8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.
9. Этика долга и категорический императив И. Канта.
10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.
11. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др.
12. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьёва и проблемы права.
13. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.
14. Этика взаимопомощи и гуманизм П.А. Кропоткина.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- продумать материал лекции по истории этики;
- проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т.
Т.4.: Мысль, 1984. Книги II, III, IV, V, VI.
Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика
практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от
популярной нравственной философии к метафизике нравственности.
Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М.:
Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло»,
«хорошее и плохое».
- Изучить рекомендованную учебную литературу;
- ознакомиться с книгой: А.А. Гусейнов. Великие моралисты. М., 1995.
- продумать и прокомментировать следующие изречения великих
моралистов.
1) «Благородный муж стремится к основе», а основа человеколюбия – это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).
2) «Дар дхаммы (читай – добродетель, закон, учение…) превосходит всякий дар…; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда).
3) Раскрыть нравственный смысл софистического тезиса: «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков».
4) «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).
5) В чём смысл лозунга Диогена Синопского «Без общины, без дома, без отечества!»?
6) «Живи незаметно» (Эпикур)
7) «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).
8) «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).
9) «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).