Программирование как форма ГРСЭС, виды программы

Программирование является важнейшей формой ГР экономики и разновидностью планирования. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают соц-эк, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, орг-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые.

Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант соц-эк развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного воздействия.

Примеры чрезвычайных программ: программа по восстановлению экономики Южной Кореи, программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ). В Республике Беларусь таким примером может служить Программа неотложных мер по выход экономики республики из кризиса (1994-1995 гг.).

Объектами целевых комплексных программ (ЦКП) являются наиболее значимые экономические и социальные проблемы, отрасли, сферы, различные направления научных исследований и другие значимые для национальной экономики программы. Целевые комплексные программы государственного уровня являются весьма значимыми для развития национальной экономики. В Республике Беларусь это научно-технические программы в области экологии, здравоохранения, ресурсо- и энергосбережения, создания новых технологий, материалов, приборов и оборудования, элементной базы и новейших средств электронной вычислительной техники и связи.

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочны программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

В программировании комплексно используются элементы ГР экономики. Формируются цели, определяются порядок и сроки их достижения, органы и конкретные исполнители, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливаются порядок финансирования, контроль за их использованием. Вокруг цели как стержня программы группируются мероприятия, они и составляют содержание программы.

Гос программирование как инструмент и высшая форма ГР экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Нидерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др. Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов ГР для достижения поставленной цели и, основном, носит индикативный, т.е. рекомендательно-регулирующий характер.

Весь массив действующих прогнозных и программных раз­работок классифицируется нормативными правовыми документами по следующим группам, видам и подвидам:

1) государственные прогнозы и программы социально-эк развития РБ;

2) государственные программы;

3) отраслевые программы;

4) региональные программы.

Первая группа включает совокупность прогнозов и прог­рамм соц-эк развития, разрабатываемых согласно Закону «О государственном прогнозировании и прог­раммах соц-эк развития РБ» (1998 г.).

Вторая группа охватывает государственные и межгосудар­ственные программы. Государственные в свою очередь подраз­деляются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-техни­ческие. Народнохозяйственные программы включают производ­ственно-экономические и экологические.К научным и науч­но-техническим относятся научно-исследовательские (гос программа фундаментальных исследований, гос программа прикладных научных исследований и др.) и научно-технические программы, включая комплексные целе­вые научно-технические. Межгосударственные программы мо­гут быть разделены на совместные программы Союза Беларуси и России, а также СНГ, ЕврАзЭС и с другими странами.

Третья группа охватывает отраслевые, четвертая регио­нальные программы.

Помимо статуса программы могут классифицироваться и по таким признакам, как назначение, целевая направленность, вид деятельности (природа объекта), функциональные особен­ности, масштабность, комплексность и значимость решаемых проблем, организационная модель. Например, но значимости и актуальности выделяют инновационные и инвестиционные программы, и др. Особое значение имеют гос программы по обеспечению внутренней и внешней безопасности (правоохранительные, обо­ронные и др.).

В Беларуси создана достаточно полная, сбалансированная законодательная и нормативная база и в соответствии с ней — современная гос система разработки и реализации соц-эк и научно-технических программ. По своим структурно-функциональным характеристикам она в ос­новном соответствует аналогам в России, Украине, Казахстане и других странах СНГ.

В целях упорядочения индикативных прогнозов и прог­рамм, их взаимоувязки, обеспечения методологического и методического единства их формирования Национальным собра­нием РБ в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах соц-эк развития РБ», который определяет систему государственных прогнозов и программ соц-эк развития страны, цели и задачи, об­щий порядок их разработки.

Примерами программ, имеющих государственное и межгосударственное значение, могут служить: Программа повышения эффективности АПК на 2000-2005 гг., Национальная программа развития экспорта на 2000-2005 гг.).

В 1997 году в республике для повышения значимости статуса программ как формы ГР Указом Президента РБ был введен институт президентских программ («Жилье», «Бытовая техника», «Информатизация», «Дети Беларуси» и др.). инициатор – Президент, объект – важнейшие соц-эк проблемы.

16. Система плановых, прогнозных и программных документов, используемых в системе ГРСЭС РБ, их характеристика.

Система государственных прогнозов соц-эк развития РБ представлена:

• на долгосрочную перспективу - НСУР (15),Основными направления­ми соц-эк развития РБ (10);

• на среднесрочную перспективу Программой соц-эк развития РБ (на 5 лет);

• на краткосрочную перспективу годовым прогнозом соц-эк развития РБ.

Прогнозы и программы соц-эк разви­тия включают количественные показатели и качественные ха­рактеристики состояния и развития экономической и социаль­ной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятель­ности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обста­новки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производст­венного потенциалов Беларуси, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения данных факто­ров. Прогнозы составляются в целом по республике, по народ­нохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по адми­нистративно-территориальным единицам в нескольких вариан­тах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ соц-эк развития страны проводится Советом Министров РБ.

Государственное прогнозирование соц-эк развития Беларуси на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику го­сударства на длительный период. Так, НСУР разрабатывается один раз в пятилетие на 15 лет за 2,5 года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений обосновываются стратегические направления эффективного использования социально-демогра­фического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе НСУР один раз в 5 лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разра­ботка Основных направлений соц-эк раз­вития на 10 лет (с погодовой разбивкой первого пятилетия). В документе определяются цели соц-эк раз­вития РБ, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений используются при составлении прогнозов и программ на среднесрочную перспек­тиву, что обеспечивает преемственность экономической поли­тики государства.

Программа соц-эк развития РБ на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5 лет и утвержда­ется Президентом РБ. В документе находят отражение: оценка итогов соц-эк развития за пре­дыдущий период; собственно концепция Программы; макроэкономическая политика, включая бюджетно-нало­говую, денежно-кредитную и валютную, ценовую; социальная политика; институциональные преобразования; инновационная, инвестиционная и структурная политика; ВЭД; развитие реального сектора экономики; проблемы рационального использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы соц-эк развития, которые включают: основные показатели соц-эк развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году; характеристику целевых программ РБ и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета; перечень респуб гос нужд, а так­же гос заказчиков по поставкам, закупкам това­ров (работ и услуг), необходимых для обеспечения этих нужд; государственную инвестиционную программу; целевые показатели соц-эк развития, которые служат ориентирами при составлении прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по административно-территориальным единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза соц-эк развития согласуются с порядком и срока­ми разработки гос бюджета. Данный документ является исходной базой для составления проектов республи­канского и местных бюджетов и формирования основных нап­равлений национальной денежно-кредитной и валютной политики. Важнейшие параметры прогноза утверждаются Прези­дентом РБ.

На основании указанных документов законом предусматри­вается разработка прогнозов соц-эк разви­тия по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономи­ки, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами госу­дарственного управления, местными исполнительными и рас­порядительными органами, которые в соответствии с законода­тельством также несут ответственность за достоверность и свое­временность предоставления необходимой информации для прогнозирования соц-эк развития страны.

Программа соц-эк развития РБ па 2011—2015 годы — важнейший документ, В котором дана оценка достигнутого уровня соц-эк развития в базисном пятилетии (2006—2010 гг.); на­мечены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на период до 2015 г.; обоснована система меро­приятий правового, организационно-экономического и эколо­гического характера и внесены предложения по совершенство­ванию механизмов их реализации; определены необходимые ресурсы и возможные соц-эк последствия.

Оценка достигнутого уровня развития национальной эконо­мики дана по фактическому выполнению Программы на 2006— 2010 годы. В этот период (2008—2009 гг.) разразился мировой финансово-экономический кризис, оказавший на экономику Беларуси негативное воздействие, проявившееся в резком паде­нии спроса на товары и услуги на внешних рынках, обострении конкуренции с иностранными товаропроизводителями, суще­ственном росте цен и стоимостного объема импорта топлив­но-энергетических и сырьевых ресурсов, что привело к сниже­нию темпов роста во всех секторах (прирост ВВП в 2009 г. — 0,2 %, в 2010 г. — 7,6 %).

Однако, несмотря на невыполнение заданий пятилетия по большинству макропоказателей в 2009 г. и недовыполнение но некоторым из них в 2010 г., в целом Программа 2006 -2010 гг. была выполнена благодаря относительно высоким результа­там, достигнутым в первые годы указанного периода, за исклю­чением производства ВВП (142 % против запланированных 146- 155 %), продукции сельского хозяйства (124,1 % против 134 - 145 %) и несбалансированности экспортно-импортных операций (отрицательное сальдо внеш­ней торговли.

Анализ современной соц-эк ситуации в Беларуси свидетельствует о необходимости решения ряда проб­лемных вопросов, в числе которых: недостаточная эффектив­ность функционирования отдельных отраслей и секторов эко­номики — высокий уровень затрат мат и трудовых ресурсов на производимые товары и услуги, их недостаточная конкурентоспособность; медленные темпы структурных пре­образований в экономике, развития инновационной и инвести­ционной сфер деятельности, привлечения ПИИ; слабое разви­тие малого и среднего предпринимательства; невысокие темпы наращивания экспорта и несбалансированность экспортно-им­портных операций; рост внешнего долга. Для многих отраслей и производств остается характерной слабая мотивация работ­ников к высокопроизводительному труду, восприимчивости инноваций.

На решение указанных проблем нацелена разработанная в стране и одобренная IV Всебелорусским народным собранием Программа соц-эк развития РБ на 2011—2015 годы, суть которой отражена в следу­ющих положениях: главное стратегическое направление — перевод экономики на инновационный путь развития и повы­шение уровня конкурент-ти путем технико-техноло­гического переоснащения и модернизации экономики (девиз: «человек—инновации—благосостояние»); основная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на ос­нове совершенствования соц-эк отношений, ускоренного развития инновационной и инвестиционной дея­тельности и активизации структурных преобразований в эко­номике.

Для реализации приоритетов и определения степени дости­жения целей в Программе определены целевые параметры, ха­рактеризующие развитие экономики, повышение уровня и ка­чества жизни, состояние окружающей природной среды. К важ­нейшим из них отнесены:

• рост ВВП в 1,62- 1,68, продукции промышленности — в 1,54—1,6, сельского хозяйства — в 1,39—1,45 раза; доведе­ние удельного веса инновационной промышленной продукции в объеме отгруженной до 20—21 %;

• повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7—1,76 раза;

• рост инвестиций в основной капитал в 1,9—1,97 раза;

• снижение уровня энергоемкости ВВП на 29—32 %, рост произв-ти труда — в 1,6—1,7 раза.

Достижение указанных целей и целевых параметров, реали­зацию приоритетных направлений соц-эк развития предусмотрено обеспечить за счет всестороннего ис­пользования совокупного экономического потенциала, конку­рентных преимуществ страны и активной регулирующей роли государства, которое выступает инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований, гарантом защи­ты частной собственности.

Рассмотренная выше система государственных прогнозов и программ в условиях глобализации и ужесточения конку­ренции на мировых рынках, усиления угроз финансово-эконо­мических кризисов и других вызовов XXI века требует совер­шенствования. В первую очередь в нее необходимо включить в качестве важнейшего структурного элемента разработку Ком­плексного прогноза научно-технического развития страны на долгосрочную перспективу. Данный документ должен стать основой для разработки других прогнозов и программ, первичной базой для прогноза структурных сдвигов и определения вели­чины соц-эк и экологических индикаторов и показателей.

17. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ».

18. Конкурентные преимущества экономики Республики Беларусь и проблемы, снижающие ее конкурентоспособность.

19. Основные направления совершенствования системы государственного управления в Республике Беларусь.

20. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании.

Основой разработки плановых, программных и прогнозных документов являются показатели, позволяющие всесторонне описать социальные и экономические процессы и явления, сформировать, представить и обосновать задания плана, программы, прогноза на проектируемый период.

Показатель - это качественно-количественное представление объекта, социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность.

Показатели, выступающие в качестве основного мерила состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности труда - производительность труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности - это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.

Показатели должны: (требования)

• раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления);

• комплексно отражать особенности объекта соответствующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стоимостного состояния;

• соответствовать целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики;

• ориентировать на более полное и эффективное использование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства;

• иметь методологическое единство и сопоставимость с показателями учета и статистики, системы национальных счетов;

• обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;

• быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает возможность, во-первых, формирования системы показателей, во-вторых, вхождения в систему более высокого или низкого порядка.

Виды показателей:

- натуральные и стоимостные;

- количественные и качественные;

- абсолютные и относительные;

- утверждаемые и расчетные;

- индикативные и справочные;

- синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т.д.).

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д. Сетевые - развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции. Они разделяются на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительность оборудования, использование производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т.д. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе).

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются адресными. Это показатели государственного бюджета (республиканского, местного), государственный заказ, цены на социально значимую продукцию и т.д.

Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; они носят вспомогательный характер.

Индикативные показатели выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ.

Справочные (информационные) - это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «10000 населения» и др., например, валовой внутренний продукт на душу населения, количество аптек на 10000 населения и т.д.

В зависимости от степени охвата социальных и экономических процессов показатели подразделяются на интегральные (синтетические) и частные (индивидуальные). Синтетические отражают сложные явления. Выступая как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, они обобщают результаты производства или распределения. К ним относятся: валовой национальный продукт, национальный доход, валовой внутренний продукт и др. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.

Лимит - это показатель предельно допустимой величины затрат ресурса для достижения определенных целей. Лимиты устанавливаются, как правило, по остродефицитным ресурсам, наиболее значимым для экономики страны.

Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. Например, устанавливаются нормативы для отчисления средств предприятий в государственный и местные бюджеты, в различные фонды денежных средств. В качестве нормативов выступают ставки налогов на добавленную стоимость, экспорт и импорт, доходы и прибыль и т.п.

Система показателей планирования и прогнозирования изменяется в зависимости от условий функционирования экономики, целей и задач планируемого (прогнозируемого) периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: