И требования к знаниям и умениям специалиста

Методические указания

К изучению дисциплины

«экономика отраслевых рынков»

Цель и задачи дисциплины

Любая экономическая система представляет собой сложную многоуровневую структуру, находящуюся в процессе динамичного развития. В этой связи необходимым является изучение многообразия различных рыночных структур, которыми характеризуется реальная экономика, специфики формирования отраслевых рынков и поведения фирм, выявления закономерностей взаимодействия
и взаимовлияния рынка и его основных участников.

Цель изучения курса состоит в приобретении теоретических знаний и практических навыков анализа развития и взаимодействия рыночных структур, исследования влияния экономического поведения фирм на специфику рынка, методов и способов принятия ими решений.

Основные задачи курса:

системное изложение методологических вопросов исследования рыночных структур;

полное представление о механизмах функционирования отраслевых рынков, взаимодействия фирм и выбора ими конкурентных стратегий;

изучение факторов, оказывающих влияние на формирование структуры отраслевых рынков;

выявление особенностей поведения фирм, его последствий и воздействия на структуру рынка;

ознакомление с основными законодательными, нормативными и правовыми документами по вопросам государственной экономической политики.

Место дисциплины в учебном процессе

и требования к знаниям и умениям специалиста

«Экономика отраслевых рынков» как учебный курс является обязательным элементом структуры экономического образования. Данная учебная дисциплина соприкасается с такими экономическими курсами, как экономическая теория, теория фирмы, маркетинг, экономика фирмы и др.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

закономерности и теоретические основы анализа организации отраслевых рынков;

нормативно-правовые документы в области государственной экономической политики, в том числе промышленной и антимонопольной, а также акты по регулированию и регламентации деятельности фирм на товарных рынках;

отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента и эффективного функционирования отраслевых рынков;

уметь:

выявлять проблемы, связанные с развитием отдельных видов отраслевых рынков;

использовать информацию для отражения отраслевых аспектов принятия управленческих решений;

владеть:

основной терминологией и лексикой данной дисциплины;

совокупностью приемов и методов оценки концентрации рыночных структур, глубины дифференциации продуктов;

способами определения и измерения высоты барьеров для входа и выхода новых фирм;

оценкой степени вертикальной интеграции и разнообразия вертикальных ограничений.


1.3. Учебно-тематический план дисциплины

«Экономика отраслевых рынков»

Разделы, темы дисциплины Объем часов на освоение В том числе
лекции практические занятия самостоятельная работа
Тема 1. Экономика отраслевых рынков: возникновение, эволюция и методология исследования    
РАЗДЕЛ 1. Структура отраслевой организации рынка: характеристика и тенденции трансформации
Тема 1. Фирма как основной субъект отраслевых рынков    
Тема 2. Типология рыночных структур и показатели рыночной власти фирмы    
Тема 3. Дифференциация продукта на отраслевом рынке      
Тема 4. Анализ барьеров входа и выхода фирм на отраслевом рынке      
РАЗДЕЛ 2. Типология поведения отраслевых рыночных структур
Тема 1. Рынки с монопольной властью: теоретический и эмпирический анализ      
Тема 2. Рынки олигополистического типа: теоретический и эмпирический анализ      
Тема 3. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в отраслевой организации рынков      
Тема 4. Стратегическое взаимодействие фирм на отраслевых рынках      
Тема 5. Ценовая дискриминация: типы и практический опыт использования на отдельных типах отраслевых рынков      
РАЗДЕЛ 3. Регулирование отраслевых рынков
Тема 1. Отраслевые рынки и государственная экономическая политика      
Тема 2. Результативность функционирования отраслевых рынков: проблемы и тенденции развития      
Контрольная работа    
ВСЕГО:        

2. Рабочая программа дисциплины

«Экономика отраслевых рынков»

Тема 1. Экономика отраслевых рынков:

возникновение, эволюция и методология исследования

Исследование теории развития отраслевых рынков в экономической теории.

Экономика отраслевых рынков как область экономической теории. Объект исследования дисциплины «Экономика отраслевых рынков». Основные задачи анализа организации отраслевых рынков.

Два подхода к изучению отраслевой организации экономики:

системный подход (Гарвардская школа) Э. Мейсона и
Д. Бейна «структура – поведение – результат»;

подход Дж. Стиглера «теория цен».

Квазимонополистические рынки и квазиконкурентные рынки: соотношение.

Предмет дисциплины «Экономика отраслевых рынков». Способы формирования, механизмы и особенности функционирования отраслевых рынков.

Взаимосвязь курса «Экономика отраслевых рынков» с другими экономическими дисциплинами: теорией игр, экономической теорией, теорией и экономикой фирмы, маркетингом, менеджментом.

Современная методология теории отраслевых рынков.

Перспективные направления развития экономики отраслевых рынков:

применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков;

использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков;

разработка теории квазиконкурентных (состязательных) рынков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: