Этика Просвещения

􀀢􀀇 􀀗􀀗􀀗􀀇􀀍􀀍􀀍􀀇􀀉􀀉􀀉􀀇􀀔􀀔􀀔􀀣􀀕􀀕􀀕􀀢

􀀉 Словарь ключевой терминологии.

􀀉 Идеалы Просвещения и просветителей: мир, равенство, братство,

свобода, рационализм. Буржуазная мораль.

РАВЕНСТВО – формальный принцип нравственности, согласно которому

моральные требования в равной мере должны распространяться на

всех людей, независимо от их социального положения и условий жизни.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный) - методологический принцип,

лежащий в основе многих диалектических домарксистских и некоторых

современных прагматических теорий морали.

Принцип «разумного эгоизма» французских материалистов ХVIII века и

его историческое место в развитии этических учений.

Философы-просветители: Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и др.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) – нем. философ-

идеалист, просветитель, общественный деятель, ученый. В философии

занимал объективно-идеалистические позиции, выдвинув учение о неделимых

духовных субстанциях - монадах, якобы являющихся первоэлементами, из

которых складывается весь окружающий мир.

Этическое учение Лейбница основывается на признании божественного

творения мира. Сотворив мир, бог допустил наряду с добром существование

зла как неизбежного спутника добра. Лейбниц подразделяет зло на

метафизическое, порождаемое, ограниченностью и конечностью вещей, тесно

связанное с ним зло физическое – бедствия и страдания разумных существ и

зло нравственное, возникающее в результате человеческого греха. Таким

образом, хотя сотворенный мир является «лучшим из миров», он все же

оказывается далеким от совершенства. Отсюда возникает необходимость

«оправдания Бога» - творца несовершенного мира. В своем труде «Теодицея»

(1710) Лейбниц снимает с Бога ответственность за несовершенство грешного

мира, где торжествует бесправие масс в антагонистическом обществе.

􀀢 БЕРНАРД МАНДЕВИЛЬ (1670-1733) - англ. философ-моралист, по

происхождению француз; ученик Дж. Локка. Известен своей «Басней о

пчелах» (1705,1723) – острой сатирой на современное ему общество, где

процветают пороки и злоупотребления, где каждый обитатель заботится

лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел, Юпитер делает их всех

честными. Это приводит к разорению улья. Басня заканчивается словами:

«Порок является необходимым, как голод для возбуждения аппетита. Одна

добродетель не может доставить народам блестящего существования. Те,

кто желал восстановить золотой век, должны были бы примириться не

только с честностью, но и с тем, чтобы питаться желудями». «Басня о

пчелах» направлена против абстрактной морали, взятой в отрыве от

социальных условий жизни общества, в частности против воззрений

Шефтсбери, считавшего, что добродетель всегда благо, а порок - зло.

Мандевиль первым высказал мысль, впоследствии развитую Гегелем, о

неизбежности и даже необходимости зла в условиях социального

неравенства, где богатство нации покоится на бедности трудящихся.

Мандевиль выразил это краткой формулой: «Частные пороки -

общественные выгоды». Мандевиль рассматривал эгоизм как скрытую

пружину личного и общественного совершенствования. Маркс оценил

заслуги Мандевиля в разоблачении лицемерия и цинизма.

􀁾 АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР ШЕФТСБЕРИ (1671-1713) – английский

философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории

нравственного чувства. Для этики Шефтсбери характерны попытки вывести

нравственные чувства человека из его внутренней природы, а также

элементы эвдемонизма. Шефтстбери отстаивал точку зрения врождённости

и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных

условий. Он отчасти противопоставляет нравственность религиозному

чувству и утилитарной полезности. Нравственный идеал Шефтсбери -

гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания

альтруистических и эгоистических побуждений. Этические труды

Шефтсбери собраны в книге “Характеристика людей, нравов, мнений,

времён” (т.3., 1711).

􀀢 Шарль Луи МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) – французский философ-

просветитель, деист (тяготел к материализму), политический мыслитель,

историк.

Монтескье считал основой нравственности природу человека, естественные

отношения между людьми, установившиеся в силу природы вещей. Так,

например, холодный климат, по мнению Монтескье, - образует людей

мужественных и крепких, жаркий __________- расслабленных и малодушных, склонных

к чувственности. Нравы людей зависят от окружающей человека

общественной среды, которая совпадает у Монтескье с понятием

политического строя и законодательства. Различая в истории три формы

правления, Монтескье выше всего ставит республику, где господствует

принцип политической добродетели - любовь к законам, отечеству,

готовность жертвовать собой в его интересах. В монархии основным

нравственным принципом является честь, под которой Монтескье имеет

ввиду предрассудки, связанные с чинами, родовитостью и т.п. Он подвергает

критике «ложную честь» и нравы феодально-абсолютистской монархии. Но,

тем не менее Монтескье был сторонником, идеологом политического

компромисса буржуазии и дворянства. Осн. соч. Монтескье: «Персидские

письма» (1721), «О причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе

законов» (1748).

ФРЭНСИС ХАЧЕТСОН (1694-1747) – шотландский философ-

моралист, один из представителей субъективно-идеалистической школы

нравственного чувства. Хачетсон (по наивности) полагал, что

предрасположенность человека к порядку и гармонии, добродетели и красоте –

это врождённые качества. Но если бы это было так, то в мире не было бы

преступников и прочих грешников. Соч. Хачетсона: «О красоте, порядке,

гармонии и форме» (1725), «Исследование моральных понятий о добре и зле»

(1725), «О природе страстей и наклонностей и об управлении ими» (1728).

􀁾 РИЧАРД ПРАЙС (1723 – 1791) – британский теоретик морали, глава

этической школы кембриджских неоплатоников. Основные идеи Прайса

изложены им в труде «Обозрение основных вопросов в Морали» (1758), где

он определяет способы познания моральных качеств и свободы воли.

Проблема свободы воли решается Прайсом не в онтологическом или

психологическом плане, а исходя из анализа моральной способности

человека: человек должен обладать ею, чтобы быть добродетельным и

отвечать за свои поступки.

􀁾 ДАВИД ЮМ (1711-1776) – английский философ, представитель теории

нравственного чувства. Вслед за Шефтсбери, Хачетсоном Юм выводит

нравственность из присущих человеку чувств, которые, с его т. зр. носят

одновременно гедонистический и утилитарный характер. Основные этические

сочинения Юма: «Трактат о человеческой природе» (1740), «Моральные и

политические эссе» (1741), «Исследования принципов морали» (1751).

􀁾 ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778) - французский писатель и

философ. Руссо критиковал не только феодальные, но и буржуазные пороки и

«порядки».

Основа нравственности по Руссо в первоначальных, не испорченных

цивилизацией естественных стремлениях человека, который по своей

природе добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и

умеряемое состраданием. Моральные нормы регулируются в обществе на

основах общественного договора. Важнейшие моральные качества

общественного порядка с точки зрения Руссо: трудолюбие, простота быта и

нравов, честность, прямодушие, гражданственность, самоограничение личного

интереса во имя интересов общественных.

Авторитет моральных норм в обществе должен быть подкреплён религией.

Отвергая догмы и этику христианства, Руссо (будучи деистом) считал

общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием

прочности государства.

Руссо оправдывал революцию против деспотизма, нарушавшего нормы

общественного договора. Руссо был сторонником мелкобуржуазного

умеренно-уравнительного идеала. Идеи Руссо изложены в трудах:

«Рассуждения о науках и искусствах»(1750), «Рассуждения о начале и

основаниях неравенств между людьми» (1755). «Об общественном

договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

ИОГАНН ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (1759-1805) – немецкий поэт,

драматург (драмы «Разбойники», «Коварство и любовь», «Заговор Фиеско в

Генуе»), теоретик искусства. Антифеодальное, антимонархическое

мировоззрение Шиллера сложилось под влиянием идей Руссо, Г. Лессинга,

Шефтсбери. Этические концепции Шиллера изложены в соч.: «О грации и

достоинстве» (1793), «Об эстетическом воспитании человека» (1795), «О

нравственной пользе эстетических нравов» (1796).

􀁾

􀀈 ТЕМА 4. ЭТИКА ____________И ЭТИКЕТ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА.

-Будьте проще, без китайских церемоний.

-Благодарю за дозволение простоты общения.

-Хотя я знаю, что иная «простота» хуже воровства...

-Это какая же «простота» общения хуже воровства?

- «Простота», которая потакает хамству и невежеству-

- ведёт к моральному кризису и саморазрушению личности и общества.

􀀉 Словарь ключевой терминологии.

Этикет. Церемонии. Ритуал (ы), обычай (и), привычка (и); виновность –

невиновность; праведность- греховность; воспитанность – невоспитанность;

культурность (культура) - невежество. Внешняя культура – внутренняя

культура (богатый духовный мир личности).

Этика и этикет в узком и широком понимании и трактовании.

Пути и способы проявления и применения знаний, умений, навыков в области

этики и этикета.

ЭТИКЕТ (фр.etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения,

касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с

окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных

местах, манеры и одежда). ЭТИКЕТ - составная часть внешней культуры

общества. Этикет – это культура нормативного поведения.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – совокупность форм повседневного

поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых

находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого

поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков,

предписывают, что именно люди должны делать, то Культура поведения

раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении

требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в

какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с

его образом жизни, стали повседневными, жизненными правилами.

Н-р, Требование уважения к людям применительно к повседневному

поведению, что выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте,

предупредительности, в умении беречь чужое время и т.п. Культура

поведения означает честность и аккуратность в выполнении обещаний.

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ – степень общественной развитости, личностной

«очеловеченности» чувств. Чувства – продукт жизненного, общественного

опыта личности, ее общения и воспитания. Человек и его нравственные

чувства есть часть природы, но облагороженные культурой.

Даже низшие чувства, с которыми человек рождается. Есть результат

общественно-исторического, культурного развития, в ходе которого

происходит «очеловечивание» биологических форм. Н-р, слух и зрение

становятся культурными, общественно развитыми в зависимости от

способности органов чувств «к человеческим наслаждениям».

Культура чувств достигается воспитанием органов чувств в процессе

общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах,

посредством знакомства с искусством.

МАНЕРЫ – (фр. maniere – прием, образ действия) – способ держать себя,

внешняя форма поведения, обращения с др. людьми. Манеры включают в

себя совокупность свойств речи (интонация, тон, выражения, мимика, жесты,

культура одеваться, культура поведения и т.д.).

Этноментальные особенности этики и этикета. В разных странах

сформировались различные национальные традиции, обряды, нормы этикета.

На особенности национального этикета оказывают влияние: климат, природа,

язык, религия, культура питания, соседи и др. факторы. Национальные,

индивидуальные, общечеловеческие особенности этики и этикета содержат в

себе, как черты позитива, так и негатива.

Преходящие и непреходящие ценности этики и этикета: конфессиональные и

светские, бытовые и научные, ритуальные, традиционные, вербально-

лексические, визуальные.

Особенности речевого этикета в системе социальных коммуникаций это

культура общения: приветствий, диалога, поздравлений, форм общения с

детьми, сверстниками, старшими по возрасту и положению.

Эмоционально-жестикуляционные особенности коммуникационного

этикета. Этика и этикет в фольклоре народов мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: