Диалектическое единство морали и права

Взаимопроникновение этики аудитора и права заключается в том, что правовое регулирование включает в себя определенный круг нравственных норм, которым придается юридическое значение, в то время как мораль наполнена рядом общесоциальных прав. Гармоничность и действенность их достигается в том слу­чае, когда существует этическое обоснование права и юридическое, правовое обеспечение моральных норм. Это является непременным услови­ем функционирования государ­ственных институтов, предпосыл­кой обеспечения достоинства и чести человеческой личности. Социальное назначение законодательства сосредото­чивается именно в поиске ответа на вопрос о нравственном оправдании наказания, справедливости возмездия за совершенное правонарушение. Следует отметить, что мораль воздей­ствует на область правовых отношений и на реализацию законо­положений не непосредственно, а лишь преломляясь определен­ным образом в правосознании людей. Воздействие того или иного правового запрета без наличия соответствующего морального за­прета или осуждения обедняется, лишается своего воспитательно­го значения; оно сводится лишь к подавлению, принуждению. И наоборот, правовая норма, поддержанная нравственно, оказывает огромное воспитательное влияние на общество. Моральная норма –простая форма нравственного требования, выступающая как элемент нравственных отношений и как форма морального сознания. Это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон. Ее обязующая сила основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, коллективной привычки, моральной воли социальной группы или организации.Норма права –установленное или санкционированное госу­дарством и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц органов и организаций. Нарушение требований правовых норм вызывает применение мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю.

Правовые и законодательные доку­менты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, содержат положения по организации аудиторской деятельности, по проведению атте­стации и повышению квалификации аудиторов, по лицензированию фирм, занимающихся аудитом. К основным до­кументам относятся следующие:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая № 51-ФЗ от 30.11.94 и часть вторая № 14-ФЗ от 26.01.96).

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» № 158-ФЗ от 25.09.98.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96.

Постановление Правительства Российской Федерации № 482 от 06.05.94 «Об утверждении нормативных документов по регулирова­нию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Порядок проведения аттестации на право осуществления ауди­торской деятельности.

Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Феде­рации (утверждено Постановле­нием Правительства Российской Федерации № 472 от 27.04.99).

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. Одобрен Со­ветом Федерации 17 июля 1998 г. (с учетом изменений, внесенных Феде­ральными законами № 51-ФЗ от 30.03.99, № 154-ФЗ от 09.07.99, от 02.01.00).

Было бы преувеличением считать, что каждая юридическая норма совпадает с соответствующей нравственной нормой. Но определенный круг нравственных принципов в обществе, су­ществуя в качестве чисто моральных норм, в то же время так или иначе выражается в юридических нормах. Это проникновение нравственных принципов в содержание права носит различный характер.

В некоторых отраслях права (например, в финансовом праве) юридические нормы прямо выражают известные нравственные нормы, конкретизируют их в виде нормативных формально опре­деленных юридических предписаний. Своеобразием, спецификой взаимодействия нравствен­ности и права является и то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степе­ни наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравст­венными нормами, традициями; нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения. Например: «Аморально утаивать свои доходы от своей аудиторской фирмы».

С другой стороны, когда мы сталкиваемся с фактом возник­новения новых юридических уста­новок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: