Гюбер Робер. «Развалины террасы в парке» (1780 –е гг.)

Сады и парки ассоциируются с местом счастливого досуга, отдыха,

развлечений, приятных и желанных свиданий с прекрасным миром

природы.

(М. Нарицын. Доверительный разговор про ЭТО. Психология счастья. –М.:

Аст-Пресс, 1999. – 400 с.

Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. Счастье. –М., 1988

Сенека. О счастливой жизни//Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк

Аврелий. –М., 1995.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. –М., 1981)

ФЕЛИЦИТОЛОГИЯ (лат. Felicitas- Счастье) - учение о достижении

счастья, которое пытаются создать некоторые современные буржуазные

теоретики, в частности неопозитивист О. Нейрат и др. Этическая теория

ФЕЛИЦИТОЛОГИИ продолжает традицию эвдемонизма.

Учение о фелицитологии буржуазные «ученые» нередко используют в

лукавых политических целях для обмана масс, для примитивного

отвлечения от сути счастья на рекламные трюки.

􀁡 􀀳􀀫􀁓􀁶􀀥􀁰􀂊􀁳􀃅􀂝􀁋􀀳􀀩 􀀌 􀀪 􀀋 􀀟 􀀝 􀀚 􀀗 􀀐 􀀏 􀀴 􀂤

СМЫСЛ ЖИЗНИ – регулятивное понятие, присущее любой развитой

мировоззренческой системе для истолкования и оправдания моральных

норм. Смысл жизни – это система нравственных ценностей и идеалов, к

которым стремится человек и общество на пути к личному и общественному

счастью. Определение смысла жизни – понятие многомерное,

изменяющееся, дополняющееся в соответствии с изменяющимися

условиями среды и обстоятельств. На выбор смысл жизни влияют

интеллект, социальный статус, социальные возможности и морально-

волевые способности и возможности личности. Смысл жизни может быть:

гедонистическим, стоическим, утилитарно-прагматическим,

конфессиональным (религиозным, жертвенным во имя служения

религиозным догмам и идеалам того или иного вероисповедения), светским,

атеистическим, научным и т.д.

(Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Базарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. - М.: Знание, 1989.

Клёнская И.С. Беседы о смысле жизни. – М., Просвещение, 1989.

Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993

Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. – М., 1990).

􀁡 ФУНКЦИИ ЭТИКИ

1. Воспитательная, дидактическая, морализаторская функция этики.

«Любовь к Ближнему».

2. Функция нормализации морали и поведения в обществе.

3. Функция категорического запрета морального и физического насилия над

личностью и обществом.

4. Функция позитивных взаимовыгодных коммуникаций (общений).

5. Функция предельной терпимости к чужим достоинствам и недостаткам

(вкусам, идеалам и т.д.)

6. Функция единства морали и многообразия нравов.

7. Функция разумной терпимости (толерантности) к чужим религиям,

обрядам, обычаям, нравам.

8. Функция этической оценки. Парадокс моральной оценки в зависимости

от разных уровней образования, воспитания, культуры, симпатий,

антипатий и т.д.

9. Парадокс морального поведения. Даже люди, которых принято считать

отъявленными злодеями, стремятся выдать творимое ими зло за добро,

преступления – за справедливые деяния.

10. Внимание. Послушание. Познание несуетной мудрости.

Итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Тайная

вечеря. Фреска трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

1495-1497 гг.

Морально-нравственный смысл фрески «Тайная вечеря»: Учитель и

ученики накануне суровых испытаний. Даритель христианских истин от

света Великой Троицы и маловерные, сомневающиеся ученики. Несуетный

Учитель и суетные ученики. Пророческое слово Учителя и суетное,

эмоционально-экспрессивное восприятие учеников. Самопожертвенный

Спаситель и приближенные к Спасителю.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Какие нравственно-этические категории вам известны?

Что включает в себя китайская идеограмма (монада) «Инь-ян»? Как следует

понимать соотношение векторов «Инь-ян»?

Что такое добро и зло?

Нужно ли со злом бороться? Если «да», то с чего (с кого) нужно начинать эту

борьбу? Какими средствами разумнее вести борьбу со злом?

Нравственность цели оправдывает ли применение любых средств в борьбе

против зла? Всегда ли благородная цель оправдывает средства?

Что такое гордость и эгоизм?

Что такое честь и достоинство?

Что такое мужество, героизм и трусость?

Как вы понимаете долг и чувство долга?

Как вы понимаете категорию этического идеала?

Что такое счастье (фелицитология)?

Что такое любовь?

Как вы понимаете этическую категорию «Смысл жизни»?

Какие функции исполняет и должна исполнять этика в обществе?

􀀉 Литература.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. –М.: Гардарика, 1998. – С. 224-

309.

Словарь по этике. Под редакцией И.С. Кона. – М.: Изд-во политической

литература, 1981.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. –М., 1974. –

С. 330-374.

Садчиков В.Н., Ногинский Е.Л. Этика и эстетика. – Пенза, 1995. – 55 с.

Мешкова Л.Н. Основы этики. Пенза. ПГПУ, 2001. –40 с.

Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

Шрейдер Ю.А. Этика. –М., 1998.

(Дополнительные материалы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: