Арх. В.И. Баженов. Дом П.Е. Пашкова в Москве. 1784-1786 гг

Французские просветители (Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеций,

Руссо) главное внимание уделяли выяснению социальной и нравственно-

политической функции искусства. С их точки зрения искусство лишь тогда

может выполнять высокую миссию, если оно будет давать правдивое

отображение реальности. В разработке реалистического метода особенно

велики заслуги Дени Дидро- философа, художественного критика и писателя.

Немецкие просветители Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер разработали в

реалистическом и романтическом искусстве проблемы народности, историзма,

социальной обусловленности.

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.

Настоящая картина имеет символический подтекст: Богатейший

промышленник России П.А. Демидов изображен в халате садовника с лейкой

и цветами, а на столе книга. Смысл картины в следующем: путь от дикости к

высокой культуре и счастью открывается через просвещение и честный труд.

Испанский художник Франсиско Гойя. «Расстрел повстанцев в ночь со 2-

го на 3-е мая 1808 г.» (1808-1814 гг.). Картина выполнена в романтической

стилевой манере. Повстанцы патриоты Испании изображены молодыми и

красивыми они погибают за свободу отечества от рук французских

оккупационных войск. Французские солдаты из-за боязни возмездия

расстреливают ночью верных сынов отечества. А в это время в королевском

дворце, который изображен в правом углу картины, продолжается веселье.

Честные гибнут за идеалы чести, свободы и независимости, а продажные

верхи правят бал на несчастьях и костях своего народа...

Буржуазную эстетику развивали Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель. Однако

Кант отрицал объективный характер эстетических законов, отрывал мораль

от науки, политики, социальной практики.

Гегель создал объективно-идеалистическую эстетическую систему.

Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму

самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем самораскрывается в

религии, а затем в философии.

С точки зрения. Гегеля искусство есть не что иное, как творческое

«самовоспроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В

процессе художественного творчестве человек, по Гегелю, удваивает себя,

очеловечивает природу, воплощает во внешних предметах свою родовую

сущность. Гегель впервые в систематической форме применяет в анализе

искусства диалектический метод, хотя его диалектика базируется на

идеалистическом истолковании реальности. Он раскрывает диалектику

художественного образа как единство общего и особенного. Гегель разработал

положение о враждебности капитализма искусству.

В России основы домарксистской эстетики разрабатывали В. Белинский, А.

Герцен, Н. Чернышевский («Эстетические отношения искусства к

действительности»), Н.А. Добролюбов, А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.

Толстой (Речи в Обществе любителей российской словесности» (1859); В.С.

Соловьёв («Красота в природе»(1889), «Первый шаг к положительной

эстетике» (1895); А.А. Потебня («О некоторых символах в славянской

народной поэзии» (1860), «Мысль и язык» (1862); и др.

В.И. Ленину принадлежит заслуга в развитии марксистского учения о двух

культурах в каждой национальной культуре: о передовой, демократической и

культуре реакционной, антидемократической («Партийная организация и

партийная литература»(1905), «Лучше меньше, да лучше» и др.).

Принципы марксистско-ленинской эстетики получили дальнейшее развитие в

трудах Г.В. Плеханова («Искусство и общественная жизнь»); М.С.

Ольминского (Александров) («Щедринский словарь» (1837); Клары Цеткин

(«Искусство и пролетариат»), Н.К. Крупской, В.В. Воровского («О

буржуазности модернистов»); А.В. Луначарского («Искусство как вид

человеческого поведения»(1930); А.М. Горького («Поль Верлен и декаденты»,

«О языке», «О культуре») и др. теоретиков эстетики советского периода (П. А.

Флоренский __________(«Анализ пространственности в художественно-изобразительных

произведениях», «Эмпирея и эмпирия»); А.К. Воронский («Искусство как

познание жизни и современность» (1923); А.Ф. Лосев (Трагическое); М.М

Бахтин (О культуре смеха и смеховая культура, «Эстетика словесного

творчества»), Лихачёв Д.С. Смех в Древней Руси. –Л.: Наук, 1984.

В. Друзин, М.Б. Храпчеко, А.И. Метченко и др.)

􀀗 Контрольные вопросы.

Суть философского понятия эстетика?

Что является предметом изучения эстетики как научной дисциплины?

Цели и задачи эстетики как научной дисциплины?

Кто и когда ввёл в научный оборот термин «эстетика»?

Кто из древнегреческих учёных разрабатывал материалистические и

идеалистические теории эстетики?

Может ли наука сделать человека более восприимчивым к художественным

произведениям?

􀀕 􀀋 Литература

Гегель Г.Ф. Эстетика В 4-х т. –М., 1969.

Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. –М., 1978.

Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя/ Под ред.

М.Ф.Овсянникова. –М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

Эстетика: Словарь/Под общей ред. А.А.Бляева и др. –М.: Политиздат, 1989. –

447 с.

Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. –М., 1984.

Буткевич О.А. Красота: Природа. Сущность. Формы. –Л., 1983.

Чичина Е.А. Эстетика. – М.: Школа-Пресс, 1999.

Борев Ю.Б. Эстетика. –М., 1983.

Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А.Радугин. - М.:

Центр, 1988. - 240.

Н.М. Инюшкин, В.Н.Садчиков. Эстетика в вопросах и ответах. –М.: Мысль,

1987. -206 с.

Н.М.Инюшкин. Ступени познания прекрасного. –Пенза. ПОИУУ, 1990.

В.Н.Садчиков, Е.Л.Ногинский. Этика. Эстетика. Пенза. ПГПУ. 1995.

Л.Н.Мешкова. Эстетика. Учебно-методическое пособие. Пенза, ПГПУ. 2000.

􀁄 ТЕМА. 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: