Реформистский иудаизм. Начал развиваться в Центральной Европе в конце XVIII в. и в начале XVII в. Он не был задуман как новое религиозные движение

1. 1885 г. Питсбург Питсбургская платформа собираются все реформистские раввины в Питсбурге США: они не считают себя нацией, а только религиозной общиной.

2. Калумбурская платформа. В Калумбусе собрание реформистских иудеев разделение.

3. 1976 г. Сан-Франциско. Собрание: восстановление Б.С.; служить на иврите, комитет респансов.

Обязанности:

1. Создание еврейского дома вокруг еврейской семьи

2. Изучение в продолжение всей жизни Торы.

3. Личная молитва и общественное б.С.

4. Соблюдение субботы и священных дней. Консервативный иудаизм как середина между ортодоксальным и реформистским иудаизмом.

Ортодоксальный иудаизм более сосредоточен на личных вопросах, индивидуальном решении и поступке, чем на социальных проблемах и совместных действиях, направленных на изменение социальной структуры..

Этика реформистского иудаизма уделяет больше внимания социальным вопросам, чем вопросам нравственности.

Богоизбранничество. Святость, любовь, Божия, исполнение заповедей Божиих, нравственность (ведал истинного Бога, почитал истинного Бога – еврейский народ).

В процессе секуляризации родился вполне реальный еврейский шовинизм, представление об избранничестве евреев превратилось в представление, что евреи – это соль земли. С этого момента старая религиозная концепция избранности.

Таким образом, общая схема развития иудаизма представляет собой общий мировоззренческий процесс.

Сионизм. Сионизм есть духовный и есть политический.

Сионизм - это еврейское националистическое движение нового времени, название которого было дано писателем Натаном Биренбольмом, но основателем этого движения считается Теодор Герцель, который в 1897 г. создал всемирную сионистическую организацию.

Существует множество разновидностей сионизма – Ахад Гаам или Ашем Гинзберг (1856-1927 гг.). Родился на Украине, с. Сквира Киевской области.

Каббала. В иудаизме наряду с официальным вероучением и культом существует еще мистическое учение каббала, что значит "принятие", "восприятие", "предание". Это учение считается доступным только для посвященных. Относительно времени возникновения каббалы как мистической концепции, а также основных произведений каббалистической литературы еще много невыясненного. Некоторые историки иудаизма относят возникновение каббалы к средневековью (VIII в.) другие утверждают, что "каббала не знает ни своего духовного отца, ни времени своего рождения"; третьи считают каббалу своеобразным сочетанием восточной мифологии с идеями эллинистической науки, сплавом гностицизма, пифагореизма и неоплатонизма и относят ее возникновение ко II в. н. э. Владимир Соловьев, чье мнение в данном случае представляется авторитетным, полагал, что каббалистическая литература сложилась в начале нашей эры, но как мистическая концепция каббала возникла значительно раньше. Судя по тому, что в Торе мы также находим заметное влияние халдейской мистики, предположение В. Соловьева о происхождении каббалы в результате взаимодействия халдейской мистики с иудаизмом представляется достаточно обоснованным.

Каббала подразделяется на теоретическую, или умозрительную (каббала июнит), и практическую, или прикладную (каббала маасит). В свою очередь, каббала июнит состоит из двух разделов: космогонии (маасэ берешит) и теософии (маасэ беркаба). Главными литературными произведениями умозрительной каббалы являются Сефер иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности она составлена в VII-VIII вв. Согласно Сефер иецира, в основе всего сущего лежит единое божество, его воля находит свое выражение в письме, в числах и в словах. Мироздание зиждется на 10 первых числах и 22 буквах. В мире три элемента, огонь, воздух, вода; семь планет, 12 созвездий; в году три времени: холодное, теплое, влажное; семь дней творения, 12 месяцев; в теле три основных деления: голова, грудь, живот, в теле человека семь ворот. Существует 10 сефирот, которые представляют синтез 10 чисел, 10 сфер, 10 аристотелевских категорий. Понятие "сефирот" очень сложное: это и "пути премудрости", и "субъективные самоопределения божества", и "сферы", и "умопостигаемый свет божества". Вот 10 сефирот: венец, мудрость, ум, милость (или великодушие), крепость (или суд), красота (или великолепие), торжество, слава (или величие), основание, царство.

Сефироты являются общими основными формами всякого бытия. В непосредственной близости и совершенном единстве с божеством находится Мир сияний. Большее или меньшее различие от божества представляют дальнейшие три мира: Мир творения (т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов); Мир создания (мир душ или живых существ); Мир деланья (мир материальных явлении, наш видимый физический мир). Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга подобно концентрическим кругам. Принадлежа ко всем трем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через человека соединяется с божеством. В высших мирах живут ангелы. Высшим посредником между богом и вселенной является солнечный ангел Митатрон (вероятно, адаптация персидского Митры).

Основные черты каббалистической мистики получили свое законченное выражение в книге Зогар. Зогар — это мистический комментарий к Торе, написанный в Испании в XIII в., но каббалисты придерживаются версии, по которой Зогар написан якобы во II в. В этой книге каббалистическая мистика приобретает эротический оттенок, причем эротика переносится в сверхчувственный мир. Одна сефирот именуется отцом, другая (Правосудие) матерью; из их сочетания рождается Великолепие (сын). Другая черта Зогара состоит в антропоморфизме мистических образов: исключительная роль отводится образу первочеловека (Адам хакадмон). В качестве вспомогательного средства "для возвышения души" каббалистами разрабатывается "прикладная каббала"; суть ее состоит в том, что Библия рассматривается как зашифрованный текст, который можно постигнуть (разгадать, расшифровать) с помощью различных приемов (перестановка букв в определенном порядке, подстановка числового значения букв и т. п.). Главные способы такого чтения Библии называются гематрия, нотарикон, темура; пользуясь этими головоломными способами чтения Библии, каббалисты якобы постигают сокровенное и предсказывают будущее. В качестве примера рассмотрим гематрические манипуляции на тему "Дух господа". В еврейском алфавите буква шин (ш) имеет числовое значение 300; если же сложить числовые значения букв в словах рвх алхюм (руах алэгхим - дух господа), то также получится в сумме число 300 (р - 200, в - 3, х - 8, а - 1, л - 30, х - 8, ю - 10, м - 40). На этом основании каббалисты считают букву шин символом "духа господа". Подобные же фокусы и головоломки лежат в основе двух других способов каббалистического чтения и толкования Библии. Идеи каббалистической мистики нашли себе фанатичных приверженцев в еврейской среде и дали идеологическую пищу целому направлению в иудаизме - хасидизму.

Влияние религии на экономику

Главная задача православного христианина – в современном обществе внутреннее преодоление либерализма и секуляризма.

Правда же состоит в том, что мировосприятие славян имеет свою специфику, которая уходит корнями в Православие.

Капитализм и социализм, несмотря на свои глубокие расхождения в оценке частной собственности и рынка, были довольно близки в отношении религии, так как в обоих вариантах объектами поклонения было производство, причем материальное, а не духовное.

Капитализм и его идейная основа – либеральная демократия, основаны на возвышении (обожествлении) человеческой природы без принципиального различия в ней добра и зла. Это раскрепощает человека для неограниченного экономического обогащения, создавая в целом (в современных развитых демократиях) достаточно высокий уровень жзни, такая модель выглядит привлекательной и устойчивой, однако, для православного сознания всегда было неприемлемо то, какую цену капитализма требовал за это.

Известный немецкий социолог и экономист Макс Вебер подчеркивал, что в возникновении капитализма первичны не запасы денег, а капиталистический дух.

«Там, где он зарождается, он создает в себе денежные запасы, как орудие своей деятельности, а не наоборот» (Макс Вебер).

Такой экономический переворот на Западе произошел в результате реформации, потеснивший христианские нормы жизни в сторону В.З. Ветхозаветной морали – с утилитарным освещением материальной жизни с оправданием «богоизбранности» одних для богатства и эксплуатации других, и других для нищенства.

Нищенство в Древней Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа: «Человеколюбия, нищелюбия».

Любая экономическая система сочетает в себе и единые для всех непреложные законы и духовные принципы, которые исторически складываются у разных народов.

Макс Вебер: «Давайте строить капитализм».

Священник – на предприятии: комната и время приема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: