Основная литература
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: Магистр, 1998.
2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: МГУ, 2000.
3. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Пер. с англ. А.Д. Шведа. Минск: Новое знание, 2003.
4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. 2-е изд., испр.: Пер. с англ. / Под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. СПб.: Экономическая школа, 2000.
5. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. А.Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999.
6. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.
Дополнительная литература
1. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Изд-во «АСА», 1995.
2. Ляско А. Трансакционные издержки франчайзинговых и лицензионных контрактов // Вопросы экономики. 2002. № 9.
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Таллинн, 1995.
4. Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001.
|
|
5. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций). Лекция 1. Введение в анализ отраслевой организации рынков // РЭЖ. 2001. № 5–6.
РАЗДЕЛ 1
Структура отраслевой организации рынка:
характеристика и тенденции трансформации
Тема 1. Фирма как основной субъект отраслевых рынков
Основные концепции фирмы в экономике отраслевых рынков.
Трактовка фирмы в контексте технологической концепции, контрактной концепции, стратегической концепции.
Исследование хозяйственной и экономической деятельности фирмы.
Соотношение целей деятельности собственников, менеджмента и иных участников. Проблема выбора цели. Максимизация прибыли в условиях неопределенности. Альтернативные цели деятельности фирмы.
Тема 2. Типология рыночных структур
и показатели рыночной власти фирмы
Отрасль как структурообразующий элемент экономической системы. Соотношение понятий отрасли и рынка. Идентификация понятия «отраслевой рынок». Критерии и признаки выделения отраслевого рынка:
перекрестная ценовая эластичность;
географическая ограниченность (пространственная дифференциация);
корреляция цен товаров по времени;
показатель изменения выручки при изменении цены.
Фундаментальные условия деятельности отрасли. Факторы, определяющие структуру отраслевого рынка. Классификация рынков по ключевым признакам:
по объектам торговых сделок;
по уровню стандартизации товара;
по условиям функционирования;
по степени локализации торговых сделок;
Параметры поведения фирмы на рынке. Взаимосвязь между фундаментальными предпосылками и характеристиками рыночных структур. Показатели функционирования отраслевого рынка.
|
|
Тема 3. Дифференциация продукта на отраслевом рынке
Природа продуктовой дифференциации. Понятие «дифференциация продукта». Роль продуктовой дифференциации в формировании рыночных структур. Причины и факторы продуктовой дифференциации. Внутренние и внешние свойства продукта. Проблема продуктовой дифференциации. Показатели продуктовой дифференциации: перекрестная эластичность спроса, индекс энтропии, уровень рекламных расходов. Направления дифференциации продукта, включая пространственную, качественную, форму обслуживания, имидж фирмы. Реальная и виртуальная дифференциация продукта. Типы продуктовой дифференциации.
Модель Чемберлена в дифференциации продукта.
Горизонтальная дифференциация продукта как отражение различий в потребительских свойствах продукта. Вертикальная дифференциация продукта как отражение различий в параметрах качества. Соотношение изменений качества продукта и связанных с этим издержек производства: пропорциональное и непропорциональное. Роль платежеспособности покупателей в процессе дифференциации продукта.
Альтернативные подходы к дифференциации продукта.
Модель Ланкастера: продукт как совокупность характеристик.
Модель пространственной конкуренции.
Модель «линейного города» (модель Хотеллинга).
Модель «кругового города» (модель Салопа).
Ценообразование и равновесие на рынках дифференцированных продуктов.
Модель расходов на рекламу на рынке дифференцированного продукта. Экономическая природа брэндов.
Эволюция продуктовой дифференциации.
Диверсификация производства: причины и способы развития. Эффект от разнообразия продуктовой дифференциации. Снижение риска хозяйствования. Использование возможностей перекрестного субсидирования.
Тема 4. Анализ барьеров входа