Принципы профессиональной этики

· относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе;

· равномерное и, по возможности, справедливое распределение денежных, сырьевых и материальных ресурсов для выполнения работниами своих непосредственных обязанностей;

· незамедлительное исправление этического нарушения вне зависимости от того, кем и когда оно сделано;

· “принцип максимума прогресса” – образ действий работника считается этичным, если он содействует и благоприятствует развитию организации с моральной точки зрения и созданию положительного имиджа;

· “принцип минимума прогресса” – поступки сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не выходят за пределы этических норм.

· “принцип толерантности” (толерантность – от латинского “терпение”; терпимое отношение к мыслям, системе взглядов и верованиям других людей) – этичной считается терпимое отношение сотрудников к моральным нормам, имеющим место в других организациях; нельзя показывать нетерпимое отношение к корпоративным традициям или обычаям партнеров и конкурентов, кроме случаев, когда происходящее нарушает общепринятые нормы и правила поведения и несет угрозу жизни и здоровью окружающих.

· результат работы целого коллектива, и личный вклад отдельного сотрудника имеют вес при прнятии итогового решения в деловых вопросах;

· не бояться высказывать свое мнение при решении служебных вопросов, так как если к такому мнению прислушаются, то для человека, его высказавшего, как правило, могут последовать незамедлительные перемены в плане повышения по карьерной лестнице.

· не оказывать давление на подчиненных.

· объяснять, показывать на личном примере, задействовать всех сотрудников, но не в приказном порядке, а более демократическими методами.

· не следует отчитывать сотрудников за то, что они воспринимают без энтузиазма некоторые нововведения руководителя и не спешат им следовать.

· показывать сотруднику, что руководитель в нем действительно заинтересован; для любого человека (будь то простой сотрудник или сотрудник, занимающий руководящий пост) важно признание его профессиональных качеств со стороны вышестоящих лиц.

· стараться погасить конфликт (конфликт – высшая форма развития противоречия, возникающая в процессе взаимодействия сторон и проявляющаяся в открытом столкновении мнений, позиций и сил) на самых ранних стадиях; прилагать усилия к мирному разрешению всех возникающих рабочих моментов; если не получается нейтрализовать конфликт, то необходимо разобраться в его причинах.

· наличие должностных инструкций, регулирующих взаимоотношения сотрудников в организации.

· вести сбя этично и способствовать подобному поведению всех своих коллег.

· не критиковать конкурентов; критикой, в данном случае, нельзя добиться ничего, кроме желания ответной критики или разрыва дальнейших взаимоотношений.

Понятие профессии. Существуют различные определения профессии. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «профессия – основной род занятий трудовой деятельности». Профессия объединяет людей одного вида труда, имеющих сходные знания, умения, навыки и профессиональные интересы. Профессию также можно определить как разновидность деятельности, которая необходима для общества и дает человеку возможность существования и развития.

Социологическая теория социальной стратификации рассматривает общество как систему иерархически расположенных социальных слоев (страт). В основе стратификации современные социологи выделяют четыре критерия: доход, уровень образования, профессиональный престиж и доступ к власти. Исторически в основе расслоения общества лежал процесс разделения труда и распределения людей по профессиям. Поэтому профессиональная принадлежность выступает как важнейший критерий социальной стратификации.

Типология профессий. Существуют различные подходы к типологии профессий. Так Е.А. Климов выделяет пять основных типов, это профессии «человек – природа» «человек – человек», «человек-знак», «человек-техника», «человек-художественный образ».

  • В профессиях типа «человек-природа» предметом деятельности является окружающий мир (живая и неживая природа). В данную группу входят ученые, деятельность которых, как правило связана с фундаментальной наукой, в частности профессии физика, химика, биолога, астронома, и др. Главные нравственные аспекты деятельности – это бережное отношение к природе и социальная ответственность за судьбы научных открытий.
  • Предметом деятельности в профессиях «человек-техника» являются технические системы. В эту группу входят, например, профессии инженера, конструктора, строителя. Главные нравственные аспекты деятельности представителей этих профессий – это высокая квалификация и компетентность, честная и добросовестная деятельность на благо обществу.
  • Предметом деятельности представителей профессиональной группы «человек-знак» являются различные естественные и искусственные языки. Это профессии переводчика, программиста, математика.
  • Группу «человек-художественный образ» составляют люди творческих профессий: музыканты, художники, артисты. Поскольку их деятельность связана с искусством, то главными нравственными ценностями в их профессии является нравственное воспитание, приобщение человека к моральным и эстетическим ценностям.
  • Профессиональную группу «человек – человек» составляют различные профессии (врач, социолог, психолог, социальный работник, журналист, педагог и др.), в которых центральным объектом является сам человек. Поэтому представители данных и являются основными носителями профессиональной морали, а главным их нравственным принципом является принцип гуманизма.

Понятие и сущность профессионализма. Профессионализм (англ. professionalism)—совокупность достигнутых человеком теоретических знаний, практического опыта и профессиональных знаний в определяемой разделением труда сфере человеческой деятельности (А.С. Капто). Профессионал – человек, сделавший какое-либо занятие своей постоянной профессией (т.е. специалист своего дела).

Понятие профессионализма предполагает наличие системы профессиональных ценностей, которые регулируют отношения внутри профессиональной группы, а также поддерживают и защищают общепризнанные социальные ценности. Профессиональные нравственные ценности и принципы выражает кодекс профессиональной этики.

Профессионала характеризует не только владение знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми для выполнения определенной работы, но и нравственное отношение к своему труду (к процессу и к результатам труда).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: