Программирование является важнейшей формой ГР экономики и разновидностью планирования. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели.
Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.
В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают соц-эк, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, орг-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые.
Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант соц-эк развития страны в целом или ее отдельного региона.
Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного воздействия.
Примеры чрезвычайных программ: программа по восстановлению экономики Южной Кореи, программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ). В Республике Беларусь таким примером может служить Программа неотложных мер по выход экономики республики из кризиса (1994-1995 гг.).
Объектами целевых комплексных программ (ЦКП) являются наиболее значимые экономические и социальные проблемы, отрасли, сферы, различные направления научных исследований и другие значимые для национальной экономики программы. Целевые комплексные программы государственного уровня являются весьма значимыми для развития национальной экономики. В Республике Беларусь это научно-технические программы в области экологии, здравоохранения, ресурсо- и энергосбережения, создания новых технологий, материалов, приборов и оборудования, элементной базы и новейших средств электронной вычислительной техники и связи.
По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочны программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).
В программировании комплексно используются элементы ГР экономики. Формируются цели, определяются порядок и сроки их достижения, органы и конкретные исполнители, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливаются порядок финансирования, контроль за их использованием. Вокруг цели как стержня программы группируются мероприятия, они и составляют содержание программы.
Гос программирование как инструмент и высшая форма ГР экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Нидерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др. Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов ГР для достижения поставленной цели и, основном, носит индикативный, т.е. рекомендательно-регулирующий характер.
Весь массив действующих прогнозных и программных разработок классифицируется нормативными правовыми документами по следующим группам, видам и подвидам:
1) государственные прогнозы и программы социально-эк развития РБ;
2) государственные программы;
3) отраслевые программы;
4) региональные программы.
Первая группа включает совокупность прогнозов и программ соц-эк развития, разрабатываемых согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах соц-эк развития РБ» (1998 г.).
Вторая группа охватывает государственные и межгосударственные программы. Государственные в свою очередь подразделяются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-технические. Народнохозяйственные программы включают производственно-экономические и экологические.К научным и научно-техническим относятся научно-исследовательские (гос программа фундаментальных исследований, гос программа прикладных научных исследований и др.) и научно-технические программы, включая комплексные целевые научно-технические. Межгосударственные программы могут быть разделены на совместные программы Союза Беларуси и России, а также СНГ, ЕврАзЭС и с другими странами.
Третья группа охватывает отраслевые, четвертая региональные программы.
Помимо статуса программы могут классифицироваться и по таким признакам, как назначение, целевая направленность, вид деятельности (природа объекта), функциональные особенности, масштабность, комплексность и значимость решаемых проблем, организационная модель. Например, но значимости и актуальности выделяют инновационные и инвестиционные программы, и др. Особое значение имеют гос программы по обеспечению внутренней и внешней безопасности (правоохранительные, оборонные и др.).
В Беларуси создана достаточно полная, сбалансированная законодательная и нормативная база и в соответствии с ней — современная гос система разработки и реализации соц-эк и научно-технических программ. По своим структурно-функциональным характеристикам она в основном соответствует аналогам в России, Украине, Казахстане и других странах СНГ.
В целях упорядочения индикативных прогнозов и программ, их взаимоувязки, обеспечения методологического и методического единства их формирования Национальным собранием РБ в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах соц-эк развития РБ», который определяет систему государственных прогнозов и программ соц-эк развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки.
Примерами программ, имеющих государственное и межгосударственное значение, могут служить: Программа повышения эффективности АПК на 2000-2005 гг., Национальная программа развития экспорта на 2000-2005 гг.).
В 1997 году в республике для повышения значимости статуса программ как формы ГР Указом Президента РБ был введен институт президентских программ («Жилье», «Бытовая техника», «Информатизация», «Дети Беларуси» и др.). инициатор – Президент, объект – важнейшие соц-эк проблемы.
16. Система плановых, прогнозных и программных документов, используемых в системе ГРСЭС РБ, их характеристика.
Система государственных прогнозов соц-эк развития РБ представлена:
• на долгосрочную перспективу - НСУР (15),Основными направлениями соц-эк развития РБ (10);
• на среднесрочную перспективу Программой соц-эк развития РБ (на 5 лет);
• на краткосрочную перспективу годовым прогнозом соц-эк развития РБ.
Прогнозы и программы соц-эк развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Беларуси, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения данных факторов. Прогнозы составляются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ соц-эк развития страны проводится Советом Министров РБ.
Государственное прогнозирование соц-эк развития Беларуси на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на длительный период. Так, НСУР разрабатывается один раз в пятилетие на 15 лет за 2,5 года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений обосновываются стратегические направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
На основе НСУР один раз в 5 лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений соц-эк развития на 10 лет (с погодовой разбивкой первого пятилетия). В документе определяются цели соц-эк развития РБ, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений используются при составлении прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, что обеспечивает преемственность экономической политики государства.
Программа соц-эк развития РБ на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5 лет и утверждается Президентом РБ. В документе находят отражение: оценка итогов соц-эк развития за предыдущий период; собственно концепция Программы; макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую; социальная политика; институциональные преобразования; инновационная, инвестиционная и структурная политика; ВЭД; развитие реального сектора экономики; проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы соц-эк развития, которые включают: основные показатели соц-эк развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году; характеристику целевых программ РБ и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета; перечень респуб гос нужд, а также гос заказчиков по поставкам, закупкам товаров (работ и услуг), необходимых для обеспечения этих нужд; государственную инвестиционную программу; целевые показатели соц-эк развития, которые служат ориентирами при составлении прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по административно-территориальным единицам.
Порядок и сроки разработки годового прогноза соц-эк развития согласуются с порядком и сроками разработки гос бюджета. Данный документ является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и формирования основных направлений национальной денежно-кредитной и валютной политики. Важнейшие параметры прогноза утверждаются Президентом РБ.
На основании указанных документов законом предусматривается разработка прогнозов соц-эк развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, которые в соответствии с законодательством также несут ответственность за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования соц-эк развития страны.
Программа соц-эк развития РБ па 2011—2015 годы — важнейший документ, В котором дана оценка достигнутого уровня соц-эк развития в базисном пятилетии (2006—2010 гг.); намечены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на период до 2015 г.; обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и внесены предложения по совершенствованию механизмов их реализации; определены необходимые ресурсы и возможные соц-эк последствия.
Оценка достигнутого уровня развития национальной экономики дана по фактическому выполнению Программы на 2006— 2010 годы. В этот период (2008—2009 гг.) разразился мировой финансово-экономический кризис, оказавший на экономику Беларуси негативное воздействие, проявившееся в резком падении спроса на товары и услуги на внешних рынках, обострении конкуренции с иностранными товаропроизводителями, существенном росте цен и стоимостного объема импорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, что привело к снижению темпов роста во всех секторах (прирост ВВП в 2009 г. — 0,2 %, в 2010 г. — 7,6 %).
Однако, несмотря на невыполнение заданий пятилетия по большинству макропоказателей в 2009 г. и недовыполнение но некоторым из них в 2010 г., в целом Программа 2006 -2010 гг. была выполнена благодаря относительно высоким результатам, достигнутым в первые годы указанного периода, за исключением производства ВВП (142 % против запланированных 146- 155 %), продукции сельского хозяйства (124,1 % против 134 - 145 %) и несбалансированности экспортно-импортных операций (отрицательное сальдо внешней торговли.
Анализ современной соц-эк ситуации в Беларуси свидетельствует о необходимости решения ряда проблемных вопросов, в числе которых: недостаточная эффективность функционирования отдельных отраслей и секторов экономики — высокий уровень затрат мат и трудовых ресурсов на производимые товары и услуги, их недостаточная конкурентоспособность; медленные темпы структурных преобразований в экономике, развития инновационной и инвестиционной сфер деятельности, привлечения ПИИ; слабое развитие малого и среднего предпринимательства; невысокие темпы наращивания экспорта и несбалансированность экспортно-импортных операций; рост внешнего долга. Для многих отраслей и производств остается характерной слабая мотивация работников к высокопроизводительному труду, восприимчивости инноваций.
На решение указанных проблем нацелена разработанная в стране и одобренная IV Всебелорусским народным собранием Программа соц-эк развития РБ на 2011—2015 годы, суть которой отражена в следующих положениях: главное стратегическое направление — перевод экономики на инновационный путь развития и повышение уровня конкурент-ти путем технико-технологического переоснащения и модернизации экономики (девиз: «человек—инновации—благосостояние»); основная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования соц-эк отношений, ускоренного развития инновационной и инвестиционной деятельности и активизации структурных преобразований в экономике.
Для реализации приоритетов и определения степени достижения целей в Программе определены целевые параметры, характеризующие развитие экономики, повышение уровня и качества жизни, состояние окружающей природной среды. К важнейшим из них отнесены:
• рост ВВП в 1,62- 1,68, продукции промышленности — в 1,54—1,6, сельского хозяйства — в 1,39—1,45 раза; доведение удельного веса инновационной промышленной продукции в объеме отгруженной до 20—21 %;
• повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7—1,76 раза;
• рост инвестиций в основной капитал в 1,9—1,97 раза;
• снижение уровня энергоемкости ВВП на 29—32 %, рост произв-ти труда — в 1,6—1,7 раза.
Достижение указанных целей и целевых параметров, реализацию приоритетных направлений соц-эк развития предусмотрено обеспечить за счет всестороннего использования совокупного экономического потенциала, конкурентных преимуществ страны и активной регулирующей роли государства, которое выступает инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований, гарантом защиты частной собственности.
Рассмотренная выше система государственных прогнозов и программ в условиях глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках, усиления угроз финансово-экономических кризисов и других вызовов XXI века требует совершенствования. В первую очередь в нее необходимо включить в качестве важнейшего структурного элемента разработку Комплексного прогноза научно-технического развития страны на долгосрочную перспективу. Данный документ должен стать основой для разработки других прогнозов и программ, первичной базой для прогноза структурных сдвигов и определения величины соц-эк и экологических индикаторов и показателей.
17. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ».
18. Конкурентные преимущества экономики Республики Беларусь и проблемы, снижающие ее конкурентоспособность.
19. Основные направления совершенствования системы государственного управления в Республике Беларусь.
20. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании.
Основой разработки плановых, программных и прогнозных документов являются показатели, позволяющие всесторонне описать социальные и экономические процессы и явления, сформировать, представить и обосновать задания плана, программы, прогноза на проектируемый период.
Показатель - это качественно-количественное представление объекта, социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность.
Показатели, выступающие в качестве основного мерила состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности труда - производительность труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности - это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.
Показатели должны: (требования)
• раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления);
• комплексно отражать особенности объекта соответствующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стоимостного состояния;
• соответствовать целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики;
• ориентировать на более полное и эффективное использование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства;
• иметь методологическое единство и сопоставимость с показателями учета и статистики, системы национальных счетов;
• обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;
• быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает возможность, во-первых, формирования системы показателей, во-вторых, вхождения в систему более высокого или низкого порядка.
Виды показателей:
- натуральные и стоимостные;
- количественные и качественные;
- абсолютные и относительные;
- утверждаемые и расчетные;
- индикативные и справочные;
- синтетические и индивидуальные.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т.д.).
Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д.
Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д. Сетевые - развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.
Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции. Они разделяются на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительность оборудования, использование производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).
Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т.д. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе).
Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются адресными. Это показатели государственного бюджета (республиканского, местного), государственный заказ, цены на социально значимую продукцию и т.д.
Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; они носят вспомогательный характер.
Индикативные показатели выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ.
Справочные (информационные) - это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «10000 населения» и др., например, валовой внутренний продукт на душу населения, количество аптек на 10000 населения и т.д.
В зависимости от степени охвата социальных и экономических процессов показатели подразделяются на интегральные (синтетические) и частные (индивидуальные). Синтетические отражают сложные явления. Выступая как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, они обобщают результаты производства или распределения. К ним относятся: валовой национальный продукт, национальный доход, валовой внутренний продукт и др. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.
Лимит - это показатель предельно допустимой величины затрат ресурса для достижения определенных целей. Лимиты устанавливаются, как правило, по остродефицитным ресурсам, наиболее значимым для экономики страны.
Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. Например, устанавливаются нормативы для отчисления средств предприятий в государственный и местные бюджеты, в различные фонды денежных средств. В качестве нормативов выступают ставки налогов на добавленную стоимость, экспорт и импорт, доходы и прибыль и т.п.
Система показателей планирования и прогнозирования изменяется в зависимости от условий функционирования экономики, целей и задач планируемого (прогнозируемого) периода.