Российские моралисты – идеалисты и реалисты

􀀣 ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЁВ (1853-1900) – русский

религиозный философ, публицист и поэт. Соловьёв рассматривал человека

как «связующее звено между божественным и природным миром».

Человеческая личность по Соловьёву – основной элемент эволюции

вселенной, цель которой - преодоление мирового зла, просветление и

одухотворение мира. Человек несовершенный, но наделённый потенцией

безграничного совершенствования, томится противоречием между поиском

абсолютной свободы и ощущением мира, где господствует механическая

причинность. Поэтому «в различении добра и зла, истины и лжи

заключается весь существенный интерес человеческой жизни».

Вслед за Кантом Соловьёв полагает, что, преодолевая инерцию

механической причинности нравственным усилием, человек приближает

себя к абсолюту, олицетворяющему полноту «истины, добра и красоты».

Основные труды Соловьёва, в которых разработаны проблемы социальной

этики и морали: «Критика отвлечённых начал» (1880), «Духовные основы

жизни» (1884), «Смысл любви» (1892), «Оправдание добра» (1897-1899),

«Три разговора» (1900).

«Исторические дела философии»

􀀣 Виссарион Григорьевич БЕЛИНСКИЙ (1811-1848) - русский

революционный демократ, литературный критик, публицист. («Люди должны

быть братья», «Зло скрывается не в человеке, а в обществе»). Соч.:

«Литературные мечтания» (1834), «Опыт системы нравственной философии»

(1836), «Идея искусства» (1841), «Руководство к познанию новой истории»

(1844) и др.

􀀢 Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) – русский писатель,

важное место, в творчестве которого занимают нравственно-философские

проблемы. Он сосредоточивается на стремлении осуществить идеал

«положительно-прекрасного» человека, ищет его художественное

воплощение. В разработанной еще французскими материалистами теории

«влияния среды» Достоевского не удовлетворяет снятие моральной

ответственности с человека, объявленного продуктом социальных условий

«фортепьянной клавишей». Взаимосвязь «обстоятельств» и нравственности не

представляется ему всеобщим законом. Корни добра и зла уходят, по мнению

Достоевского не столько в социальное устройство, сколько в человеческую

природу и глубже – в мироздание. По убеждению Достоевского человек

способен вырваться из детерминированной цели и свободно определить свою

нравственную позицию на основе верного различения добра и зла.

Человеческой природе, считает Достоевский, свойственно стремление к

«самостоятельному хотению», к свободе выбора. При этом человеком движет

или разрушительное своеволие, или чувство «восторга» перед красотой. Но

Достоевский осознает двойственность красоты и для различения в ней добра и

зла уповает только на совесть, обращенную к личностному идеалу, который

воплощен в образе Христа.

Попытки Достоевского связать гуманистический общественный идеал с

личностным совершенствованием - противоречивы. Его

этика зиждется не на познании законов действительности и не

ориентировании нравственного суждения на них, а на воле к утверждению

абсолюта. Достоевский предпочитает «оставаться со Христом, нежели с

истиной». Этические воззрения Достоевского получили освещение в его

художественном наследии («Братья Карамазовы» (1880), «Бесы» (1872),

«Идиот» (1868), «Подросток» (1875), «Преступление и наказание», в

эпистолярном наследии (в письмах), в публицистике («Физиология

Петербурга», «Записки из подполья» (1864), «Дневник писателя».

􀀢 􀀇 ПЕТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ (1823, Мелехово, Псков. Губ.-1900,

Париж) – общественно-политический деятель, член тайного общества «Земля

и воля». В Цюрихе редактировал русский революционный журнал «Вперёд!»

Его соч.: «Исторические письма» (1868-1869).

􀂗 􀀢 􀀇 Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1824- 1871) –

русский педагог-демократ. Принципы гуманистической

педагогической этики К.Д.Ушинского. К.Д Ушинский -теоретик и

практик принципов демократического воспитания.

«Во всякой науке, - учит К.Д. Ушинский, - более или менее есть

эстетический элемент, передачу которого должен иметь в виду

наставник» (См. Ушинский К.Д. Собр. соч. В 10 т.)

􀀢 􀀇 Илья Николаевич УЛЬЯНОВ и принципы его педагогической

этики.

Уважение к учителю и ученику. Стремление найти взаимопонимание между

учеником и учителем. Уважение к достоинствам учителя и ученика.

􀀢 Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910) - русский писатель-прозаик,

драматург, философ-публицист, педагог.

По мнению Л.Н. Толстого, жизнь человека наполняется нравственным

смыслом в той мере, в какой она подчиняется закону любви, понимаемому, как

ненасилие. Не отвечать злом на зло, т.е. не противляться злу насилием – таково

основное требование толстовской программы достойной жизни.

Произведения, в которых излагаются религиозно-нравственные учения Льва

Толстого разделяются на четыре цикла: исповедальный – «Исповедь», «В чем

моя вера» и др; теоретический - «Что такое религия и в чем сущность ее?»,

«Царство Божие внутри нас», «Закон насилия и закон любви» и др.;

публицистический – «Не убий», «Не могу молчать», и др.

художественный - «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»,

«Воскресение», «Отец Сергий» и др.

(См. кн.: Толстой Л.Н. В чем вера моя? // Полн. Собр. Соч. в 90 т. – М., 1957. Т.

23.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою// Ильин И.Л. Путь к очевидности. –М.,

1993. -С. 6-133.)

􀁾 Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) – русский

социалист-утопист и революционный демократ, экономист, философ,

социолог, писатель и литературный критик. Сотрудничая в жур.

«Современник» превратил его в ведущий орган крестьянской

демократии. В 1862 г. арестован и отправлен в сибирскую каторгу. С т. зр.

Чернышевского: разумный человек – «разумный эгоист» и на

благородное самопожертвование его толкает не столько чувство долга и

жертвенности, сколько личный интерес достичь или приблизится к

торжеству избранного им идеала.

Этические концепции Чернышевского изложены в соч.:

«Антроплологический принцип в философии» (1860), в ром. «Что делать?»

(1863). «Исследования о внутренних отношениях народной жизни».

􀀣 Николай Алексеевич ДОБРОЛЮБОВ (1836-1861) – русский

литературный критик и публицист, философ-материалист, революционный

демократ. Добролюбов внес много нового в разработку философии

«антропологического материализма», в материалистическое обоснование

теории морали и нравственного воспитания. Добролюбов полагал, что

путь к моральному прогрессу общества лежит через социальную

революцию, через разрушение эксплуататорского строя, державшего

массы в нищите и невежестве. Добролюбов считал при оценке поступков

человека учитывать условия, в которых он формировался и которые

диктуют ему способ поведения. Как основу морали Добролюбов

рассматривал труд и интересы народных масс. Моральным,- считал

Добролюбов, - может быть только действие во имя высоких идеалов. Он

развивал концепцию разумного эгоизма: соединение высоких

общественных идеалов с индивидуальными интересами людей.

Философско-этические концепции Н.А. Добролюбова получили

отражение в его статье: «Николай Владимирович Станкевич» (1857). «Не

того можно назвать истинно-нравственным человеком, кто только терпит

над собою веления долга, как какое-то тяжкое иго..., а именно того, кто

заботится слить (соединить) требования долга с потребностями

внутреннего существа своего, кто старается перебрать их в свою плоть и

кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы

они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли

внутреннее наслаждение», позволяли находить «в счастье других

собственное счастье». Другие работы Добролюбова по проблемам этики:

«О значении авторитета в воспитании» (1857), «Органическое развитие

человека в связи с его умственной деятельностью» (1858), «Роберт Овен и

его попытки общественных реформ» (1859).

􀀣

􀀣 СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ (16.7.1871- 13.7.1944, Париж) -

русский религиозный философ, богослов и экономист. В 1870- гг. он

выражал взгляды легальных марксистов в соч.: «Капитализм и

земледелие» (1900). В этой публикации он выступал против

универсальности теории К. Маркса. Он был членом 2-ой

Государственной думы (1907) от партии кадетов. В дальнейшем

обратился к христианской религии. В 1918 г. он принял сан священника.

С 1923 г. он в эмиграции.

􀀢 Николай Александрович БЕРДЯЕВ (1874-1948)- русский религиозный

философ, публицист. Этико-философские концепции Бердяева есть по

существу модернизация апологии христианского учения.

Бердяев принимал участие в создании программных сборников русских

идеалистов - «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи»(1909). Эти работы

названы В.И. Лениным энциклопедией либерального ренегатства

(предательства интересов революции и пролетарской борьбы).

Осн. соч.: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916),

«Философия свободного духа» (1927), «О назначении человека»(1931),

«Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники». «Опыт

эсхатологической метафизики» (1941), «Самопознание» (1949) и др.

􀁾 СЕМЁН ЛЮДВИГОВИЧ ФРАНК – русский религиозный философ и

психолог. Выступал на страницах дореволюционных сборников «Проблемы

социализма» и «Вехи». С. Франк – автор около 20 книг и сотен статей. Его

соч.: «Смысл жизни». (Берлин, 1925).

􀁾 ЕМЕЛЬЯН МИХАЙЛОВИЧ ЯРОСЛАВСКИЙ (1878 – 1943) –

советский историк и публицист, пропагандист марксистско-ленинской

теории и этики, атеист, антифашист.

Осн. Этические статьи: «О партэтике» (1925), «Мораль и быт

пролетариата в переходный период» (1926).

I.

Классовые принципы воспитания.

Светское и религиозное (конфессиональное) воспитание.

􀂗 Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)

Н.К. Крупская обосновала и развивала ленинскую идею политехнического

образования как средства формирования всесторонне развитой

личности.

􀀣 Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) – советский педагог,

писатель, занимавшийся разработкой теории и методов коммунистического

воспитания, проблем коммунистической нравственности. Макаренко

обосновал социологические принципы воспитания в коллективе, для

коллектива и через коллектив. «Воспитывает не сам воспитатель, а среда».

Проблему свободы и ответственности, воспитания инициативности

Макаренко связывал с развитием самоуправления в коллективе.

Педагогические воззрения А.С. Макаренко изложены в книгах: «Книга для

родителей»(1937), «Методика организации воспитательного процесса»

(19351936). «Цель воспитания» (1937). «О коммунистической этике» (1939).

«Воля, мужество, целеустремленность» (1939).

􀂐 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И

КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ.

􀂐

Социалистическая идеология взяла на вооружение нормативные принципы -

ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ человека, но с атеистическим.уклоном.

Воспитание по нормам и заповедям христианского вероучения,

изложенного в Библии, а принципы воспитания советского человека изложены

в Моральном кодексе строителя коммунистического общества.

СВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Воспитание норм и правил нерелигиозного этикета: терпимости к конфессиям

и уважение к истине.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Воспитание партийной дисциплины и подчинения принципам

демократического централизма или иным идеологическим догмам. И хотя

коммунисты утверждают, что марксизм не догма, а руководство к действию, но

это руководство нередко и догматично и тенденциозно. Хотя есть свои добрые

положения в Моральном кодексе коммунистического воспитания

подрастающего поколения. (Н-р. Труд есть дело чести и доблести каждого

сознательного человека. Честным трудом славен человек. От каждого по

способности, каждому по труду. Кто не работает, тот не ест. Человек человеку

– друг, товарищ и брат. Молодым везде у нас дорога, а старикам везде у нас

почёт. и др.)

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ВНЕИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Миф первый: всякое воспитание в недрах той или иной госструктуры несёт на

себе печать идеологической озабоченности в политике, СМИ, в культуре и в

системе образования и культурного просвещения.

􀀢 Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский

педагог. «Одна из причин духовной пустоты – отсутствие подлинного

чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об

окружающем мире и о самом себе». «Воспитание гражданина».

«Сердце отдаю детям». – М., 1972.

􀀢

ПЕДАГОГИ НОВАТОРЫ ПЕРЕСТРОЕЧНОЙ ВОЛНЫ

С.Н. Лучанский, Владимир Шататов, Вл. Ильин, Шалва Амонашвили,

Симон Соловейчик, Владимир Базарный, Вл. Филиппов, академик д.ф.н.

Владимир Разумный, д.м.н. Наталья Куинджи, и др.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ

ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

и др.

ИДЕАЛЫ И РЕАЛИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ,

Коммунистической (коллективизм, воспитание в коллективе, для коллектива и

через коллектив),

идеалы демократической этики (воспитание уважения к иному мнению и иной

нравственной позиции),

идеалы плюралистической этики (воспитание терпимости к многомнению).

☺􀀢􀀦􀂐􀀲☺􀂛􀀵☺􀀳􀂛􀀴☺􀀲􀂐☺􀂜􀀳􀀵☺􀀲􀂛􀀪☺􀀳􀀵􀀣􀂜☺

􀀉 Словарь ключевой терминологии. Демократия. Утопический социализм.

Научный социализм. Этика марксизма. Принципы коммунистической этики:

интернационализм, равенство, свобода, братство, демократический

централизм.

Фольклорные основы русской этики и этикета и народные мечты о счастье

общечеловеческом. (Н-р, Смысл человеческого счастья в свободном и

полезном труде. Честным трудом красен человек, ибо труд красит человека.

Труд кормит, а лень портит. Один за всех и все за одного. Гуртом

(коллективно, сообща, общиной, организованно) легче трудиться. Что не

сделает один, то сделаем вместе. Социальное счастье заключается в честном и

коллективном труде на благо общественных интересов).

􀀤􀀢􀂐 􀀲 Этические воззрения марксистов-социалистов:

Карл Маркс (1818-1883) «Капитал» «Человеческая сущность и есть истинная

общность людей»;

Фридрих Энгельс (1820-1895) – философ-марксист, друг и соратник К.

Маркса. Его соч.: «Немецкая идеология» (1846), «Анти-Дюринг»; «Положение

рабочего класса в Англии» (1845), «Людвиг Фейербах и конец немецкой

классической философии» (1886).

􀀢 Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) - русский революционный

деятель, теоретик анархизма, сторонник философии позитивизма. Взгляды

Кропоткина характеризуются механистическим и метафизическим

пониманием общественных явлений, вульгарно-натуралистическим их

истолкованием. Отрицая божественное толкование категорий

нравственности, Кропоткин трактует их сущность биологически, считает, что

добро и зло, справедливость и др. моральные проявления должны быть

объяснены из наблюдений над жизнью. Нравственность (с точки зрения

Кропоткина) призвана не сковывать самодеятельность личности и не делать

из человека «идейного автомата», а способствовать развитию личной

творческой силы и почина. Кропоткин мечтал об обществе, в котором свобода

личности не связана никакими рамками государственности. Не владея

научным пониманием взаимоотношений общества и личности при

коммунизме, Кропоткин считал, что анархизм и коммунизм не противоречат, а

дополняют друг друга. Нравственные начала анархизма Кропоткин

усматривал в принципе равенства (каждый должен обращаться с другими так

же, как он желает, чтобы обращались с ним) и активности (избытке

жизненности).

Этот «избыток сил, любви, разума и энергии» Кропоткин призывал отдавать

на счастье др. людей, в этом он видел высшее личное счастье.

Осн. этические сочинения Кропоткина: «Этика» (т.1, 1922), «Нравственные

начала анархизма» (1904, рус. перевод 1907), «Анархия, ее философия и

идеал»(1896, рус. перевод 1900), «Взаимная помощь как фактор эволюции»

(рус. перевод 1907).

Георгий Валентинович ПЛЕХАНОВ (1856-1918) «Очерки по истории

марксизма» (1896), «О так называемых религиозных исканиях в России»

(1915), «Н. Г. Чернышевский».

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) – теоретик марксизма,

основоположник его нового этапа ленинизма, вождь Коммунистической

партии и международного коммунистического движения, основатель

Советского государства. Ленин разработал проблему дисциплины труда в

условиях социалистического общества, где не будет место палке и унижению

личности, но где будет место товарищеского взаимоуважения,

самостоятельности и трудового энтузиазма.

Ленин - автор идеологических работ: «Что такое «друзья народа» и как они

воюют против социал-демократов?», «Материализм и империокритицизм»,

«Великий почин», «Государство и революция», «Лучше меньше, да лучше»,

«Шаг вперед два шага назад», «Герои оговорочки», «Лев Толстой как зеркало

русской революции» и др.

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) – советский партийный и

государственный деятель, педагог и теоретик коммунистического воспитания.

В своих педагогических соч. (т.1-10. 1957-1963) она раскрывает связь

нравственного воспитания с трудовым, этического с эстетическим

воспитанием, рассматривала коллектив в качестве необходимой среды для

развития у человека чувства ответственности за совершаемые поступки.

Иосиф Виссарионович Сталин (н.ф. Джугашвили) (21.12.1879 -5.3.

1953) – генеральный секретарь ЦК КПСС, Верховный главком вооруженных

сил СССР.

􀁺􀂂 Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) – советский

общественный и государственный деятель, теоретик и пропагандист

марксизма в т.ч. марксистской философии и этики. Еще в работах

дореволюционного периода он подверг критике этические идеи русских

идеалистов (Бердяева, Шестова, С.Н. Булгакова, Иванова-Разумника и др.),

вскрыл несостоятельность их утверждений о том, что марксизм якобы

игнорирует нравственные проблемы человеческой личности. Осн. соч.

Луначарского по проблемам марксистской этики: «Идеализм и материализм.

Культура буржуазная и пролетарская» (1923), «Наука, искусство, религия»

(1923), «Мораль и свобода»(1923), «Мораль с марксистской точки зрения»

(1925), «Воспитание нового человека» (1928).

􀁺 Воцлав Воцлавич Воровский;

􀁺 Михаил Иванович Калинин (1875-1946) и его труды по вопросам

морали «Борьба за нового человека»(1828), «О коммунистическом

воспитании»(1940), «О моральном облике нашего народа»(1945);

􀁺 Михаил Андреевич Суслов - ведущий идеолог партийно-

политической работы ЦК КПСС в СССР.

􀂐 Коммунистическая нравственность, высоко ставя достоинство

человеческой личности, считает вполне законной гордость людей за свои

достижения, за свой труд, за свой народ. Однако коммунистическая

нравственность считает недопустимым чрезмерное возвеличивание

отдельной личности, при котором утрачивается критическое отношение к

себе и гордость переходит в самодовольство, чванство, высокомерие,

пренебрежительное отношение к др. людям. Разумная гордость требует от

людей скромности и соблюдения приличий, когда речь идет о признании

своих заслуг.

􀂐 КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ - мораль,

формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие

условиям коммунистической общественно-экономической формации; высшая

ступень в развитии морали человечества. Коммунистическая нравственность

синтезирует достижения моральной культуры прошлых столетий и

одновременно несет в себе принципиально новое содержание, отражая

качественно иные законы жизни в условиях социалистического и

коммунистического общества.

􀂘 Научно-философская этика в России.

Этика диалектических принципов социального развития на принципах

марксистско-ленинской этики

Этика интернационального сотрудничества и общежития.

Этика социально-экономической и интеллектуальной интеграции.

Этика плюралистических исканий рубежа тысячелетий.

Особенности эволюции этической мысли второй половины ХХ века и

начала ХХI века.

ЛИТЕРАТУРА

А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика. Учебник. –М.: Гардарика, 1998. –472.

Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона, - 4-е изд. –М.: Политиздат, 1981. – 1981.

– 430 с.

􀀣􀀢 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 􀀢􀀣

Вариант «А»

1. Этические представления о смысле человеческой жизни в процессе

эволюции общественного сознания.

2. Слагаемые авторитета, имиджа, рейтинга человека и его дел в плоскости

личностного и общественного мнения.

3. Причины и мотивы личностной жадности и альтруизма в процессе

эволюции человека и общества.

4. Причины и мотивы личностной филантропии и мизантропии в системе

социальных отношений.

5. Истоки и причины порождения добра и зла в системе общественных

отношений.

6. Богатство и своеобразие христианской православной морали.

7. Особенности и своеобразие христианско-этических учений католицизма,

православия, протестантизма.

8. Своеобразие десяти заповедей в трактовке Ветхого Завета (Моисей) и

Нового Завета (Иисус Христос и его ученики).

9. Этическое своеобразие учений Будды – буддизма.

10. Философско-этическое своеобразие учений индуизма. (Веды. Ригведы.

Аюрведы. Самоведы и др. источники индуизма).

11. Философско-этическое своеобразие учений Конфуция (Конфуцианство).

12. Философско-этическое своеобразие учений Лао-Цзы (Даосизм).

13. Философско-этическое учение о морали в исламе (мусульманстве).

Нравственные заповеди Мухаммада, изложенные в «Коране».

13. Истоки и своеобразие первобытной этики.

14. Языческие представления о морали в античном мире в Древнем Египте,

Междуречье, Др. Греции, Др. Риме (по выбору студента).

15. Особенности и своеобразие русского «Домостроя».

16. «Юности честное зерцало» – свод норм дворянского этикета времен Петра

I.

17. Рыцарская этика и этикет.

18. Наука и нравственность. «Гений и злодейство» совместимы ли?

19. Рациональная польза объективной критики и самокритики.

20. В чем сила и слабость «Нравственных начал анархизма» в учении

Петра Алексеевича Кропоткина.

21. Легализм и формализм в социально-личностном восприятии и отражении

этических категорий: чести, достоинства, чувства долга и др.

22. Принципы марксистской этики.

23. Сильные и слабые стороны буржуазной этики.

24. Этика управления и самоуправления.

25. Этика самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

26. Мужество и малодушие как выбор нравственной позиции личности.

27. Правда и истина как ориентир познания и оценки значимых явлений

объективного мира.

28. Автономная этика: истоки, особенности, ресурсы, перспективы.

29. Брачно-семейная мораль.

30. Профессиональная этика.

31. Теория и практика моральной доброты

32. Мораль и право.

33. Мораль и религия.

34. Мораль и политика.

35. Мотивация нравственной деятельности личности.

36. Мужество – специфически волевое свойство личности.

37. Полезные и вредные привычки.

38. Прогресс нравственный: его мотивы, причины, стимулы, реалии и

ориентиры.

39. Слагаемые морального решения. Моральное решение и культура чувств

личности.

40. Самообладание и нравственная сила воли.

ВАРИАНТ «Б»

1. Допустимая и недопустимая самоотверженность.

2. Нравственная самооценка личности.

3. Этика самосовершенствования личности.

4. Личностный имидж или совершенствование личностного самосознания.

5. Свобода нравственная и свобода воли личности и общества.

6. Позитив и негатив символической теории ценностей.

7. Оптимизм и пессимизм, скептицизм.

8. Позитивные и негативные склонности и привычки.

9. Скромность: её истоки, мотивы, своеобразие. Полезная и вредная

скромность.

10. Скупость.

11. Смелость.

12. Смерть как философско-этическая категория.

13. Смирение.

14. Смысл жизни.

15. Совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль.

16. Этические принципы сознание.

17. Этические идеалы, нормы (правила поведения) и исключения.

18. Коллективизм и солидарность.

19. Соревновательность и состязательность без зависти, без злобы, без гнева,

без пристрастия – путь к социально-этическому совершенствованию

личности и общества.

20. Милосердие, сострадание, сочувствие, гуманизм как основы постижения и

формирование принципов заповеди: «Возлюби ближнего своего как

самого себя».

21. Этическое познание и коррекция личностного страха.

22. Стыд его причины, разновидности и формы проявлений.

23. Стиль жизни.

24. Стоицизм.

25. Моральное суждение.

26. Счастье в узком и широком толковании этого понятия.

27. Филантропия и мизантропия.

28. Социально-личностный альтруизм (бескорыстие) и корысть.

29. Социальные пороки: цинизм, чванство, ханжество, фарисейство и др.

Распознание пороков и этические формы (приёмы) противостояния им.

30. Позитив и негатив честолюбия.

31. Эвдемонизм и фелицитология.

32. Этика и экология. Экологическая этика.

33. Честь и честолюбие.

34. Этика зкзистенциализма

35. Эгоизм и теория эгоизма.

36. Этика и педагогика.

37. Этика и психология.

38. Этика и социология.

39. Этикет. Особенности эволюции этикета. Формы типы и виды этикета.

40. Этика и право.

􀀢􀀣􀃡 􀀩 􀀉 􀀨 􀀗 􀀝 􀀌 􀀋 􀀝 􀀞 􀀚 􀀘 􀀖 􀀟 􀀠 􀀢 􀀣

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

АВТОРИТЕТ (лат. Autoritas – власть, влияние) – уважительное отношение к

людям, организациям, государствам, религиям, достигшим, той или иной

степени авторитета, уважения.

АВТОРИТОРИЗМ – (лат. Autoritas - власть, признание) – одна из форм

догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных

требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что

высшим ее требованием является указание на мнение авторитетного лица.

Авториторизм бывает: семейный, внутриколлективный, религиозный

(конфессиональный), административно-светский, командно-военный,

политический (режимно-диктаторский), уголовно-криминальный и др.

АВТОНОМНАЯ (греч. autos - сам и nomos - закон) ЭТИКА –

тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее

собственных законов, придает им самодовлеющий смысл. Автономная

этика противостоит ГЕТЕРОНОМНОЙ этике (греч. Heteros - иной),

объясняющей нравственнность исходя из внешнего по отношению к ней

начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм,

эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет

произвольный характер и выводится соответственно из понятий

наслаждения, счастья, пользы.

АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность и logos – учение) – теория,

рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

АЛЬТРУИЗМ (фр. Altruisme от лат. Alter - другой) – моральный принцип

предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное

служение ближнему, готовность пожертвовать своими интересами в пользу

интересов др. людей.

АМОРАЛИЗМ - нигилистическое, пренебрежительное отношение к

общественным интересам, нормам морали. Аморализм проявляется в форме

цинизма, пошлости, хамства, человеконенавистничества.

АПАТИЯ (греч. apatheia – бесстрастие) – аскетически или стоически

невозмутимо спокойное, ровное, бесстрастное почти равнодушное отношение

к кому-либо или к чему-либо. Бывают и болезненные формы апатии.

АСКЕТИЗМ (греч. askeo – упражняться) – моральный принцип,

предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и

наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-

либо целей или нравственного самосовершенствования.

АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia - невозмутимость) – категория древнегреческой

этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости,

душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен

стремиться к атараксии, дающей условия для непредвзятых размышлений.

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon должное и logos - учение; наука о должном) -

раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще

предписаний должного. В отличие от Аксиологии Деонтология изучает

теорию долга и должного. Термин «деонтология» введен в научный оборот

Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в

целом. Этот термин используют для обозначения и отличия аксиологических

понятий о добре и зле и др. категорий этики.

БЛАГО – моральная ценность, добро.

БЛАГОДЕЯНИЕ – доброе, полезное, нравственно ценное деяние.

БЛАГОРОДСТВО – 1. Рождение от благордных родителей.

2. Благородство – совершение благородных (некорыстных), добрых, морально

ценных и полезных деяний.

ВЕЖЛИВОСТЬ – воспитанность, соблюдение норм и культуры поведения.

ВЕЛИКОДУШИЕ – доброта, милосердие, разумная щедрость и любовь к

людям, достойным милосердия и великодушия. Великодущие бывает по

прихоти, по настроению и как христианская жизненная позиция

правеверных.

ВЕРНОСТЬ – преданность любимому человеку, делу, идеалам, отечеству.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. Voluntas - воля) – крайняя степень понимания

нравственной свободы воли и нравов в общении с подчиненными.

Управленческий волюнтаризм – диктаторство и самадурство.

Исполнительский волюнтаризм - анархия, необузданность, вседозволенность,

непредсказуемая дикость.

ВЫДЕРЖКА – самообладание, стоицизм, стойкость, разумная саморегуляция.

ВЫСОКОМЕРИЕ – отрицательное качество, включающее в себя такие пороки

как: кичливость, надменность, эгоизм, чванство, помпа.

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone –наслаждени) – способ обоснования морали

человеческой тяги наслаждениям в жизни и истолкования их природы и

целей.

ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА - особая отрасль этической науки, которая

занимается социологическим и историческим анализом морали того или

иного общества.

Дескриптивная этика изучает практикуемые обычаи, нравы, традиции того

или иного этноса.

ДЗЭН – японско-буддистское учение о сосредоточенном созерцании внешнего

и внутреннего мира красоты, истины путем релаксации, и вдумчиво-

молчаливых медитаций.

Японское учение ДЗЭН соответствует китайскому учению ЧАНЬ.

ДОВЕРИЕ – отношение к действиям другого лица и к нему самому

(соучастнику по договору, руководителю, другу), которое основывается на

убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

Противоположностью доверия является недоверие. Доверие – тяжкий

моральный поступок, потому что коварные люди способны на коварное

вероломство.

ЕДИНСТВО СЛОВА И ДЕЛА - общественный и моральный принцип,

обобщенно выражающий общечеловеческую, нравственную норму, моральное

требование верности слову.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - направленность жизнедеятельности личности с

т. з. осознанное восприятие и отражение нравственных идеалов, воззрений,

убеждений и осознанных ориентиров. Активной жизненной позиции

противостоит пассивная жизненная позиция. Когда человек встает на точку

зрения стороннего, нейтрального наблюдателя, руководствуясь принципом

«Моя хата с краю». В моральном смысле такая пассивность тождественная

равнодушию.

ЗАПОВЕДЬ - нравственная норма, представленная в моральном сознании в

виде повеления, исходящего от к. л. авторитетного лица.

ИДЕЙНОСТЬ - моральное качество, характеризующее одну из важнейших

сторон нравственного самосознания и жизнедеятельности личности.

Идейность – приверженность человека или группы, коллектива, общества

определенной идее, исходя из которой они совершают свои поступки и

служению которой посвящается их жизнь. Н-р, служение коммунистическим

идеалам. Идейность осуждает фанатизм, лицемерие и цинизм.

ИЗМЕНА - нарушение верности общему делу, узам солидарности,

товарищества, любви.

ИМПЕРАТИВНАЯ ЭТИКА (НЕОПОЗИТИВИЗМ - греч. neo -новый и лат.

positivus - положительный) – изучение и развитие идеалов морального языка

и речи с целью формирования культуры позитивных общений.

Представители неопозитивизма 1920-х-1930-х гг. в США – Ч.Стивенсон,

Р.Карнап, Г.Райхенбах; в Англии А.Айер, Б.Рассел и др.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (социалистический) (лат. Inter- между и natio-

народ) – международное единство трудящихся в борьбе за уничтожение

капиталистического строя и построение коммунистического общества,

основанное на солидарности интересов честных тружеников всех стран и

народов.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. I - отрицание и racio rationalis - разумности)-

методологический принцип истолкования природы нравственности,

характерный для ряда буржуазных теорий морали. Элементы морали

иррационализма можно найти в суждениях Кьеркегора, Шопенгауэра и др.

ученых.

ИСКРЕННОСТЬ - нравственное качество убеждений и деяний личности.

Это выражается в том, что личность верит в правильность своей веры и

действий. Искренний человек характеризуется откровенностью, честностью,

благородством суждений и поступков.

ИСКУПЛЕНИЕ – снятие вины с себя или с др. человека. Искупление может

быть полным или частичным. Искупление вины может быть светским

(судебная реабилитация, амнистия) или религиозным (покаяние и отпущение

грехов).

КАРЬЕРИЗМ (фр. Carriere – бег) - отрицательное __________моральное качество,

характеризующее поведение и личность человека, который подчиняет всю

свою общественную деятельность цели продвижения по службе

(Честолюбие). Карьерист готов выполнять предъявляемые к нему

требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его

личного положения. Карьеризм – одно из выражений эгоизма в сфере

служебной деятельности. Карьеризм возник на базе социальной и

бюрократической иерархии общества, развивающейся в условиях

социального неравенства. Для карьериста жизненным принципом является

не служение общественным интересам на основе коммунистической

сознательности, а лишь внешняя демонстрация своей приверженности

указаниям официальных инстанций. Карьерист отличается крайней

беспринципностью, оппортунизмом, приспособленчеством к ситуациям. Он с

легкостью меняет убеждения в зависимости от ситуации.

КЛЕВЕТА - один из видов вероломства, ложное обвинение др., обычно

совершаемое умышленно, ради эгоистических, корыстных интересов.

КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА (лат.cosequentia – последствия) – этические

теории, в которых моральное значение поступков устанавливается в

зависимости от последствий, к которым они приводят. К такого рода

теориям относятся утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, аксиологический

интуитивизм.

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭТИКА (лат.- contextus – связь, соединение) – термин,

употребляемый для обозначений этический теорий, в которых центральной

моральной проблемой считается выбор человеком решения в зависимости

от конкретной ситуации (контекста) и в связи с этим принижается значение

общих принципов и норм нравственности. Контекстуальная этика определяет

и оценивает моральное учение экзистенциализма, неопротестантизма и др.

учений. Контекстуальная этика – выражение крайнего релятивизма

(относительности) и иррационализма в этике.

КОРЫСТОЛЮБИЕ – отрицательное моральное качество, характеризующееся

завистью, жадностью стремлением к обогащению, как правило, за чужой счет.

КОСНОСТЬ – моральное качество, характеризующее рабскую

приверженность человека к отжившим привычкам, традициям, неспособность

воспринимать и поддерживать новое, прогрессивное, диктуемое актуальными

потребностями современности. Косные люди –догматики, ибо они лишены

чувства нового, передового.

ЛЕГАЛИЗМ (лат. Legalis –законный) – этическое поведение, которое лишь

внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не

отвечает подлинному духу нравственности (формализм).

ЛИЧНОСТЬ (моральная) – субъект нравственной деятельности. Человек

становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои

действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и

значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать

решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно

оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

МАЛОДУШИЕ - отрицательное качество морали, характеризующее

слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и

провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за

опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные

последствия из страха перед трудностями или неверия в собственные

силы. Малодушию противостоят положительные качества личности:

мужество, смелость, отвага, храбрость.

МЕСТЬ - действие представляющее собой акт расплаты за причиненное

человеку в прошлом зло, осуществляемое по принципу «Око за око, зуб за

зуб». Месть – недопустимый, противоправный акт действий, который осуждает

в заповедях «НОВОГО ЗАВЕТА». Но если НОВЫЙ ЗАВЕТ призывает к

пассивному смирению и прощению обидчиков, то этика и юриспруденция

предлагают цивилизованным, нравственным и законным путем решать

конфликтные ситуации.

МЕТАЭТИКА - понятие, введенное неопозитивизмом для обозначения

философской теории морали, взятой в противоположность нормативной

этике отвлеченно от моральных проблем. Сфера метаэтики с т. зр.

неопозитивистов, должна быть ограничена анализом логики морального

языка, пояснением значения моральных терминов и суждений (язык

морали).

МОРАЛИЗИРОВАНИЕ – оценка тех или иных общественных явлений,

основанная не на анализе объективных закономерностей, а на абстрактных

идеалах и пожеланиях.

МОТИВ (лат. moveo – приводить в движение, толкать) – внутреннее,

субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная

заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий –

стимул, намерение, цель, относящихся к идеальной стороне поступка. Мотив

является основанием поступка.

ПОДВИГ – общественно полезный героический поступок, требующий от

человека предельного напряжения воли, сил для преодоления трудностей.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ – нравственно-воспитательная функция

педагогического воздействия на личность с целью воспитания осознанно

нравственных норм поведения.

ПОШЛОСТЬ – вульгарное мышление и поведение, принижающее

достоинство личности.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma – действие, практика) – направление

практической пользы в философии и морали США начала ХХ в.

Философские основы прагматизма заложил У.Джемс. Он сформулировал два

исходных принципа: добро есть то, что отвечает к. л. потребности; каждая

моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует

совершенно нового решения.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО – нарушение верности идеалам, нравственным нормам

общего дела, измена моральным и материальным интересам класса, партии,

отечества, семьи. Предательство - это преступление.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - понятие морального сознания, характеризующее

проступок, с т. зр. меры, в какой он нарушает требования нравственности.

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ (лат. principium – основание, первоначало) –

положительное нравственное качество, позитивно характеризующее

личность и её действия.

ПРОБАБИЛИЗМ (лат. probabililis- вероятный) - способ осуждения

беспринципности идеями скептицизма. Иногда пробабилизм выступает как

способ оправдания нравственно недопустимых и даже преступных действий

под тем предлогом, что об их подлинном смысле и последствиях не знали

или не могли знать. В целом пробабилизм является оправданием

антигуманистической морали господствующего класса в антагонистическом

обществе.

ПУРИТАНТСТВО (англ. puritan, puritas - чистота) – культурный образ

жизни: без вредных привычек, без брани, без пошлости, без моральной

распущенности.

РЕВНОСТЬ – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам,

достоянию или популярности др. лица. Ревность проявляется в системе

семейно-брачных отношений. Крайняя степень ревности – пережиток

архаической морали.

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus - относительный) – относительный,

колебательный, нестабильный метод толкований этико-философских

понятий.

РЕПУТАЦИЯ (лат. reputatio - обдумывание, размышление) – сложившееся у

окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека

(коллектива).

САМОВОСПИТАНИЕ - самоформирование, самосовершенствование,

саморазвитие, самоулучшение, самоконтроль, самокоррекция.

САМОЛЮБИЕ (см. эгоизм) – порочное качество, в котором наблюдается:

чрезмерное честолюбие, крайняя степень гордости (горделивость, кичливость,

высокомерие).

САНКЦИЯ (моральная) (лат. Sanctio – непреложный закон) – подтверждение

нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже

совершённых поступков людей, а также общественных явлений.

СВОБОДА ВОЛИ – философская категория; способность человека

самостоятельно делать нравственный выбор и нести за него ответственность.

Свобода воли ассоциируется с понятием нравственная самодеятельность

личности.

СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ является показателем выражения

подлинной человеческой сущности.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ – современная буржуазная

аксиологическая концепция, сторонники которой рассматривают систему

ценностей как создаваемый человеком особый символический мир. В

основе символической теории ценностей лежит представление о человеке

как о «символическом животном», открывающем новую сферу реальности и

преобразующем своё бытие в соответствии с символической структурой,

поскольку он «живёт в мире символов, а не вещей».

СКЕПТИЦИЗМ (греч. Skeptikos - разглядывающий, расследующий) -

моральное воззрение на человека, так или иначе принижающее его моральные

возможности, отрицающее его нравственную дееспособность.

СКЛОННОСТИ - одна из сторон духовного облика личности (наряду с

убеждениями, привычками, чувствами); психологическая способность

человека совершать нравственные поступки без самопринуждения, по

внутренней потребности, не только из чувства долга, а по личному желанию,

когда выполнение морального требования становится собственным

интересом личности.

СКУПОСТЬ – моральное качество, близкое понятиям, как: жадность,

скряжничество, скопидомство, ростовщичество.

СМЕЛОСТЬ – позитивное моральное качество, близкое таким понятиям как:

мужество, отвага, бесстрашие, добрая дерзость, самоотверженность. Смелость

героя зовёт на подвиг.

СТИЛЬ ЖИЗНИ - устойчивые и воспроизводимые черты общения,

проявляющиеся в бытовом укладе, в манерах поведения, в следовании тому

или иному направлению моды, в привычках, в склонностях, свойственных

к.л. человеку.

СТОИЦИЗМ – философско-этическое учение, возникшее в Древней Греции в

конце IV в. До н. э. в учнениях Зенона, в Риме в первые века н.э. в учениях

Сенеки, Эпиктета, Аврелия и др.

По мнению стоиков в мире господствует рок и фатальная необходимость,

установленная богом. Поэтому необходима полная покорность Богу, року и

пассивное принятие судьбы, отрешенность от земных страстей и

чувственных влечений. Познание мира должно происходить через

созерцание своего внутреннего мира. Этот душевный настрой – путь к

подлинному счастью – эвдемонизму. Идеи стоической морали позже были

восприняты христианством (Грех, фатализм, эсхатология, терпимость,

смирение, покорность судьбе, постничество, аскетизм и т.д.)

СТРАХ – кратковременная эмоция или устойчивое чувство опасности,

переживаемое человеком осознанно или неосознанно. Страх бывает

гнетущим и не гнетущим, кратковременным и долговременным, паническим,

неожиданным и т.д. Страх – это защитная реакция сознания и всего организма

на те или иные опасные явления среды и обстоятельств. Человек должен

избавляться от комплексов и фобий страха, но разумная доля здорового

страха огня, высоты, скорости полезна для самосохранения личности.

СТЫД - моральное чувство стеснительности, ущербности, неуместности тех

или иных действий, мыслей и т.д. Человек может стыдиться своей бедности,

глупости, аморальных поступков, попирающих интересы общества и

отдельных людей.

ТАБУ (полинезийское слово – запрет) – религиозный или светский запрет

каких-либо действий, высказываний суждений под угрозой наказания. Табу

- самая древняя форма нравственности.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА – этика, опирающаяся на нормы и догмы того

или иного религиозного вероучения.

ТЕОДИЦЕЯ (греч. Theos – Бог и dike- право, справедливость) – оправдание

Бога в отношении допускаемого им зла на земле.

С т.з. материалистов- атеистов, теодицея - это форма идеологического

обмана масс в эксплуататорском обществе, что бы придать формам

эксплуатации некий божественный, «высший смысл».

ФАНАТИЗМ (лат. fanaticus – исступлённный) - некритическая

приверженность ошибочным учениям.

ФАТАЛИЗМ (лат. fatum – рок, судьба, fatalis – роковой, неотвратимый).

ФЕЛИЦИТОЛОГИЯ (лат. Felicitas - счастье) – учение о достижении

счастья, которое пытаются создать некоторые буржуазные теоретики-

непозитивисты (О. Нейрат и др.).

ФЕТИШИЗМ (фр. Heitico - волшебство) – в морали это совокупность

ложных представлений о природе нравственных ценностей. Фетишизм –

«обожествление», придание сверхъестественного характера людям, учениям и

явлениям. Фетишизм – сотворение кумиров для очарований, восторгов и

поклонений.

ФИЛАНТРОПИЯ (греч. philantropia – человеколюбие) - благотворительность

__________как форма проявления гуманизма.

ФОРМАЛИЗМ (лат. Forma- наружный вид, внешнее очертание) –

методологический принцип, лежащий в основе субъективных концепций, как

правило, буржуазного толка.

ФРЕЙДИЗМ – субъективно-идеалистическое учение о природе человека,

идеями которого проникнуты многие гуманитарные и общественные науки

Запада. Создатель фрейдизма австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (

1856- 1939). Он разработал психоанализ как метод лечения психических

заболеваний. Позже методы и приёмы психоанализа получили

распространение в педагогике, социологии, философии, этике, антропологии,

литературе, публицистике и иных сферах общественных отношений.

Первичным элементом внутреннего мира человека Фрейд считает

непознаваемое (ОНО, бессознательное), которое действует как

ненаправленная энергия, но обретает направленность в удовольствиях (секс,

пища, тепло) в агрессии и т.д. Главная черта неофрейдизма (америк.

представитель Эрих Фромм (1900-1980) – освободить психоанализ от

крайностей биологизма.

ХАНЖЕСТВО - отрицательное моральное качество, проявляющееся в таких

социальных пороках как: лицемерие, фарисейство, эгоизм, надменность,

пошлость.

ЦИНИЗМ (греч. Kynosarges – название холма в Афинах, где происходило

обучение и дискуссии философов) - моральное качество, характеризующее

презрительное отношение к культуре общества, к его духовным, и в

особенности нравственным, ценностям. Школа циников (киников) основана

философом Антисфеном в IV в. до н. э. Наиболее оголтелый цинизм

проявляется в реакционных формах таких как: фашизм, расизм, нацизм,

шовинизм и др.

ЧВАНСТВО – отрицательное моральное качество, выражающееся в

высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту; в пренебрежении к

культурным ценностям прошлого или др. народов.

ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВО - мизантропия, расовый антагонизм,

принцип аморального поведения. Человеконенавистничество проявляется в

идеологии и практике нацистов, фашистов, расистов, шовинистов,

националистов, вахобитов и др. извращенцев социальной морали.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – позитивное моральное качество: гуманизм, милосердие,

добродушие, забота о человеке.

ЧЕСТНОСТЬ - позитивное моральное качество, которое включает в себя

понятие верности правде, нравственным принципам. Честность осуждает

лицемерие.

ЧЕСТОЛЮБИЕ - тщеславие, порок. Но если трактовать честолюбие, как

любовь к достоинствам личной чести и чести других людей (но без эгоизма),

то в таком честолюбии ничего тщеславного не будет.

ЧУВСТВА (моральные) – эмоциональная сторона духовной деятельности

личности. Человек – это устойчивое условно-рефлекторное образование, в

сознании которого проявляются чувства: любви, ненависти, доверия,

сочувствия, сострадания, ревности, зависти, гордости, самолюбования,

тщеславия, целомудрия и др.

ЧУТКОСТЬ – позитивное моральное качество, характеризующееся заботой о

ком-либо существу.

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. Eudaimonia - счастье) - способ обоснования морали и

истолкования её природы и целей.

ЭГОИЗМ (лат. ego - я) – себялюбие; жизненный принцип и моральное

качество, характеризующие человека с т. зр. Его отношения к обществу и

др. людям.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. exsistentia - существование) - моральная

философия буржуазно - этического иррационализма. Экзистенциализм

наследует идеи философии жизни (Ницше, В.Дильтея, А.Шопенгауэра и др.),

философии феноменологии (Э.Гуссерль); большое влияние на его

представителей оказали воззрения Кьеркегора и Достоевского.

Экзистенциализм сформировался как идейно-философское течение в начале

1920-х г. в Германии и перед второй мировой войной во Франции. В

настоящее время идеи экзистенциализма распространены также в США, где

их развивают в первую очередь теологи-неоортодоксы (Неопротестантизм),

и в др. капиталистических странах. Экзистенциализм не представляет собой

единой школы. Различаются две ветви экзистенциализма - атеистическая

(Хайдеггер, Сартр, Камю, С. Де Бовуар) и религиозная (Ясперс, Марсель,

М.Бубер, Бердяев, Лев Шестов). Различны не только теоретические, но и

социально-политические позиции экзистенциалистов.

Центральная проблема экзистенциалистов - положение личности в мире.

Анализируя структуру существования (экзистенции) личности, теоретики

экзистенциализма верно подмечают, характерные черты жизни человека в

обществе монополистического капитализма - его обезличенность, утрату им

свободы и индивидуальности (конформизм), понимания смысла жизни,

одиночество, разобщённость людей и т.п. В рамках философии

экзистенциализма они пытаются найти выход из того морального кризиса, в

который завёл общество капитализм, породив чудовищные формы

отчуждения. Этот выход экзистенциалисты видят не в преобразовании

социальных условий, а в способности индивида преодолеть (прежде всего

через отношение к богу, к ничто, к смерти) своё «неистинное»,

«Неподлинное» существование и обрести свойственную только ему

экзистенцию. Природа человека, способ его бытия и духовный облик

исторически и социально обусловлены, формируются в процессе

материально-практической деятельности. Преодоление враждебных человеку

условий, обретение им своей настоящей сущности и свободы возможны

только путём революционного переустройства общественной жизни. С т. зр.

экзистенциалистов человек должен быть свободен только в сфере своих

духовно-личностных устремлений. Понимаемая таким образом свобода есть

лишь иллюзия. Такая свобода оказывается не господством человека над

условиями жизни, а подчинением им, означает уход от действительности в

свои интимные переживания.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА – морально-правовая этика, определяющая

мировоззренческие принципы и нормы взаимообщения человека, и природы,

включая программы эксплуатации природных ресурсов. Соч.: Д. Козловский

«Экологическая и эволюционная этика» (1974), Г. Киефер «Биоэтика» (1979),

а также этика философов Римского клуба и западных учёных.

ЭПИКУРЕИЗМ - нравственно-философское учение о блаженстве, о пользе

разумных удовольствий, приносящих счастье человеку не во вред другим

людям. На базе эпикуреизма развилось учение о гедонизма (о духовно-

интеллектуальных и плотских наслаждениях).

ЭСХАТОЛОГИЯ –(или эшатология - греч. Eschatos - последний и logos -

учение) – религиозное учение о конечной судьбе мира. Согласно

христианской догматике, история человечества складывается из моментов

теологической эволюции человека и человечества, которые получают

наказание за грехи, за гордость и нарушение иных десяти заповедей.

ТЕСТЫ

ЗАЧЁТЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Часть 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: