Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:

- оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

- основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Субъекты правотворчества – государственные органы.

Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.

К принципам относится:

1. Научности- в процессе правотворчества, важно учитывать достижения науки.

2. Профессионализма- заниматься правотворчеством должны компетентные лица, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

3. Принцип законности- следование строго установленному порядку принятия НПА.

4. Принцип демократизма- предусматривает учёт общественного мнения, и участие населения в правотворческом процессе.(референдум)

5. Гласность –открытость обсуждения и принятия НПА, доведение до всеобщего сведения правовых решений.

6. Оперативность- своевременность и актуальность в принятии НПА.

7. Использование правового опыта- ориентировка на опыт законодателей прошлого, и использование наиболее эффективных практических и научных наработок.

Виды правотворчества:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

- правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

- правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

- правотворчество органов местного самоуправления

- локальное правотворчество (предприятия)

- правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

- законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

По ветвям власти:

Правотворчество законодательных органов.

•Правотворчество исполнительных органов.

•Правотворчество судебных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: