Экологическая этика и заповедное дело

Нигде так явственно не применяются принципы экологической этики, как в заповедном деле, высоконравственном роде деятельности, обладающем объективно высокими моральными стандартами. Заповедное дело тесно связано с духовностью народа, его этическим отношением к природе. И наоборот, если в обществе резко падает нравственность, как в 1951 г. в СССР — то это грозит массовым закрытием заповедников.

Цели и мотивы заповедания — не только прагматические, экономические, но прежде всего духовные, этические, религиозные и эстетические. Глупо ожидать от заповедников и национальных парков экономической выгоды. Так, можно расставить в национальном парке игровые автоматы и соорудить казино, и экономическая выгода от туризма резко возрастет, но это уже не будет национальный парк.

Согласно экоэтической идеи о равноправности и равноценности всего живого, самодостаточной целью заповедания должно стать право дикой природы на существование, осознание того, что природу нужно охранять ради нее самой.

Из вышеперечисленного вытекает вполне конкретное предложение о разделении территории Земли на две равные по площади части. Первая часть отдается человеческой цивилизации, вторая — дикой природе. Что же касается самих заповедников, то человеческие интересы и права должны уступать там интересам, правам и свободам дикой природы.

Заповедное дело, как вид человеческой деятельности, во многом сродни медицине, где давно уже действуют свои этические правила (клятва Гиппократа и т.п.), которыми обязан руководствоваться каждый врач.

По аналогии, В. Борейко были предложены особые этические принципы заповедного дела, дополненные и одобренные на международном семинаре «Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты» (Трибуна–9) в 2002 г. в Киеве.

Цель этических принципов заповедного дела — создание внутренних, нравственных барьеров, особых «табу», запрещающих или регламентирующих определенные действия по отношению к заповедникам и другим охраняемым природным территориям.

Вот они:

а. Не навреди.

б. Цени, люби и уважай дикую природу ради нее самой.

в. Используй этичные методы науки и экопросвещения.

г. Почитай заповедную территорию как священное пространство.

д. Благоговей перед дикой жизнью.

е. Максимально соблюдай права дикой природы и живых существ.

ж. Управляй так, чтобы заповедник развивался в направлении абсолютной заповедности.

з. Не стремись к получению наживы от заповедной территории.

и. Относись к заповедному делу как к самоценному доброму деянию.

Движение за освобождение животных и Движение «Земля прежде всего!»

Экологическая этика, идея прав природы способствовали возникновению в 1970–1990 гг. во всем мире мощного Движения за освобождение животных. У его истоков стояли такие выдающиеся экофилософы как американский ученый Том Риган, австралийский — Питер Сингер, английский экотеолог Эндру Линзи и другие. Сейчас в этом движении насчитывается несколько миллионов человек и сотни радикальных организаций, таких как «Фронт освобождения животных», «Бригады милосердия», «Истинные друзья», «Милиция прав животных, «Коалиция защиты животных в шоу-бизнесе» и другие.

Идеи защитников животных поддерживают известные во всем мире люди: Пол Маккартни, Бриджит Бардо, Ким Бессинджер и другие.

Движение за освобождение животных отличается от многих подобных, например, от движения за освобождение рабов. Дело в том, что животные сами не способны потребовать своего освобождения путем голосования на выборах, участия в уличных демонстрациях или революциях. Вся их надежда — на тех благородных людей, которые придут к ним на помощь. Активисты движения не просто против жестокости в отношении животных, не только за их благополучие, прежде всего они выступают за права животных, как диких, так и домашних и сельскохозяйственных. Они отстаивают права животных на жизнь, на свободу, на защиту от ненужного страдания по вине человека. Активисты выступают против любительской охоты, корриды, собачьих боев, проведения экспериментов на животных, содержания животных в ужасных условиях на зверофермах, агрофабриках и зоосадах, требуют отказа от цирков, использования животных в генной инженерии, выступают за гуманизацию промышленного рыборазведения.

Так, например, многие люди идут со своими детьми в цирк, совсем не подозревая, что этим поддерживают многовековую традицию жестокости и глумления над животными. Им неведомо, что для того, чтобы слоны выполняли цирковые номера, их бьют кувалдами и обухами топоров, цепляют крючьями между ушами или между пальцами ног. Шимпанзе и другим обезьянам часто устанавливают, спрятав под костюмом, устройства с дистанционным управлением, чтобы дрессировщик мог включить электрошок в случае нежелательного поведения. Кошкам и собакам вводят наркотики. Медведям прижигают передние лапы, чтобы они делали стойку. Животных морят голодом, дабы сломить их волю к сопротивлению. А когда цирковая карьера животного заканчивается, его часто просто выбрасывают на свалку.

Примерно также обращаются с животными в зоосадах, сельскохозяйственных фермах, в бойнях, в вивариях. Долгое время все это успешно скрывалось, однако благодаря защитникам животных все чаще становится достоянием широкой общественности.

Методы борьбы защитников животных разнообразны и смелы. Это не только сборы подписей, пресс-конференции и привлечение к этой проблеме «звезд» эстрады и кино. Защитники животных разрисовывают краской витрины пушномеховых и охотничьих магазинов, саботируют проведение охот, пикетируют открытие выставок охотничьих трофеев и цирковых сезонов. За это их нередко избивают, кидают в полицейские участки, журналисты из ведомственных и коммерческих изданий устраивают настоящую травлю защитников животных в средствах массовой информации. Однако, всем этим не сломить людей, поставивших перед собой благородную цель защиты прав животных.

Если активисты Движения за освобождение животных в основном отстаивают права индивидуальных, живущих в городах и селах домашних, сельскохозяйственных и подопытных животных, то активисты другого международного Движения «Земля прежде всего!» обратили свое внимание на защиту прав дикой природы. Это движение возникло в 1981 г. в США. У его истоков стояли такие известные природоохранники как Дейв Формэн и писатель Эдвард Эбби, роман которого «Банда гаечного ключа» и вдохновил энтузиастов. Сейчас в Движении десятки тысяч активистов из США, Канады, Австралии, Великобритании. В последнее время их сторонники появляются и в странах СНГ.

Активисты движения считают, что дикая природа так же, как и человеческая цивилизация, имеет право на существование и ей должна быть представлена равная часть Земли. Они категорически против уничтожения любого нового акра дикой природы. Ради защиты участков дикой природы они перекапывают дороги, ведущие в лес и забивают гвозди в деревья (дабы их не пилили), перекрывают путь строительной технике, приковывают себя к деревьям цепями. Их лозунг вполне конкретен: «Не осталось больше дикой природы, чтобы идти на компромиссы!»

Желающим ближе познакомиться с поднятыми темами рекомендуется посетить следующие сайты:

Сайт Киевского эколого-культурного центра — www.ecoethics.ru

Сайт Т. Ригана — www.cultureandanimals.org

Интерресурс «Права животных» — www.hedweb.com

«Зеленая молния» — www.glsochi.narod.ru

Центр этичного отношения к животным — www.greenlife.narod.ru

Группа «Освобождение Земли и животных» — www.liberation.narod.ru

Сайт американского проекта «Дикие земли» — www.twp.org

Освобождение земли и животных — www.aeliberation.net

Независимая инициатива «Освобождение» — www.oicos.msk.ru

За весну без выстрелов — www.seu.ru/projects/antihunt

Сайт кампании в защиту тюленей — www.sen.ru/projects/tuleni

Интернет — за серых китов — www.orca.krsk.ru/whale

Музыка против — www.muzykaprotiv.narod.ru

Индустрия смерти — www.stopmurder.narod.ru

Правда о корриде — www.anticorrida.narod.ru

Настоящая цена меха — www.furismurder.narod.ru

Центр экофилософии Университета штата Северный Техас, США — www.cep.unt.edu

Центр защиты прав животных «Вита» — www.vita.front.ru

Cайт Ольги Кажарской — www.dogfriend.ecologia.ru

Фронт освобождения животных — www.animalliberationfront.com

Сайт о правах животных — www.animalrights.ru

Люди за этичное отношение к животным — www.meatstinks.com

Центр «Жизнь» — www.cetalife.h10.ru

Сайт канадского экофилософского журнала «Трубач» — www.trumpeter.athabascau.ca

Рекомендованная литература

1. Андреев Д., 1993. Роза мира. — М.: Товарищество Клышников-Комаров и К. — 301 с.

2. Борейко В.Е., 2003. Прорыв в экологическую этику. — К.: Киевский эколого-культурный центр, издание 3-е дополненное. — 228 с.

3. Борейко В.Е., 2003. Философы дикой природы и природоохраны. — К.: Киевский эколого-культурный центр, издание 2-е дополненное. — 180 с.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, 1990. — М.: Прогресс. — 380 с.

5. Гуманитарный экологический журнал, 1999-2004. — Т. 1-6. — К.: Киевский эколого-культурный центр.

6. Дерябо С.Д., 1999. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: МПСИ. — 306 с.

7. Думая как гора: на пути к совету всех существ, 1992. — М.: Голубка. — 126 с.

8. Леопольд О., 1980. Календарь песчаного графства. — М.: Мир. —

216 с.

9. Нэш Р., 2001. Права природы. История экологической этики. — К.: Киевский эколого-культурный центр. — 180 с.

10. Павлова Т.Н., 1998. Биоэтика в высшей школе. — К.: Киевский эколого-культурный центр. — 128 с.

11. Про Эко (специальный выпуск). Бюллетень, Охрана дикой природы, 1996. — М. ЦОДП. — 50 с.

12. Риган Т., В защиту прав животных. Линзи Э., Божественные права животных, 2004. — К.: Киевский эколого-культурный центр. — 104 с.

13. Сайт Киевского эколого-культурного центра по экологической этике и гуманитарной экологии:www.ecoethics.ru

14. Сингер П., 2002. Освобождение животных. — К.: Киевский эколого-культурный центр. — 136 с.

15. Швейцер А., 1992. Благоговение перед жизнью. — М.: Прогресс. — 572 с.

16. Экологическая антология, 1992. — Москва-Бостон: Голубка. — 268 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: