Сады и парки ассоциируются с местом счастливого досуга, отдыха,
развлечений, приятных и желанных свиданий с прекрасным миром
природы.
(М. Нарицын. Доверительный разговор про ЭТО. Психология счастья. –М.:
Аст-Пресс, 1999. – 400 с.
Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. Счастье. –М., 1988
Сенека. О счастливой жизни//Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий. –М., 1995.
Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. –М., 1981)
ФЕЛИЦИТОЛОГИЯ (лат. Felicitas- Счастье) - учение о достижении
счастья, которое пытаются создать некоторые современные буржуазные
теоретики, в частности неопозитивист О. Нейрат и др. Этическая теория
ФЕЛИЦИТОЛОГИИ продолжает традицию эвдемонизма.
Учение о фелицитологии буржуазные «ученые» нередко используют в
лукавых политических целях для обмана масс, для примитивного
отвлечения от сути счастья на рекламные трюки.
СМЫСЛ ЖИЗНИ – регулятивное понятие, присущее любой развитой
мировоззренческой системе для истолкования и оправдания моральных
норм. Смысл жизни – это система нравственных ценностей и идеалов, к
которым стремится человек и общество на пути к личному и общественному
счастью. Определение смысла жизни – понятие многомерное,
изменяющееся, дополняющееся в соответствии с изменяющимися
условиями среды и обстоятельств. На выбор смысл жизни влияют
интеллект, социальный статус, социальные возможности и морально-
волевые способности и возможности личности. Смысл жизни может быть:
гедонистическим, стоическим, утилитарно-прагматическим,
конфессиональным (религиозным, жертвенным во имя служения
религиозным догмам и идеалам того или иного вероисповедения), светским,
атеистическим, научным и т.д.
(Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
Базарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. - М.: Знание, 1989.
Клёнская И.С. Беседы о смысле жизни. – М., Просвещение, 1989.
Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993
Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. – М., 1990).
ФУНКЦИИ ЭТИКИ
1. Воспитательная, дидактическая, морализаторская функция этики.
«Любовь к Ближнему».
2. Функция нормализации морали и поведения в обществе.
3. Функция категорического запрета морального и физического насилия над
личностью и обществом.
4. Функция позитивных взаимовыгодных коммуникаций (общений).
5. Функция предельной терпимости к чужим достоинствам и недостаткам
(вкусам, идеалам и т.д.)
6. Функция единства морали и многообразия нравов.
7. Функция разумной терпимости (толерантности) к чужим религиям,
обрядам, обычаям, нравам.
8. Функция этической оценки. Парадокс моральной оценки в зависимости
от разных уровней образования, воспитания, культуры, симпатий,
антипатий и т.д.
9. Парадокс морального поведения. Даже люди, которых принято считать
отъявленными злодеями, стремятся выдать творимое ими зло за добро,
преступления – за справедливые деяния.
10. Внимание. Послушание. Познание несуетной мудрости.
Итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Тайная
вечеря. Фреска трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.
1495-1497 гг.
Морально-нравственный смысл фрески «Тайная вечеря»: Учитель и
ученики накануне суровых испытаний. Даритель христианских истин от
света Великой Троицы и маловерные, сомневающиеся ученики. Несуетный
Учитель и суетные ученики. Пророческое слово Учителя и суетное,
эмоционально-экспрессивное восприятие учеников. Самопожертвенный
Спаситель и приближенные к Спасителю.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
Какие нравственно-этические категории вам известны?
Что включает в себя китайская идеограмма (монада) «Инь-ян»? Как следует
понимать соотношение векторов «Инь-ян»?
Что такое добро и зло?
Нужно ли со злом бороться? Если «да», то с чего (с кого) нужно начинать эту
борьбу? Какими средствами разумнее вести борьбу со злом?
Нравственность цели оправдывает ли применение любых средств в борьбе
против зла? Всегда ли благородная цель оправдывает средства?
Что такое гордость и эгоизм?
Что такое честь и достоинство?
Что такое мужество, героизм и трусость?
Как вы понимаете долг и чувство долга?
Как вы понимаете категорию этического идеала?
Что такое счастье (фелицитология)?
Что такое любовь?
Как вы понимаете этическую категорию «Смысл жизни»?
Какие функции исполняет и должна исполнять этика в обществе?
Литература.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. –М.: Гардарика, 1998. – С. 224-
309.
Словарь по этике. Под редакцией И.С. Кона. – М.: Изд-во политической
литература, 1981.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. –М., 1974. –
С. 330-374.
Садчиков В.Н., Ногинский Е.Л. Этика и эстетика. – Пенза, 1995. – 55 с.
Мешкова Л.Н. Основы этики. Пенза. ПГПУ, 2001. –40 с.
Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.
Шрейдер Ю.А. Этика. –М., 1998.
(Дополнительные материалы)