Термин «этология» введен в 1859 г. французским биологом Ж. Сент-Илером для обозначения поведения животных в естественных, природных условиях. Сегодня под ним понимают инстинктивное поведение. Следовательно, этологическая теория связана с закономерностями инстинктивного поведения животных и попытками использовать их при объяснении поведения и здоровья человека.
В 1973 г. Нобелевской премии по медицине и физиологии были удостоены зоологи К. Лоренц, Н. Тинберген и К. Фриш, известные своими трудами по этологии. В решении Нобелевского комитета Королевского Каролинского института о присуждении этой премии сказано, что награжденные на основе изучения поведения пчел, птиц, животных разработали «возможные способы адаптации биологических свойств человека с целью профилактики дезадаптации и заболеваний». Отмечалось, что этология заметно повлияла на социальную медицину, психиатрию и психосоматическую медицину.
Однако этологическая концепция, как и другие натуралистические теории, идет дальше скромной возможности исследования инстинктов. Она переносит закономерности инстинктивного поведения животных на сферу поведения и здоровье человека, что и отмечал Нобелевский комитет: на основании исследований инстин-
ктивного поведения животных возможно раскрытие некоторых сторон этиологии и патогенеза заболеваний человека. В основе это-логической концепции лежат представления о «врожденных формах поведения, инстинктивных движений» под воздействием определенных стимулов, или релизеров поведения. У каждого вида имеются свои релизеры, которые автоматически вызывают специфические комплексы моторных реакций — паттерны поведения, или сигнальные, ключевые реакции. Такие безусловно-рефлекторные (инстинктивные) связи (по типу стимул—реакция) обеспечивают адаптацию животных к окружающей среде, адаптивное поведение.
Этологи утверждают, что и человек в процессе эволюции унаследовал от животных инстинктивные формы поведения, которые можно выявить и изучить, оценить их значение для поведения и образа жизни, следовательно, и здоровья, особенно психосоматического, которое, таким образом, уходит корнями в инстинктивную сферу. Это положение близко к фрейдистским представлениям о роли инстинктивного, бес(под)сознательного. Более того, этологи, как и психосоматики, неофрейдисты, говорят о конформизме инстинктивного начала и внешней цивилизованной среды, о подавлении средой инстинктов как одном из факторов нездоровья, болезней. Особое значение придается агрессивным инстинктам, присущим биологической природе человека. Известность этологии принесли труды об агрессии и ее инстинктивном происхождении, особенно книга К. Лоренца «Так называемое зло. К вопросу о естественной истории агрессии» (1963). К. Лоренц писал, что «пагубный по своим размерам агрессивный инстинкт, который как дурное наследие и по сей день сидит у нас, людей, в крови», объясняет происхождение войн, конфликтов и ряда сердечно-сосудистых, нервно-психических и других болезней.
Учением об инстинктивном поведении, особенно об агрессии, воспользовались некоторые реакционно настроенные публицисты, нашедшие простое «научное» объяснение неизбежности войн, преступлений, конфликтов. Появились книги под названиями, не позволяющими сомневаться в биологическом происхождении поступков, поведения, физического и психического щоровья человека: «Голая обезьяна», «Человеческий зверинец», «Любовь начинается со шкуры», «Царствующее животное» и т.п. Этология в таких публикациях стала этологизмом — односторон-
ним и тенденциозным толкованием поведения человека и человеческих популяций.