В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе ГР экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей соц-эк развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, все меры ГР экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
В современной экономике ГР осуществляется через систему особых методов административно-правовых и экономических регуляторов.
Админ-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Орг-админ форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих взаимоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хоз системы, выработка стандартных процедур админ воздействия и др.
|
|
Экон регулирование используется для активизации нужных обществу форм деятельности, а также ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экон регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Инструментами экон регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.
К методам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят государственный заказ, квоты, лицензии, стандартизацию, сертификацию, целевое финансирование.
Целевое финансирование выделение государством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной соц-экон проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, проведения крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Государственные закупки часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств бюджета. Такие закупки осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения населения и резервирования. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РБ 13 июня 1994 г. № 437 О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд. Последнее изменение 20.10.2012.
|
|
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется в целях:
выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами (соглашениями); выполнения целевых программ, в которых участвует РБ; создания и поддержания государственных материальных резервов РБ; поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности РБ; ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; государственной поддержки устойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения; проведения геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий; удовлетворения нужд государственного управления.
В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для гос нужд могут использоваться: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; субсидии; приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми мат ресурсами; другие льготы.
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политики, ценового регулирования и амортизационной политикой и осуществляется, в том числе, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует переориентации системы ГР преимущественно на эк методы с сохранением прямого управления в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные принципы хозяйствования неприемлемы.
В известной мере степень ГР экономики зависит от реальной эк обстановки, традиций и пол системы. Так, в периоды циклических и конъюнктурных кризисов, при росте инфляции и безработицы предполагается активное, прямое, жесткое государственное вмешательство. Однако и в условиях стабильности прямое ГР сохраняется в таких сферах, как социальная защита отдельных слоев населения, развитие здравоохранения, доступ к образованию, поддержка культуры и искусства, решение экологических проблем, инновационная политика (особенно в области фундаментальных и гуманитарных исследований), решение стратегических задач экономического роста, создание социальной и производственной инфраструктур, ограничение монополизма и формирование конкурентной среды, развитие базовых отраслей и естественных монополий. Кроме того, постоянно существует необходимость оперативного управления и участия государства в -эк развитии страны.
Гос воздействие на эк деятельность субъектов хозяйствования в Беларуси осуществляется также с помощью государственного предпринимательства, ведущее положение которого в настоящее время связано, прежде всего, с доминированием в национальной экономике гос собственности. С развитием институциональных и структурных преобразований, активизацией процессов разгосударствления, акционирования и приватизации будет возрастать роль государственного косвенного регулирования, а государственное предпринимательство будет трансформироваться в направлении долевого участия государства в смешанных предприятиях с частным капиталом (отечественным и зарубежным). Это позволит, с одной стороны, поддерживать регулируемый государством сектор экономики, а с другой — не ограничивать частное предпринимательство.
12. Опыт ГРСЭС за рубежом (на примере 2-х-3-х стран).
|
|
13. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
14. Прогнозирование в системе ГРСЭС. Виды прогнозов, их характеристика.
Государственное прогнозирование рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ соц-эк развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах соц-эк развития РБ на соответствующий период с обоснованием основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Все большее место в системе ГР занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадии планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.
Соц-экон прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах соц-эк развития РБ» прогноз - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах соц-эк развития РБ на соответствующи период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии эк и соц развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы эк и соц развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.
|
|
В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.
Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма ГР. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма ГР соц-эк развития Республик Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.
Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.
Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику состав и качество выпускаемой продукции и т.д.
Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.
Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющи естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы – условии залегания, объем, состав - влияют на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге - на эффективность производства.
В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсо более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая количественную качественную их оценку.
Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств
Такие прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства, совершенствования методов и средств управления, улучшения использования природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения.Выделяют три вида научно-технических прогнозов: прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности - основных фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство; прогнозы последствий научно-технического прогресса.
Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения.. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.
Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.
Прогнозирование соц-эк развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза соц-эк развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты соц-эк развития.
По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).
На макроэкономическом уровне прогнозируются: ВВП и его производство, распределение, потребление, трудовые ресурсы, их распределение между производственной и непроизводственной сферами, а внутри сферы между отраслями; производство товаров и услуг; производительность общественного труда в масштабах производственной сферы; материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых товаров и услуг; производственные основные и оборотные фонды, объем инвестиций в основной капитал; основные финансовые потоки (первичные доходы государства, населения) и их использование и т.д.
Структурный прогноз включает: отраслевую структуру общественного продукта; межотраслевые связи; распределение трудовых ресурсов между отраслями и сферами экономики, административно-территориальными единицами; межотраслевое распределение и эффективность использования основных производственных фондов, инвестиций в основной капитал.
Прогноз развития народнохозяйственных комплексов охватывает: потребности в продукции данного комплекса; объем и структуру продукции комплекса, производственные ресурсы и эффективность их использования.
Имея собственное содержание (являясь самостоятельными объектами прогнозирования), все разделы комплексного прогноза согласуются и выступают как единое целое.
В системе ГР экономики РБ прогнозирование используется как форма ГР экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области соц-эк развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах соц-эк развития РБ»: долгоср НСУР(15), осн направл(10), среднеср программа (5), краткоср прогноз(1).
Разрабатывается несколько вариантов прогнозов, в них отражаются количественные показатели и качественные характеристики всего макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.