Учебные задачи по экологической этике

В. Борейко

Задача 1

Согласно теории прав природы, синиц, чижей нельзя отлавливать для содержания в клетках, так как это нарушает их право на естественную свободу в естественной среде обитания. Но ведь держа зимой птиц в клетке, мы таким образом спасаем их от бескормицы. Как быть?

ОТВЕТ. Чтобы защитить синиц и чижей от бескормицы, не обязательно их отлавливать и держать всю зиму в клетках, лучше соорудить кормушку и подкармливать их в тяжелое время на природе, что будет соответствовать экоэтическому подходу.

Задача 2

В жизни часто возникает ситуация, когда человеку, чтобы спасти свою жизнь или здоровье, приходится лишать жизни комаров, глистов, болезнетворных микробов. Но ведь убивая их, человек тем самым нарушает их право на жизнь.

ОТВЕТ. В данном случае человек прибегает к необходимой самообороне, что не отрицается экологической этикой.

Задача 3

Человек разводит коров, свиней, а затем в целях своего пропитания, лишает их жизни, чем посягает на их право на жизнь. Правильно ли это?

ОТВЕТ. Человек так же, как многие млекопитающие (медведь, свинья, ежик и др.) является существом всеядным. Поедание мяса для многих людей считается жизненно необходимым. В природе все устроено так, что одно живое существо живет за счет жизни другого (то есть завершение одной жизни является условием продолжения другой жизни), поэтому мясоедство человека и людоедство медведя, как вынужденная мера поддержания его жизни, является как экологически, так и этически обоснованной (своего рода «необходимое» зло).

Другое дело, когда питание человека превращается в особое извращенное гурманство (паштет из соловьиных языков, жареные лошадиные глазки, филе из ножек лягушек и т.д.), что с позиции экологической этики является неправильным. Хотя в целом человек должен стремиться как можно меньше убивать живых существ.

Задача 4

Охотник-любитель убивает на охоте зайца. На ферме разводят телят, которых тоже лишают жизни. Как в первом, так и во втором случае, человек забирает у животного жизнь. Однако почему любительская охота с позиции экологической этики является безнравственной, а выращивание телят на мясо так не осуждается.

ОТВЕТ. Все различие в целях, мотивациях совершаемых действии. Охотник-любитель убивает дикое животное не с целью пропитания, как это делается во втором случае, а с целью развлечения. Получение развлечения не может считаться моральным обоснованием для убийства живого существа.

Задача 5

Во многих заповедниках и национальных парках проводятся санитарные рубки и другие мероприятия, направленные против короедов. Может ли это с позиции экологической этики считаться правильным?

ОТВЕТ. Заповедники и национальные парки — это такие единственные пока на Земле участки дикой природы, где права всех живых существ должны защищаться в максимальном объеме, где каждая жизнь находится под охраной. Короед - такой же настоящий и законный обитатель заповедного леса как и олень, белка или филин. Лес — его дом, дерево — его пища. И он имеет на это все права.

Задача 6

В одном заповеднике развелось очень много кабанов и оленей. Они стали наносить экосистеме заповедника огромный ущерб — уничтожив практически весь подрост. Тогда было предложено организовать в заповеднике охоту, чтобы не только снизить количество кабанов и оленей до оптимального, но еще и немного денег для заповедника заработать. Правильно ли это?

ОТВЕТ. Открытие любой охоты в заповеднике или национальном парке — вопиющие нарушения не только прав животных, но и экологических принципов в заповедном деле {благоговей перед дикой природой, не стремись к получению наживы от заповедника и др.). Численность расплодившихся животных можно уменьшить другими, экологическими способами — перестав их подкармливать зимой, акклиматизировав волков или, в крайнем случае, путем отлова с последующим выпуском в других регионах.

Задача 7

Активисты одной зоозащитной организации закупили в зоомагазине всех канареек и выпустили их на волю. Правильно ли это с точки зрения экологической этики и права животных на свободу?

ОТВЕТ. Канарейки являются домашними животными, для которых естественной средой обитания стала клетка. Более того, выпущенные на свободу, и оставшиеся без опеки человека, они просто погибнут.

Задача 8

В одном заповеднике при помощи давилок в целях научных исследовании добывается огромное количество мышевидных грызунов Этично ли это?

ОТВЕТ. Не этично. Мыши, как млекопитающие, согласно теории прав природы, обладают правами на уровне вида и индивида. В заповеднике их права должны защищаться максимально. Ставя в заповеднике давилку, ученый не только попирает права мыши на жизнь, но и обрекает ее на ненужные страдания.

Задача 9

В одном из заповедников, где обитает редкий, занесенный в Красную книгу вид кулика, расплодились серые вороны, которые расклевывая его яйца, поставили на грань исчезновения всю заповедную популяцию редкого кулика. Администрация заповедника приняла решение об отстреле серой вороны, что, в свою очередь, грубо нарушает права особей этого вида на жизнь. Как быть?

ОТВЕТ. Сохранение редкого вида кулика является задачей более весомой, чем защита нескольких сотен серых ворон, представителей очень распространенного вида. Однако вряд ли с позиции прав природы и экологической этики можно согласиться с отстрелом в заповеднике серых ворон. Ведь заповедник и национальный парк — это такое особенное место, где вообще никогда не должны звучать выстрелы. Поэтому для ограничения численности серых ворон должны приниматься другие меры — пернатые хищники (соколы, ястребы), отлов ворон с выпуском их за пределами заповедника и т.п.

Задача 10

Обитающие в заповеднике волки стали делать вылазки на соседние с заповедником фермы, режа скот. Крестьяне обратились к руководству заповедника с требованием уничтожить волков. Как быть?

ОТВЕТ. Волки также хотят кушать мясо, как и люди, и имеют, согласно теории прав природы, на это полное право. Администрация заповедника не должна соглашаться с требованием крестьян на отстрел волков в заповеднике, а лишь может помочь организовать более качественную охрану сельскохозяйственных животных.

Задача 11

В элеваторе завелось много мышеи и крыс, наносящих серьезный материальный ущерб. Директор элеватора предполагает для борьбы с ними закупить яд. Как расценивать этот поступок с точки зрения экологической этики.

ОТВЕТ. С точки зрения экологической этики уничтожение животных ядом недопустимо, так как заставляет их страдать. Понятно, что спасение зерновых запасов требует ограничение численности грызунов, что можно произвести более этичным способом, используя природных врагов грызунов, или при помощи стерилизации мышей и крыс.

Задача 12

В результате строительства многоэтажного жилого дома планируется засыпать песком и гравием небольшое болото, где обитают лягушки, черепахи и другая живность (краснокнижных видов не имеется). Как следует поступать с точки зрения экологической этики?

ОТВЕТ. С точки зрения экологической этики и защиты прав перечисленных животных (как индивидов), болото следует отстоять от уничтожения или, в крайнем случае, добиться возмещения ущерба животным путем отлова всей живности с переносом в другое природное болото, или в искусственно созданное.

Задача 13

Научный сотрудник зоологического института подал заявку в природоохранный орган с просьбой дать ему разрешение на научный отстрел 20—30 особей нескольких обычных видов птиц с целью сбора материала для написания диссертации. Этично ли проводить такую научно-исследовательскую охоту?

ОТВЕТ. С позиции экологической этики обмен: жизнь на материал для диссертации не может считаться равноценным. Жажду знания нужно удовлетворять гуманными способами исследований. Сбор материала для диссертации не может считаться жизненно важной человеческой потребностью, ради которой возможно нарушение права живых существ на жизнь.

Задача 14

На улице росло несколько ив. Было решено их подстричь, дабы сделать «пушистее» и красивее. Как расценить это решение с точки зрения экологической этики?

Ответ. Каждое дерево красиво само по себе. Как писал Н.М. Карамзин: «дерево пересаженное, обрезанное, подобно невольнику с золотой цепью». Не нужно навязывать дереву свое видение красоты, украшать по своей прихоти. Экологическая этика призывает уважать красоту природы такую, какая она есть.

Задача 15

Чувствуете ли вы себя лучше, просто зная, что существует какой-то вид китов, даже если вам никогда не удастся увидеть их? Если да, то объясните почему.

Задача 16

В Йеллоустоунском национальном парке (США) произошел такой случай. Один дикий бизон провалился под лед на реке. Когда работников парка спросили о помощи животному, они ответили, что это — естественный, природный случай, пусть выплывает или тонет сам. Но несколько посетителей парка начали спасать бизона, не зная, что работники парка решили предоставить самой природе решить судьбу животного.

«Самое печальное, — сказал один из спасателей позже, — этот бизон понимал, что мы пытаемся его спасти. Обессилев, он положил голову мне на ноги». Ночь была холодной, и к утру бизон был мертв. Журналист, писавший об этом, осудил службу национального парка, назвав их «экологами коленного рефлекса». «Это вовсе не научный вопрос, сказал он, — это вопрос нравственный». А вы что думаете об этом?

Задача 17

Активисты радикальной организации за права животных провели акцию по разгрому университетского вивария, где содержались крысы, белые мыши, лягушки и кролики, над которыми ставились научные опыты. В результате налета исследовательское оборудование было уничтожено, а животные выпущены на волю. Как оценить данное событие с позиции экологической этики?

Ответ. Экологическая этика отстаивает права животных и поддерживает радикальные экологические акции по их защите. Научные исследования не являются веским моральным основанием для того, чтобы нарушать права крыс и лягушек, мучить и убивать их ради науки. Тем более, что существует масса альтернативных современных источников для проведения научных исследований — компьютерные технологии, культура клеток, белка и т.д. Вместе с тем сама акция по освобождению животных была плохо подготовлена, так как белые мыши, лягушки и кролики (кроме крыс), оказавшись на улицах города, скорее всего погибнут. Лягушек нужно было отнести в болото, а белых мышей и кроликов — в школьные зооуголки или раздать надежным и милосердным хозяевам.

Задача 18

В книге-справочнике «Азартные игры с животными» (Донецк, 2003, АСТ-Сталкер) дано следующее описание парфорсной охоты.

«Это конная охота с гончими собаками на лисицу, зайца, оленя и другого зверя, при которой преследование идет до тех пор, пока обессиленный зверь не дойдет до полного изнеможения и не будет схвачен собаками или взят охотниками. Для парфорсной охоты отводится такой участок местности, где лошади и собаки при движении за зверем могли бы пройти 10—30 километров (...).

За два часа до начала охоты в назначенное место привозят подсадную лисицу (причем заранее затыкают соседние ямы и норы) и выпускают или выгоняют ее (...). В ближайших от места выпуска зверя кустах или в лесу набрасывают гончих. Не позднее чем через четверть часа гончие натекают на лисий след. Раздается лай собаки, первой напавшей на свежий след, стая подваливает к ней, и все собаки с голосом мчатся по следу зверя (...). Измученная лисица перестает хитрить, запутывать свой след, пока не окажется среди стаи, которая мгновенно разрывает ее на части. Присутствие при конце лисицы и составляет цель сумасшедшей скачки. Охотник, который подоспел к финалу травли первым после пикера (распорядителя охот — В.Б.) и успел вырвать из зубов пса хоть клочок лисьей шкуры, становится героем дня и царем охоты».

Ниже приведены публикуемые в прессе, в том числе в охотничьих журналах, наиболее распространенные оценки и характеристики охотников-любителей.

1. Охотники — защитники природы.

2. Охотники любят природу.

3. Охотники — мужественные люди.

4. Охотники — жестокие люди.

5. Любительская охота — это чаще всего самый настоящий садизм.

Подчеркните ту характеристику, которая на ваш взгляд наиболее соответствует участникам парфорсных и других охот ради забавы. Обоснуйте свое мнение.

Задача 19

В некоторых охотничьих хозяйствах в вольерном, полусвободном режиме разводят оленей, кабанов, уток, фазанов с целью выпускать их под ружье охотников-любителей. Как правило подобная форма ведения охоты представляется ее организаторами как пример гуманного и экологического отношения к животным. А как она расценивается с позиции экологической этики?

Ответ. Убийство любых животных с целью развлечения: как диких, так и выращенных в вольерах — аморально. Но во втором случае оно аморально вдвойне, так как охота ведется на беспомощных животных — полуприрученных, почти домашних, не умеющих скрываться от человека.

Задача 20

В целях ограничения численности серой вороны организаторы охотничьего хозяйства нередко применяют следующий прием: ловят ворону, надевают ей на лапку кольцо, выпускают на волю, а затем объявляют в газетах: «Кто убьет эту ворону и покажет ее кольцо — получит денежный приз». В погоне за вознаграждением отстреливаются сотни ворон. Какова оценка подобного метода с позиции экологической этики?

Ответ. Экологическая этика отвергает отстрел животных как способ ограничения их численности, так как это жестоко и необоснованно нарушает их права. Однако применение вышеприведенного способа «кольцо» аморально вдвойне, так как превращает живых существ в глазах людей в бездушные мишени и воспитывает жестокость.

Задача 21

В небольшом итальянском городе Монда власти запретили держать в аквариумах рыбок. Мэрия выпустила постановление, в котором отмечается, что «у рыбки, живущей в аквариуме, вырабатывается искаженное представление о реальности, отчего она страшно страдает». Кроме того, не все хозяева устанавливают хорошие фильтры в аквариумах, отчего жизнь аквариумных рыбок становится просто невыносимой.

А как вы, поддерживаете или нет данное постановление? Обоснуйте свое мнение.

Задача 22

Между защитниками природы и охотниками, рыбаками-любителями произошел конфликт. Первые вступались за уток и карасей, доказывая, что эти дикие животные имеют право на жизнь и свободу. Охотники и рыболовы доказывали, что они имеют право на любительскую охоту и рыбалку, и поэтому никто не должен им мешать стрелять уток и ловить карасей. Чьи права должны быть защищены?

Ответ. Экологическая этика отдает приоритет тем правам, что защищают жизненноважные интересы. В данном случае дикие утки и караси имеют жизненноважные интересы на жизнь и свободу. Если эти интересы не защитить правом, утки и караси погибнут. Что же касается охотников-любителей и рыбаков-любителей, то их интерес получить удовольствие от охоты и рыбалки жизненноважным не является, и поэтому их право на рыбалку и охоту может быть попрано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: