Все варианты современного мальтузианства - неомальтузианство подтверждают и развивают его основную доктрину — демографический детерминизм всех социальных, политических и, конечно, биологических, природных явлений, связанных с жизнью популяций, и остаются натуралистическими теориями. Эти теории расширили аргументацию Т. Мальтуса и арсенал рекомендуемых средств сокращения прироста населения и его численности не только путем уменьшения рождаемости, но и при помощи сохранения и даже увеличения смертности, в том числе вовлечением общества в термоядерную войну. У.С. Томсон в книге «Популяция и прогресс» (1959) писал: «Единственным верным способом ослабить давление населения, напряженность и волнения, которые оно вызывает, является контроль над рождаемостью. Альтернативой такому контролю может быть возвращение к высокой смертности из-за голода, нужды и болезней и, возможно, горячая война в недалеком будущем». Другой мальтузианец В. Фогт считал необходимым сократить численность населения до 1 млрд человек, т.е. «устранить» 3 млрд. «Войны и кризис - гигантский фактор отбора», — заявлял он. Население, особенно в развивающихся странах, «размножается с безответственностью трески». Это нужно прекратить.
Однако далеко не все современные мальтузианцы решаются на столь откровенные антигуманные заявления. Получили распространение закамуфлированные неомальтузианские теории, в частности, теория «оптимума населения». Возникшая еще в 20-х годах в трудах итальянских обществоведов, она исходит на первый взгляд из демократических, гуманных, привлекательных положений о достижении такой численности населения в странах и в мире, при которой каждый человек был обеспечен оптимумом жизненных благ, в первую очередь адекватной заработной платой. Этот оптимум численности населения, по их расчетам, не должен превышать 900 млн—1 млрд. Такое число людей тогда да и сегодня мировая экономика и социальная защита могут полностью обеспечить ресурсами и средствами. Однако как добиться такой численности населения, кроме моратория (запрете) на рождаемость, широкого применения контрацептивов и других средств замедления воспроизводства населения, они не сообщали. Таким образом, несмотря на внешнюю привлекательность, такая трактовка «оптимума населения» имеет реакционную мальтузианскую тенденцию.
В то же время идея «оптимума населения» заслуживает внимания, так как демографическая ситуация (численность и состав населения) — весомый фактор социально-экономического развития и здоровья населения, и это учитывает демографическая политика, способствующая увеличению численности или сокращению темпов прироста населения. «Оптимум населения» — как раз такое его демографическое состояние, которое в конкретных условиях тех или иных стран и регионов может способствовать целям экономического развития, достижению благосостояния и здоровья населения. Однако здесь нет и грана вечного и абсолютного закона безудержного размножения Т. Мальтуса, нет демографического детерминизма как основной доктрины, а есть учет конкретных исторических социально-экономических условий, определяющих в конечном счете воспроизводство населения.