Занятость населения и политика на рынке труда

В РБ последовательно осуществляется пе­реход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население. Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и без­работные, зарегистрированные в органах государственной служ­бы занятости. К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми эко­номической деятельностью или безработными. Это та часть жителей страны, которая не входит в состав рабочей силы, вклю­чая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. К занятым в экономике относятся лица, работающие напредприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельности и самозанятое население.

Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2003 г. Произошли существенные изменения в структуре занятости. Доля заня­тых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельный вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился.

Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктив­ной занятости и создание условий для более полной реализа­ции трудового потенциала общества в соответствии с профес­сиональными возможностями каждого человека.

Важнейшей задачей миграционной политики является оптими­зация межгосударственных перемещений населения на основе сочетания государственных и личных интересов граждан: по­вышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции с учетом потребностей социально-экономического развития отдельных регионов страны, необходимости сохране­ния демографического потенциала сельской местности. В об­ласти внешней миграции политика государства должна быть на­правлена на совершенствование миграционного законодательс­тва и выполнение международных договоров и соглашений.

40. Научный потенциал, его характеристики. Понятие науки.

Научный потенциал опр-ется как совок-сть ресурсов и условий осущ-ния научных исследований. Научно-технический потенциал — это совок-сть ресурсов и условий осущ-ния прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опыт-технологические работы. Инновационный потенциал — это совок-сть всех видов ресурсов и усл. обеспечения практического освоения рез-тов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии. Все эти потенциалы являются взаимосвязанными и дополняю­щими друг друга звеньями единого инновационного цикла.

В республике 295 организаций и предприятий выполняют НИОКР, в них задействовано около 30 тыс. работников. Основ­ная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Белару­си, Министерстве промышленности, Министерстве образова­ния, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников и 85 % внутренних текущих затрат на науку.

Традиционно научные организации делятся на три основ­ные сферы, представляющие относительно обособленные эле­менты в научной системе: академическую, вузовскую, отрасле­вую науку.

Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, ме­дицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитар­ные науки. В последние несколько лет преобладающие позиции занимают технические науки - 50-65 % затрат. Затем идут ес­тественные науки - свыше 20 %, сельскохозяйственные — свы­ше 6, общественные - свыше 5, медицинские — около 5 и гума­нитарные науки — менее 2 %. Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: