Религиозная этика - это учение о смысле морали т. е. о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных духовных целей человек реализует мораль. Этика представляет систему знаний о предмете человеческой жизни. Главное отличие ее от других наук - это ее практический способ. Она онтологична, бытейственна (закон устроения мира). Одной из задач этики есть объяснение и обоснование того, почему именно эти ценности получают статус основных. Какова природа и причина их обязанности. Религиозную этику можно определить как религиозно - философскую, ее основной предмет - мораль.
Этика есть наука о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в поведении человека.
Этика исследует конечную цель жизни человека и поведение его, поскольку оно ведёт к достижению этой цели или отклонении от неё.
Этос - обычное местопребывание, жилище, стойло, логово зверей (греч.). Второе значение - характер, привычка, обыкновение, обычай (от греч. Эно.).Впервые это слово употребил Гомер, а формулирует Героклид: «эпос человека есть его божество». Полностью понятие этики разработано Аристотелем. В 4 веке до н. э. Аристотель пишет труд «Никомахова этика», позже «Евдимонова».
Мораль - это общие правила поведения, а нравственность - это объективный аспект, а мораль субъективный. Более возвышенные заповеди нравственные, менее моральные. Со временем идеалы меняются, Бог же неизменяемый идеал, в этом состоит догматическая этика.
Метод науки. Методы этики: теоретический, философский или практический. Но изучение этики лучше вести из синтеза этих методов. Этика гуманитарная дисциплина и след аспекты духовно практичной жизни и общества.
Предмет науки. Предмет религиозной этики мораль и нравственное состояние человека. Мораль – горизонталь- криминал мира, в истории жизни, правил, чел и мир. Нравственная вертикаль, духовное состояние чел. Этика, мораль нравственность, это разные слова в процессе развития культуры, которое менялось в отношение к этим словам, но общие принятым является – определённая ветвь знания, науки, а уже нравственность и мораль это предмет изучаемой этикой. По Гегелю: мораль это субъективный аспект,отношение, соответствующих поступков, а уженравственные это сами поступки, сама жизнь человека. В целом закрепить за словами этика, мораль, нравственность, какие нибуть точные определения безуспешна, они выходит за рамки академической дисциплины. Этика обычно соприкасается с нравственным богословием философией, психологией и рядом других наук.
Цель науки. Цель религиозной этики - практика, а не знание. При исследовании древне греческого слова «калокагатиа» прекрасное, доброе, Лосев указывает, что эти понятия не раздельные. Этика - из прекрасного идет к прекрасному.
Этапы развития науки этики. Не смотря на,то что современный мир не признают вечных абсолютных ценностей их существования являются реальности. Сегодня доминирующей концепцией - релятивизма (утверждающе, что все суждения об истине, абсолютно относительны). Сейчас много спекуляторов моралью. Почему не все смогли перестояться, после падения союза, потому что у них была вера в определенный рай, которая резко пропала, но вдруг приходит новый мир.
Очень важно заниматься этической проблематикой не впадать в отличенное морализаторство, «идеологическое зомбированные или просто впадать в утопическую мечтательность». При этом важно избегать так называемого «утешительного богословия», когда человек живет надеждой на будущие и упование на загробное воздаяние. Николас Томас Райт еп. Доремский, правая рука Кентабереский архиепископов считает: «спасение не значит отправиться на небеса, но восстать к жизни на новом небе и на новой земле, спасение – это сила преображающего исцеления пространства и материи». Между богословием и практикой большая пропасть - Мейндорф. Об идеалах можно говорить, но надо развевать общество. Будущие христианства это его и настоящие
Основные направления религиозного познания или религиозной жизни
1. Обрядоверие или мораль культа.
2. Рассудочный поиск истины.
3. Опытное познание или практика встречи.
Мораль культа или обрядоверие. У каждого человека свой путь к Богу. Догматический путь в Церкви для человека один. Но у каждого человека свой духовный путь становления. В антропологии – это свободная воля человека. Главное – это духовная основа.
Сила внутри человека, внутренняя сила в человеке это и есть его бог, это внутренний страх перед высшей силой, стоящей над человеком.
Религия этого типа предлагает верующим культ, как систему жестко заданных норм, гарантирующих своего рода отношение собственности с божественным (выполняя обрядовые нормы человек устанавливает завет с Богом (буквальное понимание)).
Для таких людей нравственность или мораль – это определенный код, состоящий из системы запретов и предписаний, указывающих на угодный или неугодный образ жизни человека.
Принимай на веру и не забывай вопросов – это не христианский подход к богословию. Пока человек не познает глубину греха, он не сможет измениться, не сможет исполнять заповеди Б-ии.
Люди, относящиеся к этому типу религиозности, полны самомнения («Я такой-то… (фарисейство)»), гордости, тщеславия.
Рассудочный поиск истины – это философские рассуждения о Боге, (чаще это интеллигенция (псевдо), православные интеллектуалы).
Спасение как встреча с Богом подменяется интеллектом и внутренним философским рассуждением.
Логические рассуждения нас к Богу не приближают, для людей такого образа мышления достаточно того, что они знают, что Бог есть (Бог – это первопричина, вселенский разум, энергия и они на этом остановятся), философско-доктринальный подход к Богу.
Опытное познание или практика встречи. Уникальная традиция христианского Богопознания. Познание Бога – это личная встреча с ним.
Вера включает в себя в 1-ую очередь доверие, идущее изнутри, моральное обязательство и послушание (как это видно из жизни Авраама) - этический монотеизм. Вера - понятие активное, динамическое.
Вера – это доверие к кому-то или чему-то: к Богу, к человеку, к библии; обязательно имеющее отношение /нечто, имеющее/ к человеческому опыту, к жизненному человеческому опыту.
То, что происходит в исторической жизни человечества, определяет природу и содержание православного Богословия.
Церковь – это не археологический музей.
Православие – это исторический, религиозный опыт человечества.
Корни православия идут от создания мира.
Вера – это кредит (доверия) и для нас Бог это не абстрактная традиция или идеология, не безличная сила, а Личность начала.
Мы верим в Бога, но причина этого не в том, что нас принуждает к вере какое-то умозрительное суждение или какое-то конкретное учреждение даёт нам неоспоримые гарантии в существовании Божества. Мы верим во Христа потому, что Его Личность, Его Личностное существование вызывает у нас чувство доверия (поэтому важен исторический аспект – явление И.Христа, Бога на земле), деяния Бога, Его проявления в человеческой истории заставляет нас стремиться к общению с Ним.
Христианская истина – это не свод метафизических постулатов христианской веры и не кодекс заповедей христианской этики.
Евангелие Церкви – это свидетельство жизни и опыта. И этот опыт открыт нам в Воскресении Христа.
Религиозная вера - это доверие к свидетельству познавших Бога, живших в единении с Ним и удостоившихся видению Его Лица.
Поэтому религиозная вера начинается с доверия пророков, святых апостолов и св. Отец.
Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. Поэтому церковная реальность – это и есть образ жизни.
Святые Отцы строили веру на практике своего образа жизни: христианство и жизнь – это одно, личное общение с Христом; умная молитва как предстоящие пред Богом.
Типы христианской этики
Первый тип. Этика выбора добра (Условно). Эта этика имеет целевую ориентацию и сосредотачивается на добродетелях, требуемых для достижения цели, либо на ценностях, которыми определяется цель.
Когда человек стремится к добродетели (отвлеченной, им созданной), ближний может стать для него средством к достижению этой цели, (т.е. добродетель базируется на тщеславии).
Такая этика превращается в закостенелый легализм, когда закон ставится выше внутреннего содержания этого закона, (буква закона ставится выше духа закона, – т.е. основа гордости и отсутствие любви).
Джон Уэсли (методист-протестант) считал, что христианская этика – это воспитание специфических личных качеств.
Второй тип. Этика верности долгу (закону, послушанию). Это конкретные правила, они статичны, их нелегко приспосабливать к меняющимся обстоятельствам и проблемам. «За внешним этикетом потеряна христианская простота» – св. Отцы.
Третий тип. Этика отклика. Я откликаюсь, я отзываюсь на Божественную любовь, я увидел и встретил Личность – живого Бога, самого Христа.
Божественные законы (нормы), цели представляют собой высшую норму, а нет конкретный набор правил.
Реальность встречи с Божественной любовью, с любовью Христа, Личного Бога; мы идём к христианской любви, мы откликаемся на любовь Бога.
Святость – это целостность всей жизни, целостность внешней и внутренней жизни – целомудрие.
Доверие – это величайший подвиг (например, Авраам).
Точки сближения метафизики и этики.
Первичный духовный опыт человека – мифология – в значительной мере оказывается невосприимчивым к моральному аспекту реальности, вернее, к нравственным качествам обитателей космоса – богов и людей. При этом, что позволено Юпитеру, не позволено человеку. Прерогативы участников космической жизни распределяются в соответствии с существующей иерархией власти. Как ни удивительно, но именно философия, в своей оппозиции традиционной мифологии, или, другими словами – в своей критике мифа, приложила немалые интеллектуальные усилия к тому, чтобы наделить действительность этическим смыслом и придать нравственные определения высшим началам бытия, в частности, персонажам сакральной истории. В качестве примера можно привести космологию Эмпедокла, где фазы циклического становления универсума обладают не только структурно-онтологическими характеристиками, но и принципиально различаются между собой в соответствии с фундаментальной моральной оппозицией добра и зла, точнее, их разновидностей – любви и раздора. Эти два мифологически окрашенных моральных субъекта космической жизни наполняют пространство, из которого они выросли, новым содержанием, отражающим специфический опыт человеческого существования.