Библиографический список. 2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков

Основная литература

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: Магистр, 1998.

2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: МГУ, 2000.

3. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Пер. с англ. А.Д. Шведа. Минск: Новое знание, 2003.

4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. 2-е изд., испр.: Пер. с англ. / Под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. СПб.: Экономическая школа, 2000.

5. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. А.Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999.

6. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.

Дополнительная литература

1. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Изд-во «АСА», 1995.

2. Ляско А. Трансакционные издержки франчайзинговых и лицензионных контрактов // Вопросы экономики. 2002. № 9.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Таллинн, 1995.

4. Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001.

5. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций). Лекция 1. Введение в анализ отраслевой организации рынков // РЭЖ. 2001. № 5–6.


РАЗДЕЛ 1

Структура отраслевой организации рынка:

характеристика и тенденции трансформации

Тема 1. Фирма как основной субъект отраслевых рынков

Основные концепции фирмы в экономике отраслевых рынков.

Трактовка фирмы в контексте технологической концепции, контрактной концепции, стратегической концепции.

Исследование хозяйственной и экономической деятельности фирмы.

Соотношение целей деятельности собственников, менеджмента и иных участников. Проблема выбора цели. Максимизация прибыли в условиях неопределенности. Альтернативные цели деятельности фирмы.

Тема 2. Типология рыночных структур

и показатели рыночной власти фирмы

Отрасль как структурообразующий элемент экономической системы. Соотношение понятий отрасли и рынка. Идентификация понятия «отраслевой рынок». Критерии и признаки выделения отраслевого рынка:

перекрестная ценовая эластичность;

географическая ограниченность (пространственная дифференциация);

корреляция цен товаров по времени;

показатель изменения выручки при изменении цены.

Фундаментальные условия деятельности отрасли. Факторы, определяющие структуру отраслевого рынка. Классификация рынков по ключевым признакам:

по объектам торговых сделок;

по уровню стандартизации товара;

по условиям функционирования;

по степени локализации торговых сделок;

Параметры поведения фирмы на рынке. Взаимосвязь между фундаментальными предпосылками и характеристиками рыночных структур. Показатели функционирования отраслевого рынка.

Тема 3. Дифференциация продукта на отраслевом рынке

Природа продуктовой дифференциации. Понятие «дифференциация продукта». Роль продуктовой дифференциации в формировании рыночных структур. Причины и факторы продуктовой дифференциации. Внутренние и внешние свойства продукта. Проблема продуктовой дифференциации. Показатели продуктовой дифференциации: перекрестная эластичность спроса, индекс энтропии, уровень рекламных расходов. Направления дифференциации продукта, включая пространственную, качественную, форму обслуживания, имидж фирмы. Реальная и виртуальная дифференциация продукта. Типы продуктовой дифференциации.

Модель Чемберлена в дифференциации продукта.

Горизонтальная дифференциация продукта как отражение различий в потребительских свойствах продукта. Вертикальная дифференциация продукта как отражение различий в параметрах качества. Соотношение изменений качества продукта и связанных с этим издержек производства: пропорциональное и непропорциональное. Роль платежеспособности покупателей в процессе дифференциации продукта.

Альтернативные подходы к дифференциации продукта.

Модель Ланкастера: продукт как совокупность характеристик.

Модель пространственной конкуренции.

Модель «линейного города» (модель Хотеллинга).

Модель «кругового города» (модель Салопа).

Ценообразование и равновесие на рынках дифференцированных продуктов.

Модель расходов на рекламу на рынке дифференцированного продукта. Экономическая природа брэндов.

Эволюция продуктовой дифференциации.

Диверсификация производства: причины и способы развития. Эффект от разнообразия продуктовой дифференциации. Снижение риска хозяйствования. Использование возможностей перекрестного субсидирования.


Тема 4. Анализ барьеров входа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: