Личной профессиональной перспективы - ЛПП [45]:
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3. Когда в России жизнь станет лучше?
4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву)... После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс - у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий - это совсем неплохо!).
5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20-30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?
7. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).
8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать...
9. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе...
Приводим в качестве примера ответы на некоторые вопросы (учащиеся 9-11 классов городов Москвы и Мирный, 1994 год - эпоха “демократических реформ”, поддерживаемых “лучшими слоями” театрально-эстрадной и “застольной” интеллигенции):
1-й вопрос - стоит ли в наше время честно трудиться? - Типичные ответы: “В наше время стоит трудиться на 50% честно и на 50% каким-либо другим путем, чтобы не жить в нужде”; “Не стоит: в нашей жизни, в наше время лучше “вертеться”, сейчас никто честно не работает”; “Да, стоит честно трудиться, потому что пришло другое время перемен, где каждый сам за себя... “; “Нет, труд из человека сделал обезьяну... “.
3-й вопрос - когда в России жизнь станет лучше? - Типичные ответы: “Никогда. Её надо ждать и ждать, а с нашими руководителями ничего не получится”; “Жизнь должна улучшиться, стабилизироваться примерно через 10 лет”; “Через 3 года она станет ещё хуже... “; “Сейчас живем достаточно хорошо, но чегота (сказано автором ответа - Н.П.) все-равно нехватает (автор ответа сказал - Н.П.), надо еще пару лет... “; “Лет через 10, а пока нет культуры... “.
8-й вопрос - самые неприятные моменты, связанные с будущей работой и учебой. - Типичные ответы: 1) профессия - психолог: “нервное напряжение”; учебное заведение - Московский институт международных отношений (?): “много лет учебы”... 2) профессия - менеджер: “мало времени на личную жизнь...”; заведение - РГГУ, факультет управления: “сложно поступить, слишком “натянутая атмосфера”, обучение старого образца”...
Примечательно, что на явно провокационный 2-й вопрос - стоит ли учиться после школы? - практически 100% ответили утвердительно, хотя обратных примеров в окружающей жизни очень много и вся государственная политика направлена на то, чтобы сокращать число высококвалифицированных специалистов (в России, мол, “слишком много инженеров в расчете на 1000 жителей”...). Вероятно, не так уж плохи и глупы наши подростки, как считают (или хотят считать) некоторые рафинированные “застольные” интеллектуалы и “борцы за права человека в России”.






