Реализм, его отличительные черты. Женское романное творчество 19 века

Как ведущее направление - 30-40-е годы XIX в. расцвет - во второй половине 40-х годов. Викторианство - идеология, образ мыслей и жизни, духовная атмосфера, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам. Однако «Блестящая плеяда» английских писателей открыла политические и социальные истины и показала в своих творениях все слои буржуазии и изобразила их полными самомнения, и цивилизованный мир подтвердил их приговор.

XIX в. – расцвет романа, связанного с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. Национальное своеобразие английского критического реализма - сатирическая обличительная направленность творчества большинства крупных писателей. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают определенный отпечаток на произведения Диккенса и Ш. Бронте, Теккерея и Д. Элиот.

В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода. Первый период - 30-е годы; второй - 40-е," или «голодные сороковые»; третий - 50-60-е годы.

В социальных романах «голодных сороковых» - Диккенса и Теккерея, сестер Бронте - получили отражение и идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи

английские романисты показали реальное положение вещей. Они обогатили роман, привнеся в него элемент публицистичности, плакатности, прямой полемики с существующими идеями и философскими концепциями и смогли отстоять в литературе и духовной жизни нации высокие нравственные идеалы и критерии правды и гуманизма. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Э. Гаскелл смогли обогатить художественную палитру своего творчества тем, что внесли в реалистическую структуру повествования символику и метафору, элементы театра, пародии, сатиры, бурлеска и пантомимы. Они значительно расширили значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог.

На первом этапе викторианского периода жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две - Англия богатых и Англия бедных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: