Методические указания
К изучению дисциплины
«экономика отраслевых рынков»
Цель и задачи дисциплины
Любая экономическая система представляет собой сложную многоуровневую структуру, находящуюся в процессе динамичного развития. В этой связи необходимым является изучение многообразия различных рыночных структур, которыми характеризуется реальная экономика, специфики формирования отраслевых рынков и поведения фирм, выявления закономерностей взаимодействия
и взаимовлияния рынка и его основных участников.
Цель изучения курса состоит в приобретении теоретических знаний и практических навыков анализа развития и взаимодействия рыночных структур, исследования влияния экономического поведения фирм на специфику рынка, методов и способов принятия ими решений.
Основные задачи курса:
системное изложение методологических вопросов исследования рыночных структур;
полное представление о механизмах функционирования отраслевых рынков, взаимодействия фирм и выбора ими конкурентных стратегий;
|
|
изучение факторов, оказывающих влияние на формирование структуры отраслевых рынков;
выявление особенностей поведения фирм, его последствий и воздействия на структуру рынка;
ознакомление с основными законодательными, нормативными и правовыми документами по вопросам государственной экономической политики.
Место дисциплины в учебном процессе
и требования к знаниям и умениям специалиста
«Экономика отраслевых рынков» как учебный курс является обязательным элементом структуры экономического образования. Данная учебная дисциплина соприкасается с такими экономическими курсами, как экономическая теория, теория фирмы, маркетинг, экономика фирмы и др.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
закономерности и теоретические основы анализа организации отраслевых рынков;
нормативно-правовые документы в области государственной экономической политики, в том числе промышленной и антимонопольной, а также акты по регулированию и регламентации деятельности фирм на товарных рынках;
отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента и эффективного функционирования отраслевых рынков;
уметь:
выявлять проблемы, связанные с развитием отдельных видов отраслевых рынков;
использовать информацию для отражения отраслевых аспектов принятия управленческих решений;
владеть:
основной терминологией и лексикой данной дисциплины;
совокупностью приемов и методов оценки концентрации рыночных структур, глубины дифференциации продуктов;
способами определения и измерения высоты барьеров для входа и выхода новых фирм;
|
|
оценкой степени вертикальной интеграции и разнообразия вертикальных ограничений.
1.3. Учебно-тематический план дисциплины
«Экономика отраслевых рынков»
Разделы, темы дисциплины | Объем часов на освоение | В том числе | ||
лекции | практические занятия | самостоятельная работа | ||
Тема 1. Экономика отраслевых рынков: возникновение, эволюция и методология исследования | – | – | ||
РАЗДЕЛ 1. Структура отраслевой организации рынка: характеристика и тенденции трансформации | ||||
Тема 1. Фирма как основной субъект отраслевых рынков | – | – | ||
Тема 2. Типология рыночных структур и показатели рыночной власти фирмы | – | – | ||
Тема 3. Дифференциация продукта на отраслевом рынке | – | |||
Тема 4. Анализ барьеров входа и выхода фирм на отраслевом рынке | – | |||
РАЗДЕЛ 2. Типология поведения отраслевых рыночных структур | ||||
Тема 1. Рынки с монопольной властью: теоретический и эмпирический анализ | – | |||
Тема 2. Рынки олигополистического типа: теоретический и эмпирический анализ | – | |||
Тема 3. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в отраслевой организации рынков | – | |||
Тема 4. Стратегическое взаимодействие фирм на отраслевых рынках | – | |||
Тема 5. Ценовая дискриминация: типы и практический опыт использования на отдельных типах отраслевых рынков | – | |||
РАЗДЕЛ 3. Регулирование отраслевых рынков | ||||
Тема 1. Отраслевые рынки и государственная экономическая политика | – | |||
Тема 2. Результативность функционирования отраслевых рынков: проблемы и тенденции развития | – | |||
Контрольная работа | – | – | ||
ВСЕГО: |
2. Рабочая программа дисциплины
«Экономика отраслевых рынков»
Тема 1. Экономика отраслевых рынков:
возникновение, эволюция и методология исследования
Исследование теории развития отраслевых рынков в экономической теории.
Экономика отраслевых рынков как область экономической теории. Объект исследования дисциплины «Экономика отраслевых рынков». Основные задачи анализа организации отраслевых рынков.
Два подхода к изучению отраслевой организации экономики:
системный подход (Гарвардская школа) Э. Мейсона и
Д. Бейна «структура – поведение – результат»;
подход Дж. Стиглера «теория цен».
Квазимонополистические рынки и квазиконкурентные рынки: соотношение.
Предмет дисциплины «Экономика отраслевых рынков». Способы формирования, механизмы и особенности функционирования отраслевых рынков.
Взаимосвязь курса «Экономика отраслевых рынков» с другими экономическими дисциплинами: теорией игр, экономической теорией, теорией и экономикой фирмы, маркетингом, менеджментом.
Современная методология теории отраслевых рынков.
Перспективные направления развития экономики отраслевых рынков:
применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков;
использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков;
разработка теории квазиконкурентных (состязательных) рынков.