принуждении, но на силе традиции, нравственном чувстве и общественном мнении. Содержание морального сознания составляют такие категории, как добро, зло, справедливость, долг и другие. Данные категории, получившие наименование ценностей, являются: 1). идеальными, поскольку воспринимаются не чувствами, но разумом; 2). общеобязательными, так как предписывают требования, обязательные для исполнения всеми членами той или иной социальной группы; 3). формальными в силу того, что допускают изменения своего содержания. Например, категория справедливости может в различных культурах и исторических эпохах пониматься по-разному, но ни одно человеческое общество не может жить без идеи справедливости и без подчинения индивидов тому, что в данном обществе признается справедливым.

Если этические ценности представляют собой объективный полюс морального сознания, то нравственные чувства, такие, как стыд, укоры совести, раскаяние или моральное удовлетворение, гордость за совершенный поступок и прочее, раскрывают его субъективный полюс. Итогом взаимодействия ценностных ориентиров и нравственных чувств служит появление у индивида морального самосознания и моральной самооценки.

Одним из важнейших следствий функционирования морального сознания является формирование в обществе нравственных отношений, которые налагают на людей определенные моральные обязательства и наделяют их определенными правами. Устойчивая система моральных отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной социальной группы. Например, состояние морально-психологического климата в служебном коллективе зависит от характера нравственных отношений на трех уровнях: 1). субординации, на котором складываются отношения между начальниками и подчиненными; 2). координации, регулирующей отношения между коллегами; 3). уровне взаимодействия с гражданами.

Моральное сознание, выступающее в виде нравственных ценностей, чувств и отношений, следует признать в качестве основного предмета этики. При этом, она, будучи формой теоретического познания, вычленяет моральное сознание их обыденной жизни и превращает в специальный предмет исследования. Необходимо помнить, что этика не создает морали, ее принципов и норм, она лишь осмысливает их, обобщает и систематизирует, формирует нравственные теории, которые вносятся в сознание людей в виде этических доктрин и моральных кодексов.

Этика – это философская наука, изучающая мораль как один из важнейших сторон жизнедеятельности общества. В свою очередь, мораль можно определить как совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Данная форма общественного сознания регулирует поведение человека во всех сферах его жизни – в труде, быту, политике, науке, семье, общественных местах. В задачу этики входит установление сущности, происхождения и функций морали, а также исследование проблем нравственности в обществе.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Нравственность возникает как реакция духовной силы человека против грозящего подавления со стороны низших сил – плотской похоти, эгоизма и страстей. Наличие такой реакции делает человека нравственным существом, но упорядочение нравственного начала зависит от духовной, сверхиндивидуальной реальности в человеке. Осознание человеком своей зависимости от внешних обстоятельств выражается первоначально в отношении ребенка к родителям.

2. Философия как методологическая основа профессиональной этики сотрудника ОВД.

3. Общечеловеческое, социокультурное, классовое и конкретно-историческое в морали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: