| Кол-во часов | Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание | |
| Очная форма обучения | ||
| Лекции | ||
| Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии | ||
| 1.1. Предмет и основные категории педагогической психологии. Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Образовательная среда. | ||
| 1.2. Основные проблемы и задачи педагогической психологии.Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса как основная задача педагогической психологии. Актуальные проблемы психологического обеспечения образования: формирование психологической культуры субъектов педагогического процесса, обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическое обоснование педагогических технологий, психологическая оценка дидактических средств и систем. | ||
| Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога | ||
| 2.1. Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Индивидуальный стиль деятельности педагога по Н.А.Аминову: ориентация на развитие и ориентация на результат. Стили педагогического общения. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки. | ||
| 2.2. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности.Развитие личности педагога в процессе профессионализации. Профессиональные деформации личности педагога. Особенности педагогической деятельности, обуславливающие ее напряженность. Эмоциональное сгорание, факторы его возникновения и стратегии преодоления. | ||
| Раздел 3. Психология воспитания | ||
| 3.1. Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии. Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер). Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). | ||
| 3.2. Постановка цели и задач воспитания в отечественной психологии. Направления воспитания в трудах Л.С.Выготского: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание чувств. Обесценивание идеи развития личности в советской психологии. Проблема понимания развития личности на современном этапе становления педагогической психологии. Современные воспитательные концепции личностной ориентации. | ||
| 3.3. Психологические механизмы формирования личности в разных социальных институтах. Проблема десубъективации и дегуманизации личности в коллективе. Психолого-педагогические факторы воспитания детей в семье. Стили и стратегии воспитания. Практики семейного воспитания детей. | ||
| Раздел 4. Психология обучения | ||
| 4.1. Основные категории психологии обучения. Теория учебной деятельности.Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Виды и механизмы научения. Структура учебной деятельности. Место и значение учебной деятельности в онтогенезе. Мотивация учебной деятельности. Генезис познавательной активности и учебной мотивации в онтогенезе. Активизация учебной и познавательной деятельности. | ||
| 4.2. Современные модели и концепции обучения. Концепция развивающего обучения. Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Проблема содержательного обобщения в обучении. Проблема цели развития в обучении. Принцип дифференциации и интеграции в развитии. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Психологические теории формирования понятий. | ||
| 4.3. Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение. Основные категории проблемного обучения: проблема, задача, проблемная ситуация. Варианты организации проблемного обучения, реализация принципа состязательности. Теоретические основы и организация программированного обучения. Эффективность использования и место компьютера в учебном процессе. Метод проектов как инновационная технология образования. Личностно-ориентированное обучение. Человекоцентрированный подход к образованию К.Роджерса. Учет потребностей личности в процессе разработки содержания и форм обучения. Требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса. | ||
| Практические занятия /семинары | ||
| Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога | ||
| Педагогические способности.Личностные особенности, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. Изучение способностей студентов к педагогической деятельности, используя отобранные средства диагностики (по 2-3 методикам), обработка, заключение. | ||
| Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики.Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия - конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.) | ||
| Коллоквиум по разделу 2 | ||
| Раздел 3. Психология воспитания | ||
| Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики.Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия). Обработка результатов, написание заключения и рекомендации. | ||
| Стили и стратегии семейного воспитания как фактор развития личности.Просмотр кинофильма «Пенелопа». Анализ стратегий, средств и факторов семейного воспитания, их влияния на развитие личности. | ||
| Коллоквиум по разделу 3 | ||
| Раздел 4. Психология обучения | ||
| Реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.Просмотр кинофильма «Нас приняли». Анализ реализации личностно-ориентированного подхода в зарубежном образовании. | ||
| Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. На основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина разработка программ формирования у учащихся конкретных действий (до занятия). Защита разработанных программ. | ||
| Развивающее обучение. Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия). Отработка игр в группе. | ||
| Коллоквиум по разделу 4 | ||
| Итоговая контрольная работа по всему объему дисциплины | ||
| Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены | ||
| Заочная форма обучения | ||
| Лекции | ||
| Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии | ||
| Предмет и основные категории педагогической психологии. Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Основные проблемы и задачи педагогической психологии. | ||
| Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога | ||
| Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки.Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности. | ||
| Раздел 3. Психология воспитания | ||
| Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии. Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер). Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). | ||
| Раздел 4. Психология обучения | ||
| Основные категории психологии обучения.Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова.Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение. | ||
| Практические занятия /семинары | ||
| Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога | ||
| Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики.Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия - конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.) | ||
| Раздел 3. Психология воспитания | ||
| Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики.Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия). Обработка результатов, написание заключения и рекомендации. | ||
| Раздел 4. Психология обучения | ||
| Развивающее обучение. Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия). Отработка игр в группе. | ||
| Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены | ||






