Французские просветители (Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеций,
Руссо) главное внимание уделяли выяснению социальной и нравственно-
политической функции искусства. С их точки зрения искусство лишь тогда
может выполнять высокую миссию, если оно будет давать правдивое
отображение реальности. В разработке реалистического метода особенно
велики заслуги Дени Дидро- философа, художественного критика и писателя.
Немецкие просветители Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер разработали в
реалистическом и романтическом искусстве проблемы народности, историзма,
социальной обусловленности.
Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.
Настоящая картина имеет символический подтекст: Богатейший
промышленник России П.А. Демидов изображен в халате садовника с лейкой
и цветами, а на столе книга. Смысл картины в следующем: путь от дикости к
высокой культуре и счастью открывается через просвещение и честный труд.
Испанский художник Франсиско Гойя. «Расстрел повстанцев в ночь со 2-
го на 3-е мая 1808 г.» (1808-1814 гг.). Картина выполнена в романтической
стилевой манере. Повстанцы патриоты Испании изображены молодыми и
красивыми они погибают за свободу отечества от рук французских
оккупационных войск. Французские солдаты из-за боязни возмездия
расстреливают ночью верных сынов отечества. А в это время в королевском
дворце, который изображен в правом углу картины, продолжается веселье.
Честные гибнут за идеалы чести, свободы и независимости, а продажные
верхи правят бал на несчастьях и костях своего народа...
Буржуазную эстетику развивали Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель. Однако
Кант отрицал объективный характер эстетических законов, отрывал мораль
от науки, политики, социальной практики.
Гегель создал объективно-идеалистическую эстетическую систему.
Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму
самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем самораскрывается в
религии, а затем в философии.
С точки зрения. Гегеля искусство есть не что иное, как творческое
«самовоспроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В
процессе художественного творчестве человек, по Гегелю, удваивает себя,
очеловечивает природу, воплощает во внешних предметах свою родовую
сущность. Гегель впервые в систематической форме применяет в анализе
искусства диалектический метод, хотя его диалектика базируется на
идеалистическом истолковании реальности. Он раскрывает диалектику
художественного образа как единство общего и особенного. Гегель разработал
положение о враждебности капитализма искусству.
В России основы домарксистской эстетики разрабатывали В. Белинский, А.
Герцен, Н. Чернышевский («Эстетические отношения искусства к
действительности»), Н.А. Добролюбов, А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.
Толстой (Речи в Обществе любителей российской словесности» (1859); В.С.
Соловьёв («Красота в природе»(1889), «Первый шаг к положительной
эстетике» (1895); А.А. Потебня («О некоторых символах в славянской
народной поэзии» (1860), «Мысль и язык» (1862); и др.
В.И. Ленину принадлежит заслуга в развитии марксистского учения о двух
культурах в каждой национальной культуре: о передовой, демократической и
культуре реакционной, антидемократической («Партийная организация и
партийная литература»(1905), «Лучше меньше, да лучше» и др.).
Принципы марксистско-ленинской эстетики получили дальнейшее развитие в
трудах Г.В. Плеханова («Искусство и общественная жизнь»); М.С.
Ольминского (Александров) («Щедринский словарь» (1837); Клары Цеткин
(«Искусство и пролетариат»), Н.К. Крупской, В.В. Воровского («О
буржуазности модернистов»); А.В. Луначарского («Искусство как вид
человеческого поведения»(1930); А.М. Горького («Поль Верлен и декаденты»,
«О языке», «О культуре») и др. теоретиков эстетики советского периода (П. А.
Флоренский __________(«Анализ пространственности в художественно-изобразительных
произведениях», «Эмпирея и эмпирия»); А.К. Воронский («Искусство как
познание жизни и современность» (1923); А.Ф. Лосев (Трагическое); М.М
Бахтин (О культуре смеха и смеховая культура, «Эстетика словесного
творчества»), Лихачёв Д.С. Смех в Древней Руси. –Л.: Наук, 1984.
В. Друзин, М.Б. Храпчеко, А.И. Метченко и др.)
Контрольные вопросы.
Суть философского понятия эстетика?
Что является предметом изучения эстетики как научной дисциплины?
Цели и задачи эстетики как научной дисциплины?
Кто и когда ввёл в научный оборот термин «эстетика»?
Кто из древнегреческих учёных разрабатывал материалистические и
идеалистические теории эстетики?
Может ли наука сделать человека более восприимчивым к художественным
произведениям?
Литература
Гегель Г.Ф. Эстетика В 4-х т. –М., 1969.
Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. –М., 1978.
Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя/ Под ред.
М.Ф.Овсянникова. –М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
Эстетика: Словарь/Под общей ред. А.А.Бляева и др. –М.: Политиздат, 1989. –
447 с.
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. –М., 1984.
Буткевич О.А. Красота: Природа. Сущность. Формы. –Л., 1983.
Чичина Е.А. Эстетика. – М.: Школа-Пресс, 1999.
Борев Ю.Б. Эстетика. –М., 1983.
Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А.Радугин. - М.:
Центр, 1988. - 240.
Н.М. Инюшкин, В.Н.Садчиков. Эстетика в вопросах и ответах. –М.: Мысль,
1987. -206 с.
Н.М.Инюшкин. Ступени познания прекрасного. –Пенза. ПОИУУ, 1990.
В.Н.Садчиков, Е.Л.Ногинский. Этика. Эстетика. Пенза. ПГПУ. 1995.
Л.Н.Мешкова. Эстетика. Учебно-методическое пособие. Пенза, ПГПУ. 2000.
ТЕМА. 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ