Этологическая концепция

Термин «этология» введен в 1859 г. французским биологом Ж. Сент-Илером для обозначения поведения животных в естествен­ных, природных условиях. Сегодня под ним понимают инстинк­тивное поведение. Следовательно, этологическая теория связана с закономерностями инстинктивного поведения животных и по­пытками использовать их при объяснении поведения и здоровья человека.

В 1973 г. Нобелевской премии по медицине и физиологии были удостоены зоологи К. Лоренц, Н. Тинберген и К. Фриш, известные своими трудами по этологии. В решении Нобелевского комитета Королевского Каролинского института о присуждении этой пре­мии сказано, что награжденные на основе изучения поведения пчел, птиц, животных разработали «возможные способы адаптации биологических свойств человека с целью профилактики дезадап­тации и заболеваний». Отмечалось, что этология заметно повли­яла на социальную медицину, психиатрию и психосоматическую медицину.

Однако этологическая концепция, как и другие натуралистичес­кие теории, идет дальше скромной возможности исследования ин­стинктов. Она переносит закономерности инстинктивного пове­дения животных на сферу поведения и здоровье человека, что и отмечал Нобелевский комитет: на основании исследований инстин-

ктивного поведения животных возможно раскрытие некоторых сто­рон этиологии и патогенеза заболеваний человека. В основе это-логической концепции лежат представления о «врожденных фор­мах поведения, инстинктивных движений» под воздействием определенных стимулов, или релизеров поведения. У каждого вида имеются свои релизеры, которые автоматически вызывают спе­цифические комплексы моторных реакций — паттерны поведения, или сигнальные, ключевые реакции. Такие безусловно-рефлектор­ные (инстинктивные) связи (по типу стимул—реакция) обеспе­чивают адаптацию животных к окружающей среде, адаптивное поведение.

Этологи утверждают, что и человек в процессе эволюции унас­ледовал от животных инстинктивные формы поведения, которые можно выявить и изучить, оценить их значение для поведения и образа жизни, следовательно, и здоровья, особенно психосомати­ческого, которое, таким образом, уходит корнями в инстинктив­ную сферу. Это положение близко к фрейдистским представлени­ям о роли инстинктивного, бес(под)сознательного. Более того, этологи, как и психосоматики, неофрейдисты, говорят о конфор­мизме инстинктивного начала и внешней цивилизованной среды, о подавлении средой инстинктов как одном из факторов нездоро­вья, болезней. Особое значение придается агрессивным инстинк­там, присущим биологической природе человека. Известность этологии принесли труды об агрессии и ее инстинктивном проис­хождении, особенно книга К. Лоренца «Так называемое зло. К воп­росу о естественной истории агрессии» (1963). К. Лоренц писал, что «пагубный по своим размерам агрессивный инстинкт, который как дурное наследие и по сей день сидит у нас, людей, в крови», объясняет происхождение войн, конфликтов и ряда сердечно-со­судистых, нервно-психических и других болезней.

Учением об инстинктивном поведении, особенно об агрессии, воспользовались некоторые реакционно настроенные публици­сты, нашедшие простое «научное» объяснение неизбежности войн, преступлений, конфликтов. Появились книги под назва­ниями, не позволяющими сомневаться в биологическом проис­хождении поступков, поведения, физического и психического щоровья человека: «Голая обезьяна», «Человеческий зверинец», «Любовь начинается со шкуры», «Царствующее животное» и т.п. Этология в таких публикациях стала этологизмом — односторон-

ним и тенденциозным толкованием поведения человека и че­ловеческих популяций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: