Метод убеждения располагает богатым арсеналом средств и приемов. Однако следует отметить, что успех его применения зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников.
К основным условиям, влияющим на эффективность применения метода убеждения, следует отнести такие, как:
глубокая личная убежденность самого руководителя в справедливости, истинности того, вчем он убеждает подчиненных;
безупречная логика обоснования высказываемых положений и принципов, научность аргументов;
правдивость, честность и искренность руководителя, его готовность и умение отвечать наострые и злободневные вопросы. Искренний, откровенный разговор позволяет завоевать доверие подчиненных и обеспечить этим благожелательное отношение к словам, идеям.
- Если сотрудники видят, что их руководитель хитрит, иногда искажает факты, уклоняется от ответов на острые, волнующие вопросы, они перестают верить ему даже в тех случаях, когда слышат правду;
- - широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт;
- - тактичность;
- - умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости,насмешек, упреков;
- - единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди подчиненных и др.
- Таким образом, метод убеждения является ведущим методом воспитания.
Большое место в воспитании сотрудников принадлежит примерам опосредованного влияния (через устное слово, литературу, кинофильмы, театр и др.). К ним относятся: примеры жизни и деятельности исторических личностей; выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма. Вся система воспитания на положительном примере должна
содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального специалиста МВД России, появилось стремление постоянно совершенствовать себя. В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности, а именно:
- обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;
- - знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример?);
- - общественная ценность примера;
- - реальность достижения образца;
- - создание обстановки, способствующей достижению образца;
- - широкая пропаганда опыта деятельности сотрудников ОВД;
- - яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.
- Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать, его надо еще и научить поступать правильно.
Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя.
Принуждение осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, взыскание и др. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:
- применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;
- - применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания;
- - индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий;
- - справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка;
- - своевременность применения мер принуждения;
- - исключение со стороны воспитателей элементов предвзятости, грубости.
- Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.
- Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций. Высокого уровня педагогического мастерства в результатах воспитания добивается тот руководитель, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям обучения и воспитания.