Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:
- оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
- основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.
Субъекты правотворчества – государственные органы.
Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.
К принципам относится:
1. Научности- в процессе правотворчества, важно учитывать достижения науки.
|
|
2. Профессионализма- заниматься правотворчеством должны компетентные лица, обладающие необходимыми знаниями и опытом.
3. Принцип законности- следование строго установленному порядку принятия НПА.
4. Принцип демократизма- предусматривает учёт общественного мнения, и участие населения в правотворческом процессе.(референдум)
5. Гласность –открытость обсуждения и принятия НПА, доведение до всеобщего сведения правовых решений.
6. Оперативность- своевременность и актуальность в принятии НПА.
7. Использование правового опыта- ориентировка на опыт законодателей прошлого, и использование наиболее эффективных практических и научных наработок.
Виды правотворчества:
- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)
- правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)
- правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)
- правотворчество органов местного самоуправления
- локальное правотворчество (предприятия)
- правотворчество общественных организаций (профсоюзы)
В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:
- законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)
-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)
-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).
По ветвям власти:
• Правотворчество законодательных органов.
•Правотворчество исполнительных органов.
•Правотворчество судебных органов.