Словарь ключевой терминологии.
Идеалы Просвещения и просветителей: мир, равенство, братство,
свобода, рационализм. Буржуазная мораль.
РАВЕНСТВО – формальный принцип нравственности, согласно которому
моральные требования в равной мере должны распространяться на
всех людей, независимо от их социального положения и условий жизни.
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный) - методологический принцип,
лежащий в основе многих диалектических домарксистских и некоторых
современных прагматических теорий морали.
Принцип «разумного эгоизма» французских материалистов ХVIII века и
его историческое место в развитии этических учений.
Философы-просветители: Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и др.
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) – нем. философ-
идеалист, просветитель, общественный деятель, ученый. В философии
занимал объективно-идеалистические позиции, выдвинув учение о неделимых
|
|
духовных субстанциях - монадах, якобы являющихся первоэлементами, из
которых складывается весь окружающий мир.
Этическое учение Лейбница основывается на признании божественного
творения мира. Сотворив мир, бог допустил наряду с добром существование
зла как неизбежного спутника добра. Лейбниц подразделяет зло на
метафизическое, порождаемое, ограниченностью и конечностью вещей, тесно
связанное с ним зло физическое – бедствия и страдания разумных существ и
зло нравственное, возникающее в результате человеческого греха. Таким
образом, хотя сотворенный мир является «лучшим из миров», он все же
оказывается далеким от совершенства. Отсюда возникает необходимость
«оправдания Бога» - творца несовершенного мира. В своем труде «Теодицея»
(1710) Лейбниц снимает с Бога ответственность за несовершенство грешного
мира, где торжествует бесправие масс в антагонистическом обществе.
БЕРНАРД МАНДЕВИЛЬ (1670-1733) - англ. философ-моралист, по
происхождению француз; ученик Дж. Локка. Известен своей «Басней о
пчелах» (1705,1723) – острой сатирой на современное ему общество, где
процветают пороки и злоупотребления, где каждый обитатель заботится
лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел, Юпитер делает их всех
честными. Это приводит к разорению улья. Басня заканчивается словами:
«Порок является необходимым, как голод для возбуждения аппетита. Одна
добродетель не может доставить народам блестящего существования. Те,
кто желал восстановить золотой век, должны были бы примириться не
только с честностью, но и с тем, чтобы питаться желудями». «Басня о
|
|
пчелах» направлена против абстрактной морали, взятой в отрыве от
социальных условий жизни общества, в частности против воззрений
Шефтсбери, считавшего, что добродетель всегда благо, а порок - зло.
Мандевиль первым высказал мысль, впоследствии развитую Гегелем, о
неизбежности и даже необходимости зла в условиях социального
неравенства, где богатство нации покоится на бедности трудящихся.
Мандевиль выразил это краткой формулой: «Частные пороки -
общественные выгоды». Мандевиль рассматривал эгоизм как скрытую
пружину личного и общественного совершенствования. Маркс оценил
заслуги Мандевиля в разоблачении лицемерия и цинизма.
АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР ШЕФТСБЕРИ (1671-1713) – английский
философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории
нравственного чувства. Для этики Шефтсбери характерны попытки вывести
нравственные чувства человека из его внутренней природы, а также
элементы эвдемонизма. Шефтстбери отстаивал точку зрения врождённости
и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных
условий. Он отчасти противопоставляет нравственность религиозному
чувству и утилитарной полезности. Нравственный идеал Шефтсбери -
гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания
альтруистических и эгоистических побуждений. Этические труды
Шефтсбери собраны в книге “Характеристика людей, нравов, мнений,
времён” (т.3., 1711).
Шарль Луи МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) – французский философ-
просветитель, деист (тяготел к материализму), политический мыслитель,
историк.
Монтескье считал основой нравственности природу человека, естественные
отношения между людьми, установившиеся в силу природы вещей. Так,
например, холодный климат, по мнению Монтескье, - образует людей
мужественных и крепких, жаркий __________- расслабленных и малодушных, склонных
к чувственности. Нравы людей зависят от окружающей человека
общественной среды, которая совпадает у Монтескье с понятием
политического строя и законодательства. Различая в истории три формы
правления, Монтескье выше всего ставит республику, где господствует
принцип политической добродетели - любовь к законам, отечеству,
готовность жертвовать собой в его интересах. В монархии основным
нравственным принципом является честь, под которой Монтескье имеет
ввиду предрассудки, связанные с чинами, родовитостью и т.п. Он подвергает
критике «ложную честь» и нравы феодально-абсолютистской монархии. Но,
тем не менее Монтескье был сторонником, идеологом политического
компромисса буржуазии и дворянства. Осн. соч. Монтескье: «Персидские
письма» (1721), «О причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе
законов» (1748).
ФРЭНСИС ХАЧЕТСОН (1694-1747) – шотландский философ-
моралист, один из представителей субъективно-идеалистической школы
нравственного чувства. Хачетсон (по наивности) полагал, что
предрасположенность человека к порядку и гармонии, добродетели и красоте –
это врождённые качества. Но если бы это было так, то в мире не было бы
преступников и прочих грешников. Соч. Хачетсона: «О красоте, порядке,
гармонии и форме» (1725), «Исследование моральных понятий о добре и зле»
(1725), «О природе страстей и наклонностей и об управлении ими» (1728).
РИЧАРД ПРАЙС (1723 – 1791) – британский теоретик морали, глава
этической школы кембриджских неоплатоников. Основные идеи Прайса
изложены им в труде «Обозрение основных вопросов в Морали» (1758), где
он определяет способы познания моральных качеств и свободы воли.
Проблема свободы воли решается Прайсом не в онтологическом или
психологическом плане, а исходя из анализа моральной способности
человека: человек должен обладать ею, чтобы быть добродетельным и
|
|
отвечать за свои поступки.
ДАВИД ЮМ (1711-1776) – английский философ, представитель теории
нравственного чувства. Вслед за Шефтсбери, Хачетсоном Юм выводит
нравственность из присущих человеку чувств, которые, с его т. зр. носят
одновременно гедонистический и утилитарный характер. Основные этические
сочинения Юма: «Трактат о человеческой природе» (1740), «Моральные и
политические эссе» (1741), «Исследования принципов морали» (1751).
ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778) - французский писатель и
философ. Руссо критиковал не только феодальные, но и буржуазные пороки и
«порядки».
Основа нравственности по Руссо в первоначальных, не испорченных
цивилизацией естественных стремлениях человека, который по своей
природе добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и
умеряемое состраданием. Моральные нормы регулируются в обществе на
основах общественного договора. Важнейшие моральные качества
общественного порядка с точки зрения Руссо: трудолюбие, простота быта и
нравов, честность, прямодушие, гражданственность, самоограничение личного
интереса во имя интересов общественных.
Авторитет моральных норм в обществе должен быть подкреплён религией.
Отвергая догмы и этику христианства, Руссо (будучи деистом) считал
общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием
прочности государства.
Руссо оправдывал революцию против деспотизма, нарушавшего нормы
общественного договора. Руссо был сторонником мелкобуржуазного
умеренно-уравнительного идеала. Идеи Руссо изложены в трудах:
«Рассуждения о науках и искусствах»(1750), «Рассуждения о начале и
основаниях неравенств между людьми» (1755). «Об общественном
договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).
ИОГАНН ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (1759-1805) – немецкий поэт,
драматург (драмы «Разбойники», «Коварство и любовь», «Заговор Фиеско в
Генуе»), теоретик искусства. Антифеодальное, антимонархическое
мировоззрение Шиллера сложилось под влиянием идей Руссо, Г. Лессинга,
|
|
Шефтсбери. Этические концепции Шиллера изложены в соч.: «О грации и
достоинстве» (1793), «Об эстетическом воспитании человека» (1795), «О
нравственной пользе эстетических нравов» (1796).
ТЕМА 4. ЭТИКА ____________И ЭТИКЕТ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА.
-Будьте проще, без китайских церемоний.
-Благодарю за дозволение простоты общения.
-Хотя я знаю, что иная «простота» хуже воровства...
-Это какая же «простота» общения хуже воровства?
- «Простота», которая потакает хамству и невежеству-
- ведёт к моральному кризису и саморазрушению личности и общества.
Словарь ключевой терминологии.
Этикет. Церемонии. Ритуал (ы), обычай (и), привычка (и); виновность –
невиновность; праведность- греховность; воспитанность – невоспитанность;
культурность (культура) - невежество. Внешняя культура – внутренняя
культура (богатый духовный мир личности).
Этика и этикет в узком и широком понимании и трактовании.
Пути и способы проявления и применения знаний, умений, навыков в области
этики и этикета.
ЭТИКЕТ (фр.etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения,
касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с
окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных
местах, манеры и одежда). ЭТИКЕТ - составная часть внешней культуры
общества. Этикет – это культура нормативного поведения.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – совокупность форм повседневного
поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых
находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого
поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков,
предписывают, что именно люди должны делать, то Культура поведения
раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении
требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в
какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с
его образом жизни, стали повседневными, жизненными правилами.
Н-р, Требование уважения к людям применительно к повседневному
поведению, что выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте,
предупредительности, в умении беречь чужое время и т.п. Культура
поведения означает честность и аккуратность в выполнении обещаний.
КУЛЬТУРА ЧУВСТВ – степень общественной развитости, личностной
«очеловеченности» чувств. Чувства – продукт жизненного, общественного
опыта личности, ее общения и воспитания. Человек и его нравственные
чувства есть часть природы, но облагороженные культурой.
Даже низшие чувства, с которыми человек рождается. Есть результат
общественно-исторического, культурного развития, в ходе которого
происходит «очеловечивание» биологических форм. Н-р, слух и зрение
становятся культурными, общественно развитыми в зависимости от
способности органов чувств «к человеческим наслаждениям».
Культура чувств достигается воспитанием органов чувств в процессе
общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах,
посредством знакомства с искусством.
МАНЕРЫ – (фр. maniere – прием, образ действия) – способ держать себя,
внешняя форма поведения, обращения с др. людьми. Манеры включают в
себя совокупность свойств речи (интонация, тон, выражения, мимика, жесты,
культура одеваться, культура поведения и т.д.).
Этноментальные особенности этики и этикета. В разных странах
сформировались различные национальные традиции, обряды, нормы этикета.
На особенности национального этикета оказывают влияние: климат, природа,
язык, религия, культура питания, соседи и др. факторы. Национальные,
индивидуальные, общечеловеческие особенности этики и этикета содержат в
себе, как черты позитива, так и негатива.
Преходящие и непреходящие ценности этики и этикета: конфессиональные и
светские, бытовые и научные, ритуальные, традиционные, вербально-
лексические, визуальные.
Особенности речевого этикета в системе социальных коммуникаций это
культура общения: приветствий, диалога, поздравлений, форм общения с
детьми, сверстниками, старшими по возрасту и положению.
Эмоционально-жестикуляционные особенности коммуникационного
этикета. Этика и этикет в фольклоре народов мира.