Теория социобиологии Э.О. Уилсона

Попытки объяснить социальные процессы и явления, в том чис­ле социальные проблемы здравоохранения и медицины, с помо­щью биологических концепций, прежде всего дарвинизма, пред­принимались давно. Социал-дарвинизм стал целой теорией уже во второй половине XIX в. Она известна не только в социологии, но и в демографии, и медицине. Основоположник этого учения английский философ-позитивист и социолог Г Спенсер распространил физиологические, морфологические представления, концепции Ч. Дарвина на социальные процессы и явления. По аналогии со строением и деятельностью животного организма он распределил назначение и функции социальных слоев и классов общества. Пра­вящие круги, элита общества аналогичны мозгу и призваны управ­лять обществом, которое подобно суперорганизму: рабочие, кресть­яне, как мышцы, обязаны выполнять физическую работу. Банкиров и им подобных Г. Спенсер сравнивал с сосудодвигательными нерва­ми; служащих — с соединительной тканью; богатых, живущих на доходы от капиталов, ренту, — с жировой тканью и т.д. Таким обра­зом, создавалась, так сказать, органическая теория. Органической теорией является и социал-дарвинизм, основные постулаты кото­рого о конкурентной борьбе, выживании наиболее приспособлен­ных использовались для объяснения современной структуры и фун­кций капиталистического общества, в том числе демографических и медицинских явлений и проблем. Например, воспроизводство на­селения рассматривалось на основе так называемого закона об об­ратной изменяемости между процессом генезиса и «индивидуации», т.е. между биологическими, генетическими процессами, направлен­ными на размножение и сохранение вида (генезис), и приспособ­лением, индивидуальной адаптацией в процессе борьбы за суще­ствование («индивидуация»). Чем больше энергии затрачивается на генезис, тем меньше ее остается на «индивидуацию». Отсюда все различия демографических явлений и состояния здоровья в раз­ных обществах, у разных народов и т.п.

Как известно, аналогия — не способ доказательства. Органичес­кая теория Г. Спенсера и им подобные концепции, заменяя соци­альные процессы биологическими, остаются примерами механис­тических теорий, хотя отдельные наблюдения и обобщения, касающиеся жизни животных, заслуживают внимания при объяс­нении поведенческих актов и состояния здоровья человека. Эти элементы органических концепций наиболее полно представлены в новейшей теории - социобиологии, а также экологии, этологии, о которых будет сказано отдельно.

Новейшая теория социобиологии известна с 70-х годов, с работ американского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975), «О природе человека» (1978) и совместных с К. Лам-зденом изданий «Гены, разум и культура. Процесс коэволюции» (1981), «Прометеев огонь. Размышления о происхождении разума» (1983). СоциобиоЛОГИЯ исследует характерные черты организации сообществ живых существ на основе биологических законов, про-ШЧЧЧЦ1. ')iii черты перс-носятся на человека, его поведение, образ жизни, здоровье. Создаются «биограммы» человека, т.е. его пол­ной биологической характеристики для определения приспособ­ления к современной культуре и не устранимых культурой фило­генетических свойств. Этот процесс адаптации к современной культуре, цивилизации с помощью биологических процессов на­зван «генно-культурной коэволюцией», отражающей взаимовлия­ние генотипа, среды и цивилизации. Генно-культурная коэволю­ция призвана определить биологические, филогенетические и социальные черты, синтез которых и должен объяснять поведение человека, его психосоматический статус и здоровье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: